Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему
Рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению
Готовность к школе определяется взаимосвязанными компонентами: физической, интеллектуальной, личностной, социальной, эмоционально – волевой готовностью.
Физическая готовность (физическое состояние и здоровье) ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность - это сформированность мышления, памяти, внимания, восприятия. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора, запаса конкретных знаний.
Ребенок должен понимать цель своей деятельности, уметь продумывать разные способы достижения поставленной цели, правильно спланировать свою деятельность, проконтролировать и дать оценку полученному результату.
Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу должен достичь определенного уровня, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Для этого необходимо:
1.Чтобы память и внимание стали произвольными
2.Мышление должно быть представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической (способность воспроизвести образец, способность к установлению логических связей и закономерностей).
3. Развитость восприятия должна проявляться в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.
Коммуникативная готовность (коммуникация - общение)
Для успешного обучения в школе ребенку необходимы навыки учебного сотрудничества, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Будущий первоклассник должен правильно ориентироваться в различных ситуациях общения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение защищаться и уступать.
Мотивационно-волевая готовность
Включает в себя сформированность учебной мотивации (желание учиться) и произвольности поведения (осознание "надо учиться и работать"). Школьная жизнь требует от ребёнка чёткого выполнения школьных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению. Если мотивационно-волевая сфера не развита, ребенок не сможет успешно учиться даже в том случае, если он хорошо читает, умеет писать и считать.
Личностная готовность
Включает в себя стремление ребёнка к новой социальной позиции школьника, ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.
Особое внимание необходимо обратить на наличие выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста, прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний.
Итак, первый раз в первый класс! Главное же, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это:
• умение слушать и слушаться;
• готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
• развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;
• общая осведомленность как показатель любознательности;
• мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой деятельности;
• наконец, достаточная развитость мелкой моторики рук.
Рекомендации родителям
В процессе формирования социальной зрелости необходимо расширить контакты ребёнка – приглашать гостей, организовывать игры, совместные прогулки. Необходимо научить ребёнка считаться с желаниями окружающих, в контакте со взрослыми учитывать возрастную дистанцию. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается на примерах взрослых.
Важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была развита эмоционально-волевая сфера. Необходимо учить ребёнка подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Следует фиксировать внимание ребёнка на добрых делах, на занятиях, приносящих радость. Ежедневный поход в школу не должен вызывать страх и тревогу, поэтому нужно говорить с детьми о школе.
Ребёнок вместо «хочу это», должен руководствоваться мотивом «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений, на занятиях ставьте перед ребёнком задачи, решение которых требует от него волевых усилий. Достижения ребёнка должны быть оценены родителями.
Необходимым условием школьного обучения является определённый уровень умственной зрелости ребёнка. Нужно постоянно стимулировать у ребёнка желание задавать вопрос «почему», создавая таки ситуации, в которых ребёнку придётся решать несложные задачи, находить выход.
Существенным компонентом также является осмысленная память. Важно использовать любую возможность для обучения приёмам запоминания.
Ручная ловкость – координированность движений рук. Игры с мячом, занятие лепкой, шитьём по проколам, лепкой помогут в развитии мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....
Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Уважаемые родители! Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...
Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов....
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Консультация для воспитателей и родителей...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
План родительского собрания в подготовительной к школе группе....