Примеры проблемно-игровых экспериментов.
план-конспект занятия по психологии (старшая, подготовительная группа)

Все эмоции нужны, все эмоции важны. Эмоция – это наша ситуативная, субъективная реакция на конкретные события, ситуацию, действия другого человека. Эмоции передают и окрашивают то или иное отношение к чему или кому-либо и несут информацию о состоянии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_problemno-igrovyh_eksperimentov.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Педагог-психолог МБОУ СОШ №40

Невмержицкая Л.В.

 «Наши эмоции –мощная сила.

Если их не контролировать, они становятся

самореализующимися пророчествами»

Роберт Кийосаки

 

Примеры проблемно-игровых экспериментов.

Проблемно-игровые эксперименты могут проводится как самостоятельные занятия  и как его часть с детьми 5 – 7-летнего возраста.

Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики»

Цель: формировать представление о базовых эмоциях, развивать внимание, творческие способности.

Оборудование: Бесцветные пластиковые прозрачные стаканчики с чистой водой, трубочки для напитков, акварельные краски, кисточки, блестящие звездочки-пойетки.

Ход эксперимента.

Ведущая. Ребята, я предлагаю вам превратится в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства –прозрачный стаканчик с водой и трубочка.

Когда мы спокойны, всем довольны, чувствуем себя хорошо ничего нас не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную воду, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. А когда мы улыбаемся, нам весело то и настроение наше радостное, прекрасное, а мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (педагог бросает блестки в стакан с водой и помешивает их). Правда красиво?!Предлагаю вам так же поколдовать. Берите немного блесток и бросьте их в стаканчик, трубочкой размешайте, чтобы ваши блестки заискрились и весело засверкали. У вас получились замечательные веселые салюты.

Но бывает так, что наше настроение портится, и тогда мысли наши неприятны, грустны, они похожи на мутную воду (опускает кусочек глины или черной краски в свой стакан). Мы плохо себя чувствуем. Это значит, что наша радость исчезла, потерялась. Настроение стало печальным. Ребята, как нам вернуть нашу радость, веселье? (Дети придумывают способ, бросая в стакан ведущего блестки.) Посмотрите, как заметно улучшилось настроение, благодаря вашим старанием.

Бывает и так, что кто то ругается, ссорится и сжимает кулаки. В этот момент человек испытывает злость, гнев. (Педагог закрашивает чистую воду в стакане в красный цвет). Какого цвета стала вода? (Красная). Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри него злость кипит, бурлит. (Психолог делает водоворот, помешивая трубочкой или выдувая воздух в воду, образуя пузыри). Ребята, что можно сделать, чтобы победить эти отрицательные чувства? (Предлагая свой способ, дети могут опустить кисточку с желтой краской в воду. Желтый цвет символизирует приятные эмоции. После наблюдение, дети озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике).

 

Эксперимент «Цветные стекляшки»

Цель: актуализировать прошлый эмоциональный опыт детей; учить находить связи между эмоциональным состоянием и цветом.

Оборудование: разноцветные прозрачные пластиковые пластинки, прищепки, чтобы удобно было брать пластинки, очки с разноцветными стеклами, калейдоскоп, черно-белые картинки.

Ход эксперимента.

Психолог рассказывает детям, о том, какой многоцветный мир. Можно прочитать произведения: В. Сутеев «Петух и краски»; О. Никологорская «Волшебные краски».

Ведущая. Мир вокруг нас многоцветен и может менять цвета. Например, когда нам весело, то нам кажется, что все вокруг нас радуется: и небо, и солнце, и цветы. И птицы, и люди. Ребята, кажите пожалуйста, на что похожа радость? (Ответы детей). Какой цвет больше подходит радости? (Желтый, оранжевый). А теперь давайте возьмем с вами пластинки этих цветов и посмотрим вокруг себя. Расскажите, что изменило, что вы заметили? (Ответы детей). Все вокруг изменилось. Бывает, когда меняется наше настроение, когда нам становится грустно, все вокруг окрашивается в тусклые цвета. Возьмите пластинки серого цвета и поглядите вокруг. Что заметили? (Высказывания детей). А теперь положите перед собой черно-белые картинки и посмотрите на них через желтые стекляшки. Что-то изменилось? (Дети отвечают). Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать? Мы способны поменять свое настроение и мир вокруг себя, стоит только захотеть. А сейчас возьмите калейдоскоп и поднесите к глазкам. Вот таким многоцветным может быть и наше настроение. Мы то сердимся, то грустим, то злимся, то радуемся, веселимся. Все эмоции важны, они «говорят» нам и окружающим о нашем состоянии, об отношении к другим людям и явлениям.

Эксперимент «Камушек в ботинке»

Цель. Формировать умение решать конфликтные ситуации, преодолевать негативные черты характера (агрессивность, замкнутость, нерешительность), формировать умение выражать свое эмоциональное состояние адекватными способами, способствовать снижению эмоционального напряжения в группе.

Оборудование. Маленькие камушки на каждого ребенка.

Ход эксперимента.

Психолог. Ребята, бывало та, что однажды вам в ботинок попадал камушек? (Ответы детей). Сначала он вам не очень мешает, но постепенно становится не приятно, неудобно и даже появляется боль, затем появляется ранка или мозоль. И тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Зачастую камушек всегда крошечный. Мы удивляемся тому, как такой маленький камушек смог причинить нам такую большую боль. А кажется всегда, что там не камень, а целая гора с острыми краями. Бывало и такое, что придя дамой, мы забываем вытащить этот камушек из ботинка. Тогда в освободившейся ноге от ботинка, боль стихала. Но утром сунув ногу в ботинок, мы снова ощущали сильную боль от соприкосновения с тем же камнем. Боль становится еще сильнее чем вчера. Вот так маленькая проблема становится большой неприятностью. Я предлагаю нам с вами убедиться в этом. Я каждому дам камушек. Положите его под пяточки и скажите мне , что вы чувствуете?. Что-то мешает, но терпимо. А теперь встаньте, какие ваши ощущения? Усилились неприятные ощущения и появилась боль. А теперь попробуйте сделать несколько шагов. Что чувствуете теперь? (Ответы детей).  Когда мы обижены, злимся, сердимся, чем-то взволнованы, у нас внутри, как будто в ботинке маленький камушек. Если мы сразу почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек в обуви, то у нас скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Ребята, я предлагаю вам сделать так: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что ему что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас кого-либо неудобства, что-то такого, что мешало бы вам? Если у кого-то есть такое ощущение, то скажите: «У меня камушек в ботинке», если все хорошо, то можно сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Дети по очереди рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения.

Эксперимент «Как победить неудобные чувства»

        Цель. Формировать умения адекватно выражать свои эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

Оборудование. Картинки с изображениями двух мальчиков (веселого и злого), поднос, два воздушных шарика, булавка.

Ход эксперимента.

Психолог. Ребята, мы с вами много знаем о том, ка уберечь свое здоровье. А знаете ли вы то, что хорошее настроение укрепляет наше здоровья? Я вам сейчас прочту стих, а вы послушайте его внимательно. В этом стихотворении говорится об одном мальчике. После того, ка вы прослушаете стих, вам нужно будет показать его на картинке, выбрав из двух вариантов.

«Что с тобой»

Ты надутый весь такой,

Словно шарик надувной.

У тебя сердитый вид –

Он о многом говорит:

Тебя кто-то обижал?

Тебе кто-то угрожал?

Ты не получил конфет?

Или настроенья нет?

Что с тобой? Что с тобой?

Ты как шарик надувной!

Ребята, про какого мальчика говорится в стихотворении? (Ответы детей). Опишите пожалуйста его состояние, настроение. (Агрессивный, сердитый, злой, обижен, надутый, хмурый, недовольный….). Дети, посмотрите пожалуйста на его лицо и позу. Они какие-то необычные. (Взгляд из-под бровей, брови нахмуренные, губы плотно сжаты, зубы сжаты, руки в кулаки сжаты). Расскажите, почему у него такое настроение? (Ответы детей). А сейчас посмотрите на второго мальчика и опишите его настроение. (Довольный, радостный, веселый, доброжелательный….). А что вы можете сказать о его лице и позе? (Ответы детей). А почему у этого мальчика такое настроение, как вы думаете? (Может быть у него день рождения, его кто-то угостил чем-то вкусным и.т.). 

Ребята, а как вы думаете, у обидчивых людей много друзей? Приятно ли общаться с сердитым человеком? С каким мальчиком вы бы хотели общаться? (Ответы детей).

У мальчика из стихотворения скопилась обида, злость, раздражение, неприятные чувства. А так и заболеть недолго, так как болезни нападают на тех, у кого плохое настроение.

Сейчас я вам предлагаю провести небольшой эксперимент. Я буду надувать шарик, а вы представьте, что внутри этого шарика находятся неприятные чувства. Их надо выпустить. (Психолог прокалывает иголкой шар, который с шумом лопается). Ели так выпускать свою злость, то есть драться, обзываться, кусаться, то можно напугать окружающих. А сейчас я надую второй шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух, то есть злость, гнев, обиду, раздражение. Смотрите, шарик уменьшается в размере, а это значит, что и неприятные чувства уменьшаются, не причинив никому вреда. Чтобы победить неудобные чувства, можно потанцевать, медленно посчитать до 10 и обратно, слепить что-нибудь из пластилина, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки, изо всех сил сжать кулаки, затем медленно разжать их. Каждый из нас может разозлится или обидеться на кого-то. Но нужно помнить, что неприятные чувства не должны быть долго внутри человека, их надо умело выпускать. И тогда человек будет здоровым. Ведь хорошее настроение – основа здоровья. И я вам желаю всегда быть в хорошем настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты