ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по психологии
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_voskobovicha.docx | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры В.В.Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
В нашем детском саду для всестороннего и творческого развития детей педагогами используется популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путём. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Например, «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология, а так как игра – это ведущий вид деятельности детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде то на её основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.
Развивающие игры Воскобовича основаны на трёх принципах:
• Познание
• Интерес
• Творчество
Целью технологии является интеллектуально-творческое развитие детей в игре. Особенностями её являются вариативность, сказочность, многофункциональность, взаимосвязь игр.
При использовании игр Воскобовича решаются следующие задачи:
- Развитие у ребёнка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счёт большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребёнка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным опытом и достоянием. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие льдинки», не прямые, а «волшебные веревочки», «чудо- цветики», «лепестки» и т. д. Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству : доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребёнка, заинтересовывает. Ребёнок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.
Особенно большой интерес дети проявляют к коврографу «Ларчик». Это прекрасное обучающее пособие. Его можно использовать на занятиях по по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию, лепке, в свободной деятельности. Ведь с ним можно использовать большое количество дополнительных материалов.
Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учились решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закрепляли геометрические фигуры и понятия, выполняли сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогают животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол,и птица «Павлин» - правый верхний угол.
Также, вместе с коврографом можно использовать «Разноцветные верёвочки» - прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывают с помощью верёвочек геометрические фигуры, буквы, цифры, линии, пишут математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры: от точки- 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз.
Также с коврографом используются «Лепестки», «Цветные карточки». Дети с их помощью закрепляют счёт, развивают пространственное и смысловое отражение, сенсорное восприятие, запоминают последовательность. Например: Каким по счёту синий цвет? Какой цвет стоит вторым?
«Зверята – цифрята» помогают закреплять количественный и порядковый счёт, счёт в порядке возрастания и убывания, способствуют развитию психических процессов и памяти.
Например: Кого не хватает? Кто стоит между? Кто стоит первым? На какую цифру похож директор Цифроцирка – Магнолик? Игровых ситуаций много и все они интересные, занимательные.
Ещё одна интересная игра - «Прозрачный квадрат»- увлекательное, эффективное средство для развития ребёнка. Мальчик Гео знакомит детей с «нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких пластин помогает понять соотношение целого и части.
Например: какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Из каких частей сложен квадрат? (равных или неравных). Придумай и сложи квадрат из двух, четырех равных частей. Задания с прозрачными квадратами учат детей классифицировать. Например, выложите точно такой же ряд, найди лишнюю фигуру, объясни, что их объединяет.
Игру «Прозрачный квадрат» используют на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Дети сами проявляют инициативу, выдумывают собственные формы, составляют сказки, истории.
Одна из самых первых разработанных игр В. Воскобовичем - «Геоконт». В народе «Геоконт» называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые расположены на ней в определенной последовательности (по осям) по цвету и соответствуют цветам радуги.
Таким образом, можно сделать вывод, что развивающие игры
В. В. Воскобовича представляют интерес для педагогов. В работе с детьми использование этих игр делает процесс обучения интересным занятием для ребёнка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....
презентация "Игра, как приоритетное средство развитие детей дошкольного возраста"
игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта....
Игры Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста
Материал по развитию детей с помощью игр Воскобовича...
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича как средство развития детей раннего возраста
Консультативный материал по взаимодействию с семьями воспитанников...
Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста
Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста...
"Развивающие игры и игры на липучках, как перспективное средство развития детей дошкольного возраста"
В статье расскрываются понятия об развивающих играх, играх на липучках их особенности и значение в развитии детей дошкольного возраста. Игры на липучках разной тематической направленности, используютс...
Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»
Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность...