Руководящий контроль. Что это и почему он важен в работе с детьми с РАС.
статья по психологии

Гричукова Инна Сергеевна

Статья о том, что такое руководящий контроль, для чего он нужен и как его устанавливать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruk_kontrol.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Если не вдаваться в долгие рассуждения и сложную терминологию, то руководящий контроль это способность взрослого человека мотивировать ребенка на сотрудничество, добиваться от него функционального поведения и выполнения инструкций, при помощи умело используемых поощрений.

✅ Руководящий контроль имеет очень важную роль в обучении ребенка. Как в примере из вашего детства: вспомните, чьи уроки принесли вам больше пользы, какой материал усваивался легче? Ответ, я думаю, очевиден. Только установив с ребенком рабочие, сотрудничающие, доверительные, но в то же время директивные отношения, можно добиться успеха в работе с ним.

Взрослый, будь то родитель или специалист, который установил руководящий контроль — определяет «правила игры», выполнение которых сулит малышу позитивные последствия.

Я слышала заявления о том, что руководящий контроль подавляет волю ребенка, превращает его в послушного робота и лишает любой инициативы. ⚠ Если происходит что-то подобное в ходе взаимодействия с ребенком, то тут речь идет, явно, не о руководящем контроле, а скорее о давлении и даже насилии. Но чаще всего подобные заявления — это результат заблуждений. Невозможно вырастить ребенка в атмосфере полной вседозволенности, не прибегая к правилам и дисциплине — иначе можно причинить ему непоправимый вред.

Для детей с аутизмом это верно вдвойне. 👉 Руководящий контроль обеспечивает им безопасность (коррекция потенциально опасного поведения), а также, возможность обучаться и социализироваться (управление вниманием).

Роберт Шрамм, в своей книге 📖 «Семь шагов к контролю над обучением» дает пошаговую методику установления с ребенком сотрудничающих отношений и руководящего контроля. Здесь я привожу краткое описание этих шагов:

🔹 Шаг 1. Покажите ребенку, что именно вы (а не он сам и его импульсивные желания) контролируете доступ к предметам и действиям, которые его интересуют.

🔸 Шаг 2. Покажите ребенку, что ему с вами будет весело и интересно. Успех обучения напрямую зависит от того, насколько значимой мотивационной ценностью обладает сам учитель (тут снова достаточно вспомнить наше детство). ❗Обратите внимание, что руководящий контроль не подразумевает подчинения ребёнка воле взрослого любой ценой и его рыдания, вместе с нежеланием взаимодействовать со специалистом, как раз указывают на то, что сотрудничество не установлено, а контроля никакого нет и в помине.

🔹 Шаг 3. Покажите ребенку, что вам можно доверять, вы последовательны и предсказуемы. Ваши слова не должны расходится с делом, а установленные правила не могут меняться на ходу.

🔸 Шаг 4. Покажите ребенку, что если он будет следовать вашим указаниям — это принесёт ему пользу. Пусть он поймет, что самый верный путь получить желаемое — это выполнить инструкцию. Сотрудничество обеспечивает ему доступ к мотивационным стимулам.

🔹 Шаг 5. На начальном этапе подкрепляйте каждую желаемую реакцию ребенка — это позволит установить взаимопонимание. Однако, постепенно, количество подкреплений надо уменьшать и использовать их только для выполнения сложных инструкций.

🔸 Шаг 6. Покажите ребенку, что вам так же важны его приоритеты, как и ваши собственные. Необходимо быть уверенным, что поощрения и награды, которые вы предлагаете ребенку в ходе работы, действительно интересны ему и обладают определенной ценностью.

🔹 Шаг 7. Покажите ребёнку, что нежелательное поведение не приведет к подкреплению, то есть лишит его того, что он хочет. Важно быть последовательным в этом вопросе, и тогда ребенок поймет, какой из двух альтернативных вариантов поведения приведет его к желаемому результату и будет прибегать именно к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему так важен режим дня для ребенка?

Режим- залог здоровья малыша...

Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка.

Почему так важен режим в жизни ребенка. Как влияет режим на ребенка....

«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»

описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля  для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма...

Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...

Руководящий контроль

Сотрудничество и руководящий контроль...

РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...

Руководящий контроль в работе с детьми с РАС в ДОУ

О роли руководящего контроля в работе с детьми с Рас в ДОУ и методе его достижения...