Развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников.
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Интеллектуальное развитие ребенка – это не просто процесс обучения его чтению, письму или счету. Основной целью взрослого в развитии интеллекта дошкольника является развитие основных психических процессов, которые станут основой хорошей успеваемости и быстрой обучаемости. Ниже приведены игры и задания, направленные на развитие тех или иных психических процессов. Их можно использовать во взаимодействии с ребенком, а можно на их основе придумывать для детей все новые и новые игры, которые не просто развлекут дошкольника, но поспособствуют его всестороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников. | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие психических познавательных процессов у
старших дошкольников.
Интеллектуальное развитие ребенка – это не просто процесс обучения его чтению, письму или счету. Основной целью взрослого в развитии интеллекта дошкольника является развитие основных психических процессов, которые станут основой хорошей успеваемости и быстрой обучаемости. Ниже приведены игры и задания, направленные на развитие тех или иных психических процессов. Их можно использовать во взаимодействии с ребенком, а можно на их основе придумывать для детей все новые и новые игры, которые не просто развлекут дошкольника, но поспособствуют его всестороннему развитию.
ВНИМАНИЕ
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.
Игры, направленные на развитие внимания
Найди одинаковые предметы. Среди 5-6 игрушек или предметов (рисунков предметов) можно предложить ребенку отыскать два одинаковых. При этом можно попросить его описать эти предметы, рассказав, почему они похожи.
Добавь слово. Взрослый называет какую-нибудь игрушку. Ребенок повторяет это слово и добавляет свое. Взрослый или другой ребенок повторяет два предыдущих и добавляет свое. И так далее.
Развитию внимания способствуют задания на нахождение отличий на одинаковых с первого взгляда картинках, а также прохождение ребенком различных лабиринтов.
ПАМЯТЬ
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же его поправит, напомнит предыдущую деталь. И если сначала память дошкольника носит в основном непроизвольный характер (ребенок не заботится о том, чтобы впоследствии он мог воспроизвести то, что запомнил), то уже к 5-6 годам начинает формироваться произвольная память.
Игры, направленные на развитие памяти
Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, пересказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Запомни картинки. Ребенку предлагают 12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок рассматривает эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Какой игрушки не хватает? Перед ребенком на 1 минуту ставят 4-5 игрушек, затем просят ребенка отвернуться и убирают одну игрушку. Затем ребенка просят сказать, какой игрушки не хватает. Можно не убирать игрушку, а просто менять их местами.
Прогулка в картинках. Во время прогулки на улице можно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.
Развитие смысловой памяти. Ребенку зачитывается небольшой рассказ, а затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. При воспроизведении необходимо обращать внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.
МЫШЛЕНИЕ
Основная форма мышления в старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная. Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и пр. однако возможны и ошибки. Шестилетние дети уже могут считать до 10-20, некоторые больше. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев.
Игры и задания для развития логического мышления
Опиши предмет. Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.
Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства. Если ребенок правильно называет спрятанный предмет (например, фрукт, сладость конфету, новую игрушку), то он получает его в подарок.
Кто летает? Можно играть с несколькими детьми. Взрослый – ведущий. «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай «Летает» – и показывай, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?» – молчи и не поднимай руки. Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?»
Съедобное – несъедобное. Можно играть с несколькими детьми. «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет несъедобен, то ты должен отбить мяч, а если съедобен – поймать». Если играет несколько детей, при каждом правильном ответе делается шаг вперед, при неправильном – назад. Побеждает тот ребенок, который первым дойдет до заранее обозначенной линии.
Для детей-шестилеток знакомством с признаками предметов могут стать загадки. К тому же нужно учить ребенка находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному признаку, проводить классификацию. С помощью взрослых ребенок должен познакомиться и усвоить противоположные по значению понятия, понятия «шире – уже» и «одинаковые по ширине», «короче – длиннее» и «одинаковой длины», «впереди – сзади (позади)», «справа – слева», «раньше – позже», «до – после – потом – сейчас».
В любом случае, интеллектуальное развитие ребенка происходит при непосредственном участии взрослого, при этом совершенно не обязательно заниматься с ребенком целенаправленно и много, задания и упражнения можно включать в игровую деятельность, в повседневное взаимодействие с ребенком. Главное условие – игры должны носить элемент новизны и ребенку должно быть интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимульный материал для развития психических познавательных процессов
Представленный материал можно использовать для развития мышления-обобщения (что надо дорисовать), логического мышления(задания найди четвертое, девятое), переключение внимания(корректурные пробы),разв...
конспект занятия с детьми средней группы по развитию психических познавательных процессов
занятие помогает стимулировать развитие мелкой моторики, стимулирует развитие тактильной чувствительности и осязания, развивает слуховое внимание....
Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх.
Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх....
Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов
Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов...
Игры для развития психических познавательных процессов
Игры для развития психических познавательных процессов. Подготовка к школе....