Тренинг для педагогов "Методы эффективного взаимодействия с детьми"
план-конспект занятия по психологии
Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетностей и промахов в воспитании детей. Правильное понимание во взаимодействии с детьми способно облегчить труд воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_pedagogi_metody_raboty_s_detmi.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
детский сад № 2 «Непоседы»
Московская область, город Балашиха, мкр. Дзержинского, 16а; тел. 8 (916) 526-17-01
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МАДОУ д/с № 2
_____________ Е.В. Суслова
Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми»
Составила и провела
Педагог- психолог
Смагина Виктория Сергеевна
Г.о. Балашиха – 2022 г.
Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.
3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
Продолжительность тренинга: 40-50мин
Ход тренинга
Приветствие:
- Добрый день. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – методы эффективного взаимодействия с детьми. Речь пойдет о дисциплине и послушании. Ведь есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять.
Ю. Б. Гиппенрейтер пишет, безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
- Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «Профессиональные умения в общении с детьми». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга.
Упражнение «Имена и качества»
Участники тренинга сидят в общем кругу.
Психолог: « Сейчас я мы с вами будем передавать по кругу клубок. У кого он окажется в руках, тот называет свое имя и любое качество, которое вам соответствует на ту же букву, что и ваше имя. Например: «Я Виктоия - веселая».
Оставляя в руках нитку передаем клубок следующему участнику. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктория - веселая, а…». Оставляя в руках нитку, участник передает клубок следующему. Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе, передавая клубок с нитками по кругу. Когда клубок вернётся ведущему, он наматывает нить на палец и кидает клубок любому участнику тренинга, говоря при этом комплимент этому человеку. Участник, которому был брошен клубок, наматывает нить на палец и так же бросает клубок и делает комплимент одному из участников. И так до тех пор, пока каждому из участников не будет сделан комплимент. Таким образом, зал постепенно будет накрыт покрывалом из шерсти.
В ходе игры люди становятся раскрепощённые, им весело, в то же время между ними налаживается связь.
Основная часть
Теоретический доклад.
Начнём с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Тогда возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила нарушать?
Юлия Борисовна Гиппенрейтер выделяет 4 основные причины нарушений поведения детей:
- первая – борьба за внимание. Если ребенок не находит нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело отрываются от дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание они при этом получают.
Для того, чтобы лучше разобрать данную причину предлагаем пройти следующее упражнение.
Упражнение “Бабочки”.
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.
Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.
Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае? (привести пример на воспитателях и детях)
- Вторая причина – борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний, замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том, как это делать. (дать ребёнку работать в собственном режиме, приём пищи, поделки, выполнение упражнений)
- Третья причина – желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо» (упражнения как справиться обидой, гневом; воспитателям обещанное выполнять, не обзывать, даже в шутку).
- Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что-то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем-то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».
(дать ребёнку поверить в собственные силы, если ребёнок не может ответить, надо сказать что ты немножко подумай, а потом нам расскажешь)
Гиппенрейтер считает, что при выполнении некоторых правил, можно добиться и поддерживать бесконфликтной дисциплины детей.
Упражнение “Золотые правила”.
Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их.
(Это 10 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учится осуждать; если ребенка высмеивают, он учится быть робким; если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться; если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь
Правила:
1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка. Если этого нет - можно говорить о попустительском стиле воспитания.
2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. (мы с вами побегаем на улице, а если холодно выйдем в спортзал, дать детям выплеснуть энергию)
3. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Упражнение «Уровень»
Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.
Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встать напротив друг друга лицом к лицу. Один из вас садится на колени, а другой встает перед ним. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит. (При этом стоящий не должен низко наклонять голову, а сидящий не должен высоко поднимать ее; и у того и у другого должны двигаться только глаза). Теперь у вас есть возможность ощутить, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит.
Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком. (В общении с детьми мы используем как вербальные (словесные) так и невербальные средства общения. Дети дошкольного возраста по жестам, мимике, позе, по выражению лица, интонации могут понять ваше настроении и отношение к нему).
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным умным и т. д., чем другой.
Позиция общение с детьми должна быть на равных. Наверняка вам приходилось - и не раз! занимать позицию «сверху». И это вполне закономерно. Например, не будете же вы что-то долго и подробно выяснять с ребенком «на равных» в тот момент, когда что-либо угрожает его здоровью или даже жизни. Конечно нет! Все выяснения вы отложите на более благоприятное время, а в этот момент, заняв позицию «сверху» (лучше, если эта позиция все-таки будет дружеской, просто скажите ему, как поступить, чтобы избежать опасности. И здесь нет ничего предосудительного).
Упражнение «Снежинка»
1. Каждому участнику следует вручить небольшой лист бумаги. Формат листа не имеет значения. Это может быть тетрадный листок, фрагмент газетного листа. Бумага требуется не для того, чтобы на ней писать, а всего лишь в качестве материала, так что сгодятся и черновики.
2. Попросите группу сохранять молчание и не задавать вопросов до конца выполнения упражнения.
Психолог: «Сосредоточьте внимание на бумаге в ваших руках. С этого момента смотрите только на этот лист, не обращайте внимания на манипуляции, которые производят с бумагой ваши соседи».
3. Психолог диктует инструкцию, отслеживая, успевают ли участники следовать ей.
Инструкции:
- Внимательно смотрите на лист бумаги и никуда больше;
- Слушайте только мой голос и следуйте инструкции;
- Сложите лист пополам;
- Оторвите правый верхний уголок (уголок это значит немного);
- Сложите получившееся еще раз пополам;
- Оторвите второй раз правый верхний уголок;
- Сложите получившееся в третий раз пополам;
- В третий раз, в последний, оторвите правый верхний уголок.
Объясните участникам, что в детском саду, когда мы были совсем маленькими, перед Новым годом почти все из нас вырезали из бумаги «снежинки», приклеивали их на стекла, дарили близким. В руках участников сейчас тоже находится «снежинка».
4. Участники разворачивают «снежинки».
Попросите поднять снежинки над головой в расправленном виде, чтобы все смогли увидеть коллекцию «снежинок».
Вы заметите сами, и это же увидит группа – удивительный красивый эффект – несмотря на то, что задание выполняли вместе, следуя одним и тем же инструкциям, «снежинки» получились совсем разными.
У кого-то в поделке несколько отверстий, у кого-то их вообще нет, а края «снежинок» оборваны. Ни одной одинаковой «снежинки».
Объясните группе, что это удивительное явление, свидетелями которому они только что стали, доказывает индивидуальность, неповторимость, непосредственность каждого из нас.
Упражнение напоминает нам о собственной исключительности, а это еще один повод полюбить себя, ценить мерцающую внутри индивидуальность и оригинальность.
Заключение
Упражнение "Чемодан, корзина, мясорубка"
Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т. е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Спасибо коллеги!!!! Помните об одном, мы взрослые люди, мы умеем управлять собой, своими эмоциями. Здоровья вам всем, терпения вашем нелегком, но благородном труде.
https://www.maam.ru/detskijsad/trening-dlja-pedagogov-na-temu-metody-yefektivnogo-vzaimodeistvija-s-detmi.html
Приложение 1
(заполняются листы самодиагностики)
Самодиагностика: «Профессиональные умения в общении с детьми»
1) Умение конструировать предстоящее общение с детьми.
2) Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и с подгруппой.
3) Умение вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к деятельности.
4) Умение создать зону успеха каждому ребенку.
5) Умение слушать ребенка.
6) Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.
7) Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка.
8) Умение целенаправленно влиять на ребенка.
9) Умение управлять инициативой в общении.
10) Умение выявлять свой индивидуальный стиль в общении.
11) Умение организовывать общение не «от себя», а «от детей».
Для изучения самооценки профессиональных умений используйте шкалу
Балл «5» - умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития.
Балл «4» - умения проявляются не постоянно.
Балл «3» - умения достигают минимально необходимого уровня, но не представляют из себя систему.
Балл «2» - умения выражены слабо.
Балл «1» - умения отсутствуют.
После того, как заполнили карту, полученные данные суммируйте и разделите на количество оценок. Полученный результат позволит вам определить уровень педагогических умений:
5-4 балла – высокий уровень;
4-2,5 балла – средний уровень;
2,5-1 балл – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Групповой родительско-детский тренинг как способ эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»»
Доклад о тренинге как методе работы психолога с родителями дошкольников...
Рекомендации для воспитателей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением
Профилактика и преодоление агрессивного поведения детей...
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».Объяснить причины появления тревожности у ребенка.Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.Научить родителей вы...
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми знакомит педагогов со следующей категорией детей - это гиперактивные дети. Материал тренинга позволит каждому педагогу ознако...
Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окра...
Семинар с элементами тренинга для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар с элементами тренинга«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»Идея: «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь ...
Тренинг для педагогов «Эффективность взаимодействия педагогов с родителями»
Выступление на РМО воспитателей ДОУ...