Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями".
материал по психологии

Валентина Сергеевна Бондина

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening_dlya_pedagogov_dou.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями".

Выполнила :Бондина В.С.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения

(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть.

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения – не

только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.

В процессе взаимодействия человека с человеком важными оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.

Приветствие

1. Упражнение “Рады встрече”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их

сплочению, повышению самооценки.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность

узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте

поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг.

Каждый из нас делает один шаг к центру круга, приветствует всех, называет

свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени.

Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей

группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом

при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей

профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами

и с родителями, а так же в общении с детьми.

Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)

Ведущий: В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка, но в положительном ключе.

Пока звучит музыка, вы (участники) передаете шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, или качеств собеседника, которые вам нравятся, так же можно сказать что-либо положительное о »ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: »Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение: Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Ведущий делает вывод: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Упражнение «Тренировка интонации»

Ведущий раздает участникам по 2 карточки с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести, при этом, стараясь использовать при произнесении фразы правила (приемы) эффективного общения. Участники по очереди выполняют упражнение в парах. Карточки с различными интонациями в приложении №2.

Обсуждение: какие варианты фраз дались легче, какие вызвали затруднение. Удалось ли расположить к себе, произвести располагающее впечатление?

Ведущий: Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. От того, каким образом мы будем сообщать родителю информацию о его ребенке, и какие фразы использовать в своей речи, зависит, успешность отношений взаимодоверия.

Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы- подхода».

Мини – лекция: «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса). Самые универсальные - это улыбка, имя собеседника комплимент. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители, его ребенка, Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. 1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника. 3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). 4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Мини – лекция «Основы построения беседы с «трудным» родителями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Что делать? Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядиться отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнѐт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

Психологический тренинг «Наедине с собой» для педагогов детского сада.

Помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала...

Психологический тренинг по формированию позитивного мышления педагогов

Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленн...

Семинар с элементами тренинга для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар с элементами тренинга«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»Идея:  «Для того  чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь ...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...