Руководящий контроль. Что это и почему он важен в работе с детьми с РАС.
статья по психологии
Статья о том, что такое руководящий контроль, для чего он нужен и как его устанавливать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruk_kontrol.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Если не вдаваться в долгие рассуждения и сложную терминологию, то руководящий контроль это способность взрослого человека мотивировать ребенка на сотрудничество, добиваться от него функционального поведения и выполнения инструкций, при помощи умело используемых поощрений.
Руководящий контроль имеет очень важную роль в обучении ребенка. Как в примере из вашего детства: вспомните, чьи уроки принесли вам больше пользы, какой материал усваивался легче? Ответ, я думаю, очевиден. Только установив с ребенком рабочие, сотрудничающие, доверительные, но в то же время директивные отношения, можно добиться успеха в работе с ним.
Взрослый, будь то родитель или специалист, который установил руководящий контроль — определяет «правила игры», выполнение которых сулит малышу позитивные последствия.
Я слышала заявления о том, что руководящий контроль подавляет волю ребенка, превращает его в послушного робота и лишает любой инициативы. Если происходит что-то подобное в ходе взаимодействия с ребенком, то тут речь идет, явно, не о руководящем контроле, а скорее о давлении и даже насилии. Но чаще всего подобные заявления — это результат заблуждений. Невозможно вырастить ребенка в атмосфере полной вседозволенности, не прибегая к правилам и дисциплине — иначе можно причинить ему непоправимый вред.
Для детей с аутизмом это верно вдвойне. Руководящий контроль обеспечивает им безопасность (коррекция потенциально опасного поведения), а также, возможность обучаться и социализироваться (управление вниманием).
Роберт Шрамм, в своей книге «Семь шагов к контролю над обучением» дает пошаговую методику установления с ребенком сотрудничающих отношений и руководящего контроля. Здесь я привожу краткое описание этих шагов:
Шаг 1. Покажите ребенку, что именно вы (а не он сам и его импульсивные желания) контролируете доступ к предметам и действиям, которые его интересуют.
Шаг 2. Покажите ребенку, что ему с вами будет весело и интересно. Успех обучения напрямую зависит от того, насколько значимой мотивационной ценностью обладает сам учитель (тут снова достаточно вспомнить наше детство). Обратите внимание, что руководящий контроль не подразумевает подчинения ребёнка воле взрослого любой ценой и его рыдания, вместе с нежеланием взаимодействовать со специалистом, как раз указывают на то, что сотрудничество не установлено, а контроля никакого нет и в помине.
Шаг 3. Покажите ребенку, что вам можно доверять, вы последовательны и предсказуемы. Ваши слова не должны расходится с делом, а установленные правила не могут меняться на ходу.
Шаг 4. Покажите ребенку, что если он будет следовать вашим указаниям — это принесёт ему пользу. Пусть он поймет, что самый верный путь получить желаемое — это выполнить инструкцию. Сотрудничество обеспечивает ему доступ к мотивационным стимулам.
Шаг 5. На начальном этапе подкрепляйте каждую желаемую реакцию ребенка — это позволит установить взаимопонимание. Однако, постепенно, количество подкреплений надо уменьшать и использовать их только для выполнения сложных инструкций.
Шаг 6. Покажите ребенку, что вам так же важны его приоритеты, как и ваши собственные. Необходимо быть уверенным, что поощрения и награды, которые вы предлагаете ребенку в ходе работы, действительно интересны ему и обладают определенной ценностью.
Шаг 7. Покажите ребёнку, что нежелательное поведение не приведет к подкреплению, то есть лишит его того, что он хочет. Важно быть последовательным в этом вопросе, и тогда ребенок поймет, какой из двух альтернативных вариантов поведения приведет его к желаемому результату и будет прибегать именно к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему так важен режим дня для ребенка?
Режим- залог здоровья малыша...
Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка.
Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка....
«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»
описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма...
Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.
Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...
Руководящий контроль
Сотрудничество и руководящий контроль...
РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ
Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...
Руководящий контроль в работе с детьми с РАС в ДОУ
О роли руководящего контроля в работе с детьми с Рас в ДОУ и методе его достижения...