Консультация для педагогов «Игра в развитии психических познавательных процессов дошкольников».
консультация по психологии

Кулешова Наталия Николаевна

Познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение необходимо развивать в дошкольном возрасте. При умелом использовании игр на занятиях с детьми данного возраста возможно формирование данных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра в развитии психических познавательных процессов дошкольников».

«Игра – это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности.»

К. Д. Ушинский

Вторая половина ХХ века в России стала периодом  повышения интереса психолого – педагогической науки к детской игре.  В эти годы происходит осмысление проблем игры ребенка – дошкольника (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин).

Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Стремительно возрастающий поток информации, вольно или невольно воспринимаемый ребенком, требования школы по расширению кругозора детей и определенных умений в той или иной области, стремление родителей обеспечить интенсивную подготовку к обучению в первом классе через школы раннего развития или привлечение репетиторов диктуют необходимость усиления интеллектуального развития детей дошкольного возраста любыми способами. Все это отодвигает игру на второй план и, к сожалению, не только в домашних условиях, но и во многих дошкольных образовательных учреждениях, где большое количество организованных занятий, кружков, репетиций к предстоящим праздникам не оставляют времени для свободной самостоятельной игры детей.

Можно выделить и еще ряд причин невнимания к игре: у взрослых нет убежденности в том, что в большей степени именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольников; недостаточная методическая помощь воспитателям со стороны руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации игровой деятельности; слабое знание педагогами теории игры; многие воспитатели сами не умеют играть.

Классификация игр

В основу одной из современных классификаций детских игр С. Л. Новоселова закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. В связи с этим автор выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой.

С. Л. Новоселова включает в первый класс игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры.

Характеристика развития познавательных процессов дошкольников.

Внимание. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Руководство развитием внимания

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Руководство развитием памяти

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Воображение. Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Руководство развитием мышления

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-познавательного общения со взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.

Роль игры в развитии познавательных процессов дошкольников.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно - образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения.

Говоря о психологическом смысле игры можно сказать, что игра является источником развития. В играх ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного среднего поведения: он как бы на голову выше самого себя. Игра создает зону ближайшего развития, а это возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Через игровую деятельность ребенок движется вперед. За ней стоят изменения потребностей и сознания. Действия в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития ребенка.

Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие дошкольника. В игре ребенок учится обращаться с заместителем предмета: он дает ему новое игровое название и действует соответственно с ним. Таким образом, предмет - заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок начинает думать о предметах и действовать с ними уже в умственном плане — игра в большей мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Кроме того, через нее дошкольник знакомится с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся его образцом, приобретает основные навыки общения и качестванеобходимые для установления контакта со сверстниками. Заставляя ребенка подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию волевой регуляции поведения и рефлексивного мышления. Так, внутри игровой деятельности начинает складываться учебная, которая позднее станет ведущей.

Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

Включая в образовательный процесс игру или элементы игры, педагог должен учитывать возрастные особенности воспитанников. Игра должна быть доступна для детей данного возраста.

Познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение необходимо развивать в дошкольном возрасте. При умелом использовании игр на занятиях с детьми данного возраста возможно формирование данных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимульный материал для развития психических познавательных процессов

Представленный материал можно использовать для развития мышления-обобщения (что надо дорисовать), логического мышления(задания найди четвертое, девятое), переключение внимания(корректурные пробы),разв...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

конспект занятия с детьми средней группы по развитию психических познавательных процессов

занятие помогает стимулировать развитие мелкой моторики, стимулирует развитие тактильной чувствительности и осязания, развивает слуховое внимание....

Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх.

Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх....

Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов

Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов...

Игры для развития психических познавательных процессов

Игры для развития психических познавательных процессов. Подготовка к школе....

Развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников.

Интеллектуальное развитие ребенка – это не просто процесс обучения его чтению, письму или счету. Основной целью взрослого в развитии интеллекта дошкольника является развитие основных психических...