Тренинг для педагогов «Технологии педагогического взаимодействия»
план-конспект занятия по психологии

Педагогическое взаимодействие – это процесс общения, сотрудничества, обучения, взаимовлияния нескольких личностей. Эффективность педагогического взаимодействия зависит, с одной стороны, от степени готовности к нему учащегося, с другой стороны – от подготовленности учителя.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_ped_vzaimodeystviya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов
«Технологии педагогического взаимодействия»

Занятие 1

«Искусство быть собой»


Цель: осознание сильных и слабых сторон своей личности, самопринятие, развитие способности к саморазвитию

План:
1. Представление
2. Вступительное слово тренера
3. Упражнение «Мой автопортрет»
4. Упражнение «Карусель»
5. Упражнение «Социальные роли»
6. Релаксация
7. Рефлексия

Оснащение: восковые мелки, бумага, мячик

Время: 1,5 часа

1. Представление «Рассказ о себе в режиме стресса»

Несмотря на то, что мы друг друга знаем, я предлагаю вам еще раз познакомиться друг с другом. Но проведем мы эту процедуру необычным образом. Учитель часто попадает в неожиданные, почти экстремальные ситуации на уроке. Ситуация, которую я вам предлагаю, неизбежно вызовет маленький стресс. Итак, я засекаю время. Каждому на рассказ о себе дается 30 секунд. За это время вы должны рассказать о себе как можно больше – как вас зовут, чем вы занимаетесь в свободное время, что любите, чего не любите, какая у вас семья и т.д.
Примечание: неожиданностью для участников тренинга становится предложение тренера пройти второй круг представления после того, как закончился первый.

2. Педагогическое взаимодействие – это процесс общения, сотрудничества, обучения, взаимовлияния нескольких личностей. Эффективность педагогического взаимодействия зависит, с одной стороны, от степени готовности к нему учащегося, с другой стороны – от подготовленности учителя.
Учитель при этом является несомненным лидером, а значит, к его личности предъявляются особые требования: хорошие организаторские способности, педагогический такт, эмоциональность, открытость в общении, чувство юмора и т.п. Но, прежде всего, учитель должен сам ощущать себя личностью, знать свои сильные и слабые стороны, умело использовать сильные и стремится к самовоспитанию.
«Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым «сосудом» внутри нас, который более или менее «наполнен» или «опустошен». В те минуты, когда у нас все получается, благодаря нашим усилиям удалось какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям, и не сомневаемся в разумности мира, мы верим в себя и в людей, мы не умом, а сердцем верим в это. Это состояние высокой самоценности».
Педагогическое мастерство предполагает умение находить выход из конфликтных ситуаций, если они возникают, либо предотвращать их появление. Однако человек, неуверенный в себе, сомневающийся, испытывающий страх перед трудностями, не способен эффективно решать проблемы других.
Поэтому задача нашего сегодняшнего занятия – осознание сильных и слабых сторон своей личности, избавление от внутриличностных конфликтов, формирование состояния самоценности (самоуважения) собственной личности.

3. Упражнение «Автопортрет»

Цель: Осознание своих внутренних состояний, противоречий, внутриличностных конфликтов

А) Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, посмотреть вглубь себя, ощутить свое состояние, настроение, эмоции, почувствовать свою личность. Ответьте себе на вопрос: «Какой я?»
Затем на листе бумаги изобразите свой «автопортрет» с помощью символов.
Автопортреты выкладываются на столе.

Б) Посмотрите внимательно друг на друга, попробуйте почувствовать состояние другого человека. Изобразите портрет того человека, которого, на ваш взгляд, вы особенно хорошо почувствовали. Нарисовав, подложите «портрет» этого человека к его «автопортрету».

В) Ещё раз посмотрите внимательно друг на друга. Попробуйте определить, кому из присутствующих нужна ваша поддержка. Нарисуйте и подарите ему то, что вы ему пожелали. Это будет его ресурс.

Обсуждение:
• Что вы хотели изобразить своим автопортретом?
• Что подарили вам окружающие?
• Принимаете ли вы их понимание вашей личности? С чем вы не согласны?
• Можете обменяться мнениями по поводу «портретов» и «ресурсов».
• Может, вы хотите что-то спросить у человека, подарившего вам ваш «портрет» и «ресурс»?
• Поблагодарите друг друга за проделанную работу.

4. Упражнение «Карусель»

Цель: развитие тактильного восприятия, формирование эмпатических способностей, доверительного отношения к другому человеку.

Рассчитайтесь на «первый-второй», повернитесь лицом друг к другу, закройте глаза и возьмитесь за руки.
А).Попробуйте «побеседовать» друг с другом с помощью ладоней (глаза закрыты).
Скажите друг другу следующее:
• Я рад тебя видеть
• Ты мне нравишься
• Мне приятно с тобой общаться
• Я в тебе уверен
• Я тебя не боюсь
• Я могу оказать тебе помощь
• Я тебе верю
• Ты мой друг
Б). Подумайте, с каким растением ассоциируется у вас человек, который стоит напротив? Скажите ему о своих ассоциациях (говорит внешний круг, внутренний круг молча воспринимает эту информацию).

В). Теперь поменяйтесь местами – внутренний круг становится внешним. С какой музыкой ассоциируется у вас человек, который стоит напротив (говорит внешний круг)

Обсуждение:
• Выскажите словами то, что вы чувствовали ладонями, выполняя это упражнение.
• Ваши ощущения после выполнения второй части упражнения?

5. Упражнение «Социальные роли»

Цель: осознание своей социальной позиции, избавление от страхов, внутренних конфликтов, связанных с определенной ролевой позицией.

Участникам тренинга раздаются листы, на который им предлагается записать не менее 10 своих социальных ролей. Далее участники тренинга делят лист пополам и записывают, чего они хотят добиться и чего они боятся в той или иной роли:

Кто я? Чего я хочу добиться? Чего я боюсь?
Педагог
Отец
Сын
Муж
Подчиненный

Обсуждение:
• Чего вы больше всего боитесь?
• Определите те страхи, с которыми вы можете справиться сами без особого труда. Вычеркните их из своего списка. Оставьте 2-3 страха и работайте над ними.

6. Релаксационное упражнение «Храм тишины»

Цель: снятие внутренних зажимов, расслабление, избавление от усталости

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города…Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой…Обратите внимание на других прохожих…выражения их лиц, фигуры…Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными…другие спокойны и радостны…Обратите внимание на транспорт…его скорость и шум…гудят автомобили, шумят тормоза…Может быть вы слышите и другие звуки…Обратите внимание на витрины магазинов…булочную…цветочный магазин…Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?...Вы подойдете и поприветствуете этого человека?...Или пройдете мимо?...Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице…Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице…Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других…Большая вывеска гласит: «Храм тишины»…Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова…Вы подходите и трогаете тяжелые резные двери…открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…(Пауза 1-2 минуты)
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу…Как вы теперь себя чувствуете?...Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины…чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда…»

Обсуждение:
• Проговорите опыт своих переживаний во время выполнения упражнения, обменяйтесь впечатлениями.

Рефлексия

Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику. Участник тренинга, получивший мяч, должен ответить на вопросы:
– Было ли для вас полезно это занятие?
– Что вы унесете с собой сегодня?


Занятие 2

«Искусство понимания»

Цель: развитие способности педагогов к взаимопониманию с учащимися

Задачи:
1. Развитие эмпатических способностей
2. Обучение способам наблюдения для изучения психологических особенностей учащихся
3. Обучение способам активного слушания

Оснащение: тестовые задания, раздаточный материал, памятки «Язык тела»

Время: 1,5 часа

План занятия:

1. Как понимать ребенка? Наблюдение: активное восприятие
2. Беседа: активное слушание
3. Невербальные способы общения
4. Тестирование как способ изучения личности учащегося
5. Рефлексия занятия

Разминка: Сейчас мы будем одновременно, по моей команде, «выбрасывать» пальцы. Ведущий считает количество «выброшенных» пальцев у каждого. Разминка проводится до тех пор, пока у большинства играющих это количество не будет одинаковым. Договариваться нельзя.

1.
Педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее их диалог, тем устойчивее межличностные контакты. Взаимопонимание учителя и учащихся выражается в адекватном отражении друг друга, в осознании мотивации действий и поступков. 73% опрошенных подростков с репутацией «трудных» объясняют школьные конфликты непониманием их учителями.
Взаимопонимание в педагогическом общении складывается, во-первых, из понимания учащимися учителя, во-вторых, из понимания учителем учащихся, в-третьих, из понимания учащимися друг друга. То есть достижение взаимопонимания на треть зависит от самого педагога, от того, насколько он готов понимать и принимать ученика.
Для того чтобы педагог мог адекватно воспринимать учащегося, он должен опираться на определенную информацию о нем. Эту информацию можно получить через систему наблюдений за поведением учащегося в труде, учебе, общественной жизни, а также через тестирование, анкетирование, беседу.
Однако процесс общения педагога с ребенком «лицом к лицу» с целью получения конкретной информации требует от педагога особых знаний и умений, так как для взрослого понимание ребенка представляет значительную трудность. Многочисленные педагогические ошибки, как правило, являются следствием неумения видеть за поступками ученика истинные мотивы и потребности. И так как любое общение начинается с восприятия, давайте проверим, насколько хорошо оно у вас развито.

 Тест «Активное восприятие» (Приложение 1)

2.
Итак, мы убедились, что быть внимательным достаточно трудно. Если бы вам предложили вслед за этим еще один тест, уверена, вы бы отнеслись к своему умению слушать более ответственно. Процесс восприятия можно представить себе в таком виде: вообразите себе, что вы смотрите по телевизору фильм о диких животных, скажем о львах. Перед вами спокойно лежит абсолютно неподвижный лев. Возможно, он спит. Но вот животное замерло, готовясь к прыжку. Есть разница, не так ли? Именно так мы и должны слушать.
Однако чаще бывает по-другому. Различают 6 уровней восприятия.
Остекленевшие глаза.

Думаю, каждый человек однажды ловил себя на том, что полностью отключился от собеседника и уставился в пространство. Порой собственные мысли захватывают человека так, что он хоть и слышит слова, произносимые собеседником, но не вникает в их смысл.

Автоматическая реакция

Классический пример такого восприятия: один из супругов возвращается домой после длинного трудового дня, когда он вдоволь наговорился с людьми. Второй супруг был дома один и ему не терпится поговорить:
– Ну, как прошел день, хорошо?
– Да.
– Будешь на ужин рыбу?
– Да.
– Давай сегодня никуда не пойдем.
– Да.
– Я возьму деньги, чтобы купить новый костюм?
Автоматически:
– Да, – но вдруг, словно спохватившись. – Что ты сказала?

Мы нередко общаемся друг с другом как бы автоматически, хотя и знаем, что делать этого не следует, ибо, если слушаешь собеседника вполуха, недалеко и до больших неприятностей.

Повторение нескольких последних слов

Описывая этот уровень восприятия, обычно говорят: «Слушаю вполуха». При этом, обращаясь к слушателю, мы спрашиваем: «Ты меня слушаешь?» «Конечно», – отвечает он и воспроизводит несколько последних слов, но не улавливает общего смысла беседы.

Способность ответить на вопросы.

Здесь начинается настоящее восприятие. Если мы в состоянии ответить на вопросы, значит, мы не только слушали речь собеседника, но еще и обдумывали услышанную информацию.

• Способность пересказать услышанное

Если слушатель способен пересказать услышанное без потерь информации кому-то еще, можно утверждать, что он активно и внимательно воспринимал сообщение.

 Научить кого-нибудь

Это тот уровень, когда ваш собеседник не просто воспринял изложенную вами информацию, но слушал настолько внимательно, что теперь он способен обучать на ее основе других людей в ваше отсутствие.

Правила активного слушания (Приложение 2)

Упражнение «Активное слушание»

Цель: развитие умения активно воспринимать информацию, поступающую от другого человека, внимательно слушать.

Участники тренинга разбиваются на пары и получают следующее задание. Сейчас вы будете общаться. Говорить будет один из вас, а второй будет слушать определенным образом.
А) Всем своим видом показывая – то, что говорит собеседник, вам неинтересно, безразлично, скучно, что он вам просто надоел.
Б) Просто слушаете, не выражая никаких эмоций.
В) Слушаете очень внимательно, наклонившись к собеседнику, всем своим выражая внимание и интерес, сопровождая процесс слушания кивками, междометиями, улыбкой и т.д.
Затем участники меняются ролями и повторяют процедуру
Обсуждение:
• Какие эмоции вы испытывали в каждом из случаев?
• На каком этапе упражнения вы почувствовали себя хорошо?
• На каком этапе – хуже всего?

3. Язык тела.

Человек раскрывается в том, что говорит, как действует и поступает. Ребенку не всегда удается найти словесные эквиваленты своим мыслям и чувствам. Об истинных переживаниях многое могут сказать невербальные проявления – мимика, жесты, поза.

Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: развитие способности распознавать и адекватно оценивать эмоции собеседника.

Участникам тренинга предлагается выбрать карточку с эмоцией. Затем они изображают ее мимикой, жестами, остальные угадывают.

Наблюдательному глазу о многом говорит выражение лица – сосредоточенное, равнодушное, отчужденное, взгляд – открытый, недоверчивый, хитроватый, улыбка – добродушная, широкая, открытая, деланная и т.д.
Многое о собеседнике может сказать его поза и жесты, которые он использует во время разговора.
Раздаются памятки «Язык тела» (Приложение 3)

Упражнение «Таможня»

Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной от взаимодействующих сторон.

Группа делится на две команды – «таможенников» и «контрабандистов». «Контрабандисты» выходят за дверь. Их задача – провезти через «таможню» запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем «контрабанду» везет только один из них. Поэтому предварительно они должны договориться между собой, кто именно.
По прибытии на «место досмотра» «контрабандисты» выдают себя за туристов. «Таможенники» должны определить, кто из «контрабандистов» везет неположенный груз, задавая им любые вопросы. По прошествии 2-3 минут «таможенники» сообщают о своем решении.
Затем команды меняются ролями.

Обсуждение:
• Какие из невербальных реакций помогли вам определить «контрабандиста»?
• Какие особенности речи выдавали того «туриста», который вез контрабанду?

4. Тестирование как способ изучения личности учащегося.

Лучший способ изучить личность другого человека при помощи тестирования – это использование проективных методик. Одну из таких методик предлагаю вашему вниманию. Это тест геометрических фигур. Исследуемому предлагается выбрать из пяти фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг) одну – ту, которая нравится ему больше всего.

Интерпретация теста и рекомендации по учету его результатов прилагаются (Приложение 4)

5. Рефлексия занятия

Приложение 1
Тест «Активное восприятие»

1. Поделите сорок на половину и прибавьте 15. Сколько получилось?
2. Правда ли, что в Шотландии живет человек, которому закон разрешает жениться на сестре его вдовы?
3. Как правильно сказать: «Девять и пять равно тринадцати или девять и пять будет тринадцать»?
4. Сколько кубических метров земли в яме длиной шесть метров, шириной три и глубиной один метр?
5. После того как океанский лайнер был покрашен в последний раз, на нем оказалось 25 слоев краски. Какой слой был на первом?
6. Кто лучше видит в полной темноте: леопард, сова или летучая мышь?
7. Сколько животных каждого вида Моисей взял в ковчег?
8. Какая гора была самой высокой вершиной в мире до того, как был открыт Эверест?
Ответы:
1. 95 (40, деленное на половину = 80, плюс 15 = 95)
2. Нет. Если она вдова, значит, он умер.
3. Девять и пять равно 14!
4. В яме нет земли.
5. Второй слой ложится на первый.
6. Никто. В полно темноте никто ничего не может увидеть.
7. Моисей никого не брал с собою в ковчег. Это сделал Ной.
8. Гора Эверест (хотя она и не была еще открыта).

Приложение 2

Правила активного слушания

1. Слушая, смотреть собеседнику в глаза, но не в упор, а время от времени, чтобы не терять контакта.
2. Никогда не заканчивайте предложение вместо собеседника.
3. Повторяйте последние слова своего собеседника.
4. Отвечайте собеседнику, давая понять, что вы его слышите: «Да-да», «Понимаю», кивок головой.
5. Задавайте вопросы, если вы чего-то не поняли.
6. Держите паузу перед ответом – это свидетельствует о том, что вы говорите обдуманно. Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник часто продолжает говорить, сообщая новые сведения, которые, возможно, будут вам интересны.

Приложение 3
Памятка «Язык тела»

Человек наклоняется к вам во время разговора – ему интересно то, о чем вы говорите.
Человек откинулся назад, держа спину прямо с
¬ некоторым напряжением, как бы отодвинувшись от вас – свидетельство его отрицательного отношения к вашим словам.
Скрещенные руки или ноги – попытка
¬ собеседника защититься или отрицательное отношение к ситуации, в которой происходит беседа, либо к тому, что говорится.
Открытые руки ладонями вверх
¬ – чаще всего свидетельство честности, открытости говорящего. Однако если раскрытые ладони сочетаются с приподнятыми плечами и локтями, плотно прижатыми к телу, свидетельство того, что человек не хочет раскрывать всю правду.
¬ Стоящие прямо ноги или свободные, не перекрещенные друг с другом руки – желание человека быть откровенным.
Когда двое людей сидят рядом, закинув ногу на
¬ ногу – при положительном отношении собеседников друг к другу сверху лежит та нога, которая дальше от соседа.
Составленные «домиком» пальцы – чувство
¬ превосходства.
Руки за головой – чувство превосходства или сознание
¬ собственной власти, особенно если жест сопровождается покачиванием на стуле.
Рука, прикрывающая рот говорящего – нервозность, взволнованность и,
¬ возможно, лживость.
Слушающий прикрывает рот рукой – человек думает, что
¬ его собеседник лжет, либо ему не нравится то, что видит или слышит.
¬ Оттягивание уха, века или ворота одежды – человек нервничает или лжет.
¬ Слушающий отводит глаза вниз и в сторону, сдувает воображаемую пылинку с одежды – «Мне надоела болтовня, переходите, наконец, к делу».
Сдвигается на край
¬ стула, словно собираясь встать – перестал активно слушать, поэтому беседу следует как можно скорее закончить.
Прикосновение к собственному подбородку
¬ – оценочный жест, знак того, что человек задумался над следующей фразой или принимает решение.
Направленный вверх большой палец – свидетельство
¬ доминантного положения. Сложенные вместе руки с направленными вверх большими пальцами – оборонительная или отрицательная позиция (скрещенные руки) и одновременно доминирование (направленные вверх большие пальцы).
¬ Поддерживает голову рукой – потерял интерес к происходящему.
Быстрое
¬ потирание рук – вера в слова говорящего.
Медленное потирание рук – признак
¬ нервозности, неуверенности.
Руки за спиной – поза абсолютной уверенности в
¬ себе, готовность к атаке.
Облизывание губ, покашливание – признак
¬ нервозности.
Прерывистое дыхание – признак дискомфорта.
¬
Закрытые во
¬ время разговора глаза – неприятие ситуации, отрицание ее.
Притопывание –
¬ высокая степень внутреннего напряжения.
Легкая суетливость – признак
¬ лжи.

Приложение 4
Интерпретация теста геометрических фигур

Треугольник - Руководитель, лидер
Человек, уверенный в себе. Быстро соображает, предприимчив, обычно его интересует прежде всего конечный результат. Быстро говорит, быстро принимает решения, всегда готов рискнуть, не боится выглядеть смешным в глазах других людей, ответственный и аккуратный в делах.
Общаясь с «треугольником», будьте предельно конкретны, оперируйте фактами, наметьте желаемую цель, доверьте ему самому выбрать пути достижения этой цели.

Квадрат - Человек, ориентированный на факты и цифры. Мыслит логически, любит спорить, недоверчив, доверяет только конкретным фактам и цифрам, старается все проверить сам, прежде чем примет решение. Медлителен.Общаясь с «квадратом», желательно делать упор на доказанных фактах, опробованных решениях и логических рассуждениях. Не торопите его с принятием решения, говорите медленно, доказательно, убеждая в своей правоте постепенно.

Круг - Человек, ориентированный на людей. Разговорчив и эмоционален, общителен, «душа компании». Его внутренний ориентир – настроение в группе, он нередко знает мельчайшие подробности личной жизни всех ее членов, хорошо разбирается в людях. Общаясь с «кругом», учитывайте его эмоциональность, стремление быть среди людей и дарить им свое душевное тепло. Может быть хорошим руководителем, умеет внимательно слушать, однако любое решение, лишающее его широкого круга общения, может отвернуть его от вас раз и навсегда.

Прямоугольник - Человек в переходном состоянии. Люди, в жизни которых в данный момент времени происходит что-то очень серьезное. В эту категорию попадают очень немногие. Общаясь с «прямоугольником», желательно при помощи наводящих вопросов попытаться выяснить, что именно его беспокоит и по возможности помочь человеку преодолеть состояние неопределенности.

Зигзаг - Творческий человек Легковозбудим, беспорядочен, ориентирован на свои идеи. Слушать внимательно может только очень короткое время. Ему трудно работать в строго регламентированной обстановке. Имея дело с «зигзагом», ведите беседу взволнованно и воодушевленно, не перегружайте собеседника фактами и цифрами, дайте ему возможность высказаться, если он проявляет такое желание. «Зигзаг» представляет порой неразрешимую проблему для «квадрата».

Занятие 3

«Искусство коммуникации»

Цель: Обучение педагогов наиболее эффективным способам общения с учащимися
Задачи:
1. Развитие невербальных и вербальных коммуникативных навыков
2. Обучение умению управлять вниманием учащихся на уроке

Время: 1.5 часа

План занятия:

1. Понятие коммуникативной культуры педагога
2. Психологические средства коммуникативного воздействия
2.1 Невербальные
2.2 Вербальные
2.3 Проксемические
3. Механизмы коммуникативного воздействия
3.1 Заражение
3.2 Внушение и убеждение
4. Управление вниманием учащихся на уроке

Ход занятия

1.Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на изменение свойств, состояний и поведения партнеров. Целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта от педагога учащемуся и обмен личностными смыслами.
В общении происходит становление индивидуальности, как учащегося, так и педагога. Эффективность педагогического общения во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. В состав этих умений входят:

 Умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное¬ впечатление
Умение строить общение на гуманной, демократической основе
¬
¬ Использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия
Руководство принципами и правилами профессиональной этики и
¬ этикета
Артистичность, эстетичность, выразительность
¬
Владение
¬ учебно-воспитательными средствами, методами, приемами
Соблюдение
¬ педагогического такта
Умение организовывать творческое сотрудничество со
¬ всем ученическим коллективом и с каждым в отдельности
Умение создавать
¬ благоприятный нравственный климат общения.

Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной культуры является педагогическая коммуникабельность. Это понятие отличается от простой общительности, так как воспитателю необходима не просто общительность, а способность к продуктивному взаимодействию с воспитанниками.
Эмоциональная привлекательность педагога для учащихся обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими являются профессиональная эрудиция. Творческое своеобразие, высокая общая и нравственная эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.

2. Психологические средства коммуникативного воздействия

2.1 Невербальные

Профессор Альберт Мехрабиан утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора, вес которых распределяется следующим образом:

 Что мы говорим – 7%¬
Как мы говорим – 38%
¬
Язык
¬ нашего тела – 55%

Поза, мимика, жесты, которые употребляют собеседники, могут быть более информативными, чем слова, которые они произносят. В этом мы могли убедиться на предыдущем занятии.

Упражнение «Тюрьма»

Цель: отработка умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации.

Группа делится на «узников» и «родственников». Садятся парами, лицом друг к другу. Ситуация изображает сцену свидания, во время которого «родственники» должны рассказать «узникам» план освобождения, побега (каждый друг другу).
Но рассказать это нужно без слов, поскольку между ними «толстое стекло» и они могут только видеть друг друга, но не слышать. К тому же делать это надо быстро, так как время свидания ограничено одной минутой.
По окончании каждый «узник» по очереди рассказывает всем о том плане побега, который подготовили для него «родственники». Услышанное сопоставляется с рассказом самого «родственника». Если рассказы совпадают, «узник» освобождается», если нет – остается в тюрьме.

Обсуждение: 
Что было наиболее трудным при
¬ выполнении упражнения?
Как чувствуют себя не освобожденные «узники»?
¬

2.2 Вербальные

Нравственную основу речевого поведения педагога составляет гуманизм, вежливость, уважительное, терпимое отношение к личности учащегося. Первый этап общения с ученической аудиторией – вступление в контакт, приветствие. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята» и «Добрый день, друзья» несут определенную психолого-педагогическую нагрузку, задают тон общению – деловой, дружеский или интимный.
Второй этап общения – поддержание контакта. На этом этапе используются как вербальные, так и невербальные средства поддержания внимания, осуществление взаимодействия.

Правила поддержания контакта:
Конкретная
¬ адресованность речи: не «Кто его поправит?», а «Кто поправит Сашу?». Не «Все слушают», а «Андрей и Дима, слушайте внимательно».
Грамотное формулирование
¬ вопросов и пояснение ответов с высказыванием личного мнения.
Выражение
¬ эмоций, организация диалога с учащимися таким образом, чтобы взаимодействие с ними переросло официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение.
¬ Исключение глаголов повелительного наклонения (встать, сесть, отвечай), употребление глаголов сослагательного наклонения («Может тебе удобнее решить другой вариант задачи», «Почему бы тебе не попробовать…»)
Использование
¬ глаголов первого лица множественного числа: «Подумаем вместе», «Откроем учебники», «Сравним полученные данные»
Стимуляция речевой активности
¬ учащихся для обмена информацией, подчеркивание достоинств ответа учащегося, а не его слабых сторон.
Аргументация педагогических распоряжений, а не
¬ бесцеремонное морализаторство: «Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей»
Умение импровизировать (вопросы, стимулирующие интерес, шутка,
¬ снимающая напряжение)
Отказ от монолога, применение диалогических методов
¬ общения на уроке.

2.3 Проксемические

Плодотворность речевого общения обусловлена также его пространственной организацией. Проксемика – особая отрасль психологии, предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами:
Интимная (15-45 см)
¬
¬ Личная (45-75 см)
¬ Социальная (75-100 см)
Публичная (350-750 см)
¬

Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях, социальная дистанция принята в деловом общении, публичная – между малознакомыми и незнакомыми людьми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно ослабить или усилить взаимодействие. Удлинение дистанции между педагогом и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако необходимо помнить, что не всегда приближение к ребенку эмоционально сближает с ним. У подростков и юношей обострено чувство пространственной автономии. Если ребята не расположены к эмоциональному сближению, лучше придерживаться социальной дистанции.
Пространственная организация речевого общения предполагает также учет ориентации, то есть угла поворота собеседников друг к другу. Если в беседе принимают участие двое, можно располагаться параллельно, под углом друг к другу или напротив друг друга. Если трое – двоим удобнее сидеть напротив третьего. Но наиболее удобным остается способ размещения собеседников «по кругу».
В любом случае педагог должен бережно и осторожно относиться к личностному пространству каждого ребенка, уважать его права на территориальную автономию.

3. Психологические механизмы коммуникативного взаимодействия

3.1 Заражение

Известны случаи в истории, когда не самые умные и мало чем выдающиеся личности получали власть и имели большой вес в обществе благодаря своему ораторскому таланту. Одной составляющих такого талант является умение эмоционально преподносить информацию, «заражая» аудиторию своими эмоциями и своей убежденностью.

Упражнение «Митинг»

Цель: развитие умения выступать перед большой аудиторией, тренировка ораторских навыков, развитие умения эмоционально «заражать» собеседника

Организуется импровизированная трибуна, с которой будут выступать желающие. Остальные изображают участников митинга. Поведение

Обсуждение:

Мнение участников митинга может быть различным – кто-то соглашается с выступающим. Кто-то противоречит ему. Оратору необходимо убедить собравшуюся аудиторию в том, что вы серьезный лидер.
Дайте оценку
¬ ораторским качествам каждого выступающего
Какие ошибки они допускали при
¬ обращении к аудитории?
Как чувствовали себя на «трибуне» сами ораторы?
¬

3.2 Внушение и убеждение

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие на другого человека или на группу. По определению В.М.Бехтерева, это «непосредственное прививание психических состояний, не нуждающееся в доказательствах и логике». Убеждение – целенаправленное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, представляющее собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков. Психологическое воздействие на человека окажется наиболее эффективным, если оно опирается на различные механизмы воздействия: и на убеждение, и на внушение, и на заражение.
Педагог – лидер, а среди основных качеств лидера можно назвать способность убеждать людей и внушать им необходимость того или иного поведения. Но люди не похожи друг на друга, по-разному относятся к тем, кто пытается их в чем-то убедить. Здесь нужно быть готовыми ко всему.

Упражнение «Групповая дискуссия»

Цель: развитие навыков аргументации, способности убедительно доказывать правильность своих идей.

Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности.
Индеец Джо купил лошадь за 6
¬ долларов, на следующий день продал ее за 7. Занял 1 доллар у соседа и купил лошадь за 8 долларов, после чего продал ее за 9. Вопрос: каков доход индейца Джо?
Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении трех минут тренер предлагает участникам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах.

Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверенных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа.
Например: «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял 6 долларов?» Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь определенного понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

4.Управление вниманием учащихся на уроке

Многие современные технологии обучения основаны на применении самостоятельных методов обучения и игровых приемов. В ходе проведения урока с применением игровых технологий могут возникнуть ситуации, когда группа теряет деловой ритм и в классе устанавливается вовсе не деловой шум. Учащиеся, увлекшись игрой, забывают о том, что они находятся на уроке и должны соблюдать определенные правила поведения. Не всякий педагог способен применить в этом случае авторитарные методы восстановления дисциплины. В этом случае могут помочь так называемые социоигровые способы.

А) Разминочные

Упражнение «Руки – ноги»

По одному хлопку учащиеся поднимают руки (а если они уже подняты, то руки опускаются), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стоят, то садятся). Хлопки легко услышать даже в шуме. Вид то поднимающихся, то опускающихся рук, встающих - садящихся учеников обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.
В задании есть скрытая трудность – на два вида сигналов (один или два хлопка) устанавливается 4 ответные реакции (поднять – опустить, встать – сесть). Это требует от учащихся активизации внимания и отвлекает от постороннего занятия, объединяет их для дальнейшей совместной работы.
Тогда учителю уже не нужно навязывать дисциплину – она, как необходимое условие коллективной деятельности, возникает как бы «сама собой».

Б) «Деловые» способы обуздания стихийного ученического оживления связаны с выполнением ими нового для них и для учителя неожиданного дела, то есть смену вида деятельности на противоположный. Если звучал устный рассказ или ответ, дать письменное задание и наоборот. Если шла фронтальная работа, перейти к индивидуальной, от самостоятельной – к работе под руководством учителя.

В) «Приказной» способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата, и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых для учеников не представит труда, поэтапно приведет их в эту мизансцену.
Например, педагога не устраивает шум, отсутствие внимания, погруженность учащихся в собственные интересы и соображения. Соответственно, желаемой будет такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив внимание на педагога. Разложив желаемую мизансцену на элементы, педагог может легко ее осуществить:

– Первая команда: «Все встали!» Лучше всего, если педагог выполняет ее вместе с учащимися, дожидаясь, пока встанут все.
– Вторая команда: «Посмотрели на потолок!» Возможно, она вызовет недоумение, но из чувства любопытства будет выполнена.
– После третьей команды: «Тихо сели за парты, внимание к доске» – в классе устанавливается желаемая мизансцена. Учащиеся готовы «внимать» учителю, предлагающего им следующее из запланированных заданий.

5. Рефлексия занятия

Обмен впечатлениями и мнениями участников тренинга

Литература


1. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. – «Университетское» Минск. 1999.
2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – «Эксмо-пресс». Москва . 2001.
3. Школьный психолог. №№ 43-45. 2003.


Принципы «середины» Аристотеля

Уравновешенность – середина между гневливостью и безгневием

Щедрость – середина между расточительностью и скупостью

Благородство – середина между кичливостью и приниженностью

Широта – середина между мотовством и мелочностью

Негодование – середина между завистью и злорадством

Чувство собственного достоинства – середина между своенравием и подхалимством

Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью

Чувство юмора – середина между шутовством и дикарством

Дружелюбие – середина между лестью и враждой

Правдивость – середина между притворством и хвастовством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Эта консультация-тренинг направлена на помощь педагогу по взаимоотношению с семьями воспитанников. При помощи тренингов воспроизводятся проблемные ситуации, которые возникают у педагогов при взаимоотн...

Конспект мини-тренинга для педагогов на педагогическом совете

Конспект мини-тренинга для педагогов на педагогическом советеЦель: непосредственно профилактические и коррекционные меры по предупреждению психического выгорания посредством работы с личностными качес...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду ...

Тренинг для педагогов "Методы эффективного взаимодействия с детьми"

Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетносте...

Психологический мини-тренинг для педагогов ДОУ «Эффективное взаимодействие педагога с семьями воспитанников»

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах эффективного взаимодействия с родителями воспитанников....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями".

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"....