Диагностический инструментарий. Формы и методы психодиагностики
презентация по психологии

Ольга Владимировна Ерёмина

«Психологический инструментарий» - это система методов и технологий деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность всех средств и материалов, необходимых для работы специалиста, в том числе и педагога-психолога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.odt31.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Диагностический инструментарий. Формы и методы  психодиагностики».

Слайд 1

 «Психологический инструментарий»  - это система методов и технологий деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность всех средств и материалов, необходимых для работы специалиста, в том числе и педагога-психолога ДОУ.

Выделяют два основных вида психологического инструментария:

- специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий);

- неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность.

Слайд 2

Специфический инструментарий это Стимульный материал

Наборы по типу «Коробочка форм»; объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус); складывающиеся пирамидки; матрешки;  сюжетные картинки; наборы карточек, объединенных за данным признаком (групповым и др.); печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями; набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера.

Слайд 3

Неспецифический инструментарий это:

- Интерпретационные средства

Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики и пр.   

- Технический материал

Цветные карандаши, фломастеры, краски, альбомные листы, цветная бумага, трафареты, ножницы и пр. 

- Вспомогательные средства

CD-диски с музыкальным и вербальным сопровождением; атрибуты сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями; наборы для конструирования и моделирования; мячи и игрушки, и пр.

Слайд 4

Формы психодиагностики могут быть следующими:

1.Индивидуальные и групповые. Если процедуру проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей — групповой. 

2.
Бланковые (письменные) и устные. В процессе устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает. 

3.
Машинные (аппаратурные) и компьютерные. Для регистрации ответов и интерпретации данных используются специальные технические средства или компьютерный опрос или тестирование. 

4.
Вербальные и невербальные. Исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме.

Слайд 5

Методы диагностики в психологии:

В процессе диагностики в психологии могут использоваться формализованные и малоформализованные методы:

1. Формализованные методы: опросники, тесты, анкеты. У этих методов строгий регламент выполнения, стандартизированные процессы проведения, обработки данных и выведения результатов.

2. Малоформализованные методы: интервью, беседа, наблюдение. С их помощью получают информацию о процессах, которые могут быстро измениться, например, настроение, психоэмоциональное состояние клиента.Специалист обычно использует два метода сразу — так можно получить более полную информацию о клиенте.

Слайд 6

Диагностические альбомы

Диагностический альбом представляет собой сборник диагностических методик, с помощью которого педагог-психолог ДОУ, другие специалисты смогут оценить интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности ребёнка, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания.

Состоят альбомы из 2- х частей: 1. методических рекомендаций с описанием стратегии организации и проведения психолого-педагогической диагностики и диагностических методик;

 2.приложения, содержащего стимульный материал, предлагаемый ребенку в процессе диагностики.

Слайд 7  

Что можно выявить в ходе обследования

  1. тип нарушений в развитии;
  2. индивидуальные особенности психофизического развития ребёнка;
  3. сформированность учебных навыков;
  4. оценить состояние когнитивных функций;
  5. общую осведомлённость и социально-бытовую ориентировку;
  6. представления ребёнка об окружающем и о самом себе;
  7. состояние эмоционально-волевой и личностной сферы;
  8.  особенности двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук);
  9.  сформированность произвольной деятельности;
  10.  особенности поведения.

Слайд 8

Специальные требования к процедуре проведения обследования и к его методам:

1. Прежде всего необходимо установить контакт с ребёнком: расположить, внушить ему доверие к себе.

2. Обследование нужно начинать с игровой деятельности; в зависимости от возраста, личности ребёнка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные и др.

3. беседа, диалог поддерживается в течение всего времени обследования («немногословие»).

4. Взаимодействие с ребёнком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, заинтересованным.

 5. В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать ребёнку возможность выигрывать (но не всегда).

6. Объём материала, предъявляемого ребёнку не должен превышать объёма более 5 символов для детей старшего дошкольного возраста.

7. Использование сложных и малознакомых слов может привести к ошибочному выводу.

8. Необходимо учесть утомляемость ребёнка и её влияние на выполнение задания.

9. Окружающая обстановка во время проведения диагностического исследования должна быть спокойная, в отсутствие родителей и посторонних людей, так как их присутствие может исказить получаемые данные.

Слайд 9

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются

следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностикакоторая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследованиес помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4.  Итоговая диагностикаЦель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Слайд 10

Диагностический инструментарий педагога-психолога можно разделить на несколько блоков:

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДОУ

Для диагностики адаптации к ДОУ, применяется методика «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к ДОУ»  автор А.С. Роньжина.

По итогам наблюдения детей пришедших в ДОУ специалист заполняет таблицу, где заносит данные об эмоциональном фоне ребёнка, познавательной и игровой деятельности, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, реакцию на изменение привычной ситуации.

Каждый показатель оценивается в баллах.

 

Слайд 11

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Для диагностики уровня готовности к школьному обучению применяется методика  «Оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения (Семаго Н, Семаго М.).  Она позволяет оценить уровень сформированности предпосылок  к учебной деятельности ребёнка, его готовность к школе.

Показатели можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Предлагаемая программа состоит из 5 заданий и предлагает образец стимульного материала.

Первое задание: «Продолжи узор»

Второе задание: «Сосчитай и сравни»

 Третье задание: «Слова»

Четвертое задание:

 «Шифровка»

Пятое задание: «Рисунок человека»

Слайд 12

Диагностика познавательных процессов детей в ДОУ проводится с использованием

«Экспресс-диагностики в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.». Для диагностики используются классические методики, которые структурированы по возрастам. Результаты к каждому тесту оцениваются в баллах.

Задания такие как:

  • вторая младшая группа, 3-4 года, задания: «Коробка форм», «Матрешка 3-составная»,

«Разрезные картинки 2-3 составные», «Цветные кубики», «Парные картинки», «Угадай, чего не стало»;

  • средняя группа, 4-5 лет, задания: «Коробка форм», «Покажи и назови», «Матрешка 4- составная», «Разрезные картинки 4 -составные», «8 предметов», «Лабиринты», «Найди такую же картинку», «Найди домик для картинки», «На что это похоже»;
  • старшая группа, 5-6 лет, задания: «Лесенка», «Нелепицы», «Времена года», «Найди такую же картинку», «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка», «Рисунок человека», «Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «На что это похоже?»;
  • подготовительная к школе группа, 6-7 лет: «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже»,

«Запрещенные слова», «Графический диктант».

Слайд 13

4. ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Детский тест тревожности предназначен для диагностики  эмоциональных реакций  ребёнка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

  1. Тест тревожности Теммл Р., Дорки М, Амен В.
  2. Психологический тест «Найди своё место на дереве»(самооценка) ,
  3. методика «Лесенка». (самооценка)
  4. Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфилова

     «Страхи в домиках»

       5.Методика «Паровозик»  Валиева С.В.

6. Графическая методика М.А. Панфиловай «Кактус»

Психологический тест «Найди свое место на дереве» (этот тест придумал психолог Джон Ломпен.)

 Благодаря этому тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.) по типу теста люшера.

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Слайд 14

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социометрия Дж. Морено

Целью данной диагностики является изучение межличностных отношений.

Социометрия является групповым методом, основанном на выборе детей.

Не менее важным показателем успешности развития дошкольника служит гармоничность его социальной сферы, проявляющейся прежде всего в характере общения со сверстниками в группе детского сада.

 Для изучения этой сферы используются такие методики, как «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад),

«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд), «Секрет» (Т.А. Репина),

 Слайд 15

                         ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проективная методика «Рисунок семьи»

Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она может прояснить отношения ребёнка к членам своей семьи.

Вот вопросы, которые следует задать:

Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга

 или вымышленного лица?

2.Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

3.Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит

каждому в семье?

4.Кто в семье самый хороший и почему?

5.Кто самый счастливый и почему?

6.Кто самый грустный и почему?

7.Кто больше всех нравится ребенку и почему?

8.Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

9.Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий определения эффективности используемых форм взаимодействия с родителями

Данный материал позволяет выявить степень эффективности сотрудничества с семьей, используемых форм работы, заметить изменения, спланировать работу по применению определенных технологий. Кроме того диа...

Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ

Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ...