Презентация "Школьная зрелость ребёнка или психологическая готовность ребенка к школьному обучению"
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)
Школьная зрелость ребёнка или психологическая готовность ребенка к школьному обучению, рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьная зрелость – это понятие психолого- педагогического характера Школьной зрелостью считают достижение такой ступени нервно – психического развития , когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться - считал детский психолог Л.А. Венгер . Определение школьной зрелости необходимо проводить до сентября, до того, как ребенок пойдет в первый класс. Нередко бывает так, что при поступлении в школу первоклассник умеет и считать, и писать, но внутренне и психологически к обучению в школе еще не готов. Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка, абсолютно забывая о таком показателе, как эмоциональная и социальная готовность обучаться в условиях школы, ведь именно эти аспекты и обеспечивают успешность обучения. Важность психологической готовности
Физиологическая готовность ребенка к школе Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Физиологическая готовность к школе включает в себя ряд аспектов, связанных с физическим развитием ребенка и его здоровье. К основным компонентам физиологической готовности относятся: 1. Физическое развитие: Ребенок должен иметь соответствующий возрасту уровень физического роста, веса и общей моторики. Это включает в себя координацию движений, силу и выносливость. 2. Здоровье: Хорошее общее состояние здоровья, отсутствие хронических заболеваний и иммунитет к инфекциям играют важную роль. Регулярные обследования и профилактика заболеваний способствуют тому, что ребенок будет готов к школьным нагрузкам. 3. Сенсорное восприятие: Развитие органов чувств (зрения, слуха, осязания) также является важной частью физиологической готовности. Это необходимо для усвоения информации и взаимодействия с окружающей средой. 4. Нейропсихическое развитие: Правильное развитие нервной системы обеспечивает способность ребенка к вниманию, памяти, восприятию и другим высшим психическим функциям, которые необходимы в учебном процессе. 5. Энергетический потенциал: Ребенок должен иметь достаточно энергии для активного участия в учебных и физических активностях, что включает в себя правильное питание и режим дня. 6. Социальная адаптация: Способность взаимодействовать с окружающими, готовность к обучению в коллективе и соблюдение социальных норм также важны для успешной адаптации в школьной среде. Физиологическая готовность является основой для психического и личностного развития ребенка в школе и играет важную роль в его образовательном процессе.
Психологическая готовность ребенка к школе Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее : ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. Личностная и социальная готовность
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе
Познавательная готовность ребенка к школе Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? Внимание. Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками. Математика. Цифры от 1 до 10. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1. Арифметические знаки « > », « < », « = ». Деление круга, квадрата напополам, четыре части. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д. Память . Запоминание 10-12 картинок. Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. Пересказывание текста из 4-5 предложений. Мышление . Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. Складывать пазлы без помощи взрослого. Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик. Мелкая моторика. Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Выполнять аппликации. Речь. Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение. Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок. Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации. Различать в словах звуки. Окружающий мир. Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Уровни зрелости Высокий отличается наличием следующих навыков и свойств у ребенка: хорошее физическое развитие; готовность детской руки к письму; умение аккуратно копировать печатный или письменный тест; умение работать с ножницами; хороший слух; достаточно широкий кругозор, общая осведомленность; богатый словарный запас; умение читать по слогам; ребенок понимает смысл пословиц; знает цифры; регулирует свое поведение; обладает устойчивым стремлением пойти учиться. Школьная зрелость ребенка – это показатель, который имеет четыре уровня. Средний уровень: на данном уровне ребенка также можно считать готовым к обучению в школе. Он предполагает: готовность руки к письму; хороший слух; знание стихов, сказок, хороший словарный запас; ребенок слышит сказку или историю и после ее прочтения взрослым может ответить на простые вопросы; знает цифры и счет в пределах 10; произвольно регулирует свое поведение; при незначительной помощи взрослого способен решать учебные задачи. Ниже среднего: на данном этапе обучение в школе может создавать для ребенка существенные трудности. Характеризуется: удовлетворительным или хорошим физическим развитием; умением удовлетворительно копировать печатные или же письменные буквы; слабо развитой речью; умением устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществлять несложные операции обобщения (например, объединить картинки по принципу «животные» или «растения»); неустойчивым желанием учиться. Низкий уровень: на данном уровне отдавать в школу не рекомендуется. Основные свойства и признаки его таковы: хорошее или удовлетворительное физическое развитие; узкий кругозор; отсутствие готовности руки к письму; маленький словарный запас; умение пересказывать текст только при содействии взрослого; слабая мотивация к учебе; отсутствие навыков произвольной деятельности.
Тест Керна – Йирасека Для определения уровня подготовленности ребенка родителям удобнее всего будет при помощи теста Керна- Йирасека .
Рекомендации родителям дошкольника Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был готов к обучению, следуйте рекомендациям: 1. Не будьте слишком требовательны. 2. Позвольте ребенку ошибаться. 3. Следите за учебной нагрузкой. 4. Обращайтесь за помощью к специалистам при необходимости. 5. Гармонично сочетайте учебу и отдых, устраивайте небольшие праздники. 6. Поддерживайте распорядок дня, обеспечивайте хороший сон и время на свежем воздухе. 7. Обеспечьте сбалансированное питание. 8. Наблюдайте за эмоциями и поведением ребенка в обществе. 9. Подготовьте необходимые материалы для занятий. 10. Если ребенок устал, дайте ему отдохнуть. 11. Заинтересуйте ребенка в заданиях без запугивания. 12. Создайте развивающее пространство без бесполезных вещей. 13. Делитесь с ним своими школьными воспоминаниями. 14. Формируйте положительное отношение к школе. 15. Обратите внимание на вежливость и использование «волшебных» слов. Эти советы помогут сделать процесс обучения более комфортным и продуктивным для вашего ребенка.
Совет 1 . Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение. Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами. Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия). Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано? Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли). Совет 6. Уточните , в какое время ребенок будет возвращаться домой их школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции). Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком. Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка. Десять советов родителям будущего первоклассника
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....
Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Уважаемые родители! Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...
Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов....
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Консультация для воспитателей и родителей...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Рекомендации родителям...