Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
материал (подготовительная группа) на тему
Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponenty_psikhologicheskoy_gotovnosti.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Существует несколько компонентов психологической готовности ребенка к школе. И об этом должны знать родителям будущих первоклассников. Не только знание алфавита и умение считать является готовностью к новой жизни маленького человека, но и другие важные факторы.
Социальная зрелость
К социальной зрелости относятся потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Социально-психологическая готовность детей к школе включает сформированность таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условием и освоение новой социальной позиции.
Личностная мотивационная готовность
Для успешной учёбы, у ребенка, прежде всего, должно появиться стремление к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность и хорошая память.
Эмоционально - волевая готовность
Волевая готовность - умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.
Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков).
Нравственная готовность
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....
Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Уважаемые родители! Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Консультация для воспитателей и родителей...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Рекомендации родителям...
«Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»
laquo;Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»...