Психология и техника общения.
презентация по психологии
В основе общепедагогических умений лежит знание физиологии, возрастной психологии и педагогики. Кроме того, современному педагогу необходимо владеть достаточно широким спектром смежных наук: педиатрии, диагностики, маркетинга, психологии общения, социальной психологии, экономики и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1._psihologiya_i_tehnika_obshcheniya.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к: системе знаний, умений и навыков; способностям; сфере общения.
Психологические требования к личности педагога. Главные: любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той или иной области науки, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект.
Устойчивые: высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания. Дополнительные: артистичность, хороший вкус.
Изменчивые: предприимчивость и деловитость, умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно, умение слушать других, независимость, грамотность, инициативность.
Личностные качества педагога Качество Содержательные характеристики Профессиональная направленность Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание Эмпатия Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного
Педагогический такт Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий — таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе Педагогическая зоркость Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние Педагогический оптимизм Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы
Культура профессионального общения Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата Педагогическая рефлексия Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов
Коммуникативные способности педагога Познание человека человеком Общая оценка человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценка отдельных черт его личности, мотивов и намерений; Познание человеком самого себя Оценка своих знаний; оценка своих способностей; оценка своего характера и других черт личности; Умение правильно оценить ситуацию общения Способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Невербальные формы педагогического общения Умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения.
Педагогические умения В основе общепедагогических умений лежит знание физиологии, возрастной психологии и педагогики. Кроме того, современному педагогу необходимо владеть достаточно широким спектром смежных наук: педиатрии, диагностики, маркетинга, психологии общения, социальной психологии, экономики и т.д.
Гностические умения т.е. умения, с помощью которых педагог развивает и воспитывает ребенка, основываясь на знании его возрастных и индивидуальных особенностей. Конструктивные умения предполагающие умение проектировать свою профессиональную деятельность и педагогический процесс с учетом перспективных целей развития на основе анализа причин возникающих проблем. В основе данных умений лежит умение модернизировать общепрограммные цели и задачи применительно к конкретной группе детей в целом и к конкретному ребенку в частности. Коммуникативные умения позволяют педагогу психологически грамотно устанавливать целесообразные формы общения с участниками педагогического процесса детьми, родителями, коллегами и администрацией. Организаторскими умениями Системность в работе педагога, владение коллективом детей. Специальные умения Умение петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать и т.д.
Совокупность таких особенностей составляет индивидуальный стиль профессионала. Основные признаки индивидуального стиля профессиональной деятельности: темперамент педагога; характер эмоциональных реакций на конфликтные или позитивные педагогические ситуации; манера поведения; стиль педагогического общения; приоритетный выбор методов и средств обучения и воспитания; особенности эмоционального реагирования на поступки и действия детей; предпочтение определенных видов поощрений и наказаний; предпочтение определенных средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Многие считают, что важнее овладеть правильной грамотной речью, т.е. овладеть вербальным видом общения. Но если человек действительно хочет научиться убеждать людей, влиять на их решения, ему необходимо уделить большое внимание и умению правильно подобрать интонацию, сопровождающий жест, адекватно интонировать свое высказывание. Компетентность в общении, т.е. высокий уровень владения его невербальными и вербальными видами, является необходимой составляющей для профессий социономической группы (это профессии, относящиеся к группе «человек — человек»).
Спектр разнообразных видов влияния ВИД ВЛИЯНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВА ВЛИЯНИЯ Убеждение Сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации). Получение согласия на каждом шаге доказательства. Самопродвижение Открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации. Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов.
Внушение Сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям Личный магнетизм. Личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размеренная речь. Заражение Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Высокая энергетика собственного поведения. Артистизм в исполнении действий. Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действий . Пробуждение импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Публичная известность. Демонстрация высоких образцов мастерства. Явление примера доблести, милосердия, служения идее. Новаторство. Личный магнетизм. «Модное» поведение и оформление внешности.
Формирование благосклонности Развитие у адресата положительного отношения к себе Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности. Высказывание благоприятных суждений об адресате. Подражание адресату. Оказание ему услуги Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву инициатора воздействия адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям Принуждение Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. Запугивание возможными последствиями.
Деструктивная критика Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя. Принижение личности партнера по общению .Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др. Игнорирование Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей». Невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается. Невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить. Манипуляция Скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении. «Невинный» обман, введение в заблуждение. Замаскированные под малозначительные и случайные высказывания оговор и клевета, которые могут быть приняты за таковые якобы лишь по недоразумению. Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности неосведомленности, глупости для того, чтобы пробудить адресата стремление помочь сделать за манипулятора его работу.
Техника общения Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. Среди невербальных средств общения наиболее информативны жесты . Выделяется четыре типа жестов в зависимости от их предназначения. Первый тип — жесты-символы. К ним относится, например, американский символ «О'К» или известный всем знак победы — «виктория». Следует помнить, что жесты-символы неоднозначны: они могут определяться различиями в культурах, традициях, иметь разные смыслы. Второй тип — жесты-иллюстраторы. Используются для пояснения сказанного, усиливают и подчеркивают ключевые моменты сообщения, в результате чего они лучше запоминаются. Наиболее типичный пример — указание направления рукой.
Третью группу составляют жесты-регуляторы, играющие важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она говорит о многом, в частности, о дружелюбии и готовности к контакту. Важны интенсивность и длительность рукопожатия. Так, короткое вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении. Долгое рукопожатие, сопровождаемое улыбкой, приветливым взглядом, демонстрирует дружелюбие. К жестам-регуляторам относится также дистанция между партнерами. Четвертый тип — жесты-адаптеры. Сопровождают обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, переживания. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях — почесывать затылок.
Огромную роль в общении играет мимика — выражение лица человека. Пожалуй, наиболее универсальное из мимических средств общения — улыбка. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении, сопровождает слова приветствия. Другое сильнейшее «оружие» общения — взгляд. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, враждебным и т.д. Слишком частый отвод взгляда в сторону может свидетельствовать о том, что человек нервничает или разговор его мало интересует и он старается его закончить. Не менее значимы позы участников беседы . Они, прежде всего, отражают их положение: реальное или психологическое равенство или зависимость. О стремлении быть ведущим в беседе могут свидетельствовать такие позы: одна рука на бедре, другая опирается на косяк двери или стенку; или голова чуть приподнята, руки сложены у талии. При желании же подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если при дружеской беседе один из партнеров сидит, подперев голову рукой, то другой почти автоматически делает то же самое, как бы сообщая: «Я такой же, как и ты».
Типы собеседников Доминантный собеседник — человек достаточно жесткий, напористый, безапелляционный, особо не заботящийся о том, поймут ли его. Если же с просьбой обращаются к нему, он уверен, что право отвечать или нет принадлежит исключительно ему. Его основная цель в контакте — тем или иным способом повлиять на вас, физически или интеллектуально. Это проявляется во всем — в мимике, позе, интонациях. Амплитуда колебаний его эмоционального отношения к вам может меняться от грубости и презрения до изысканной вежливости. Одна из главных характеристик мобильного собеседника — быстрая переключаемость. Его речь несколько тороплива, выражения «небрежны», он может пропускать слова, будучи уверенным, что его и так поймут. Жесты нетерпеливы и порывисты. А образ собеседника поверхностен, он не может сразу углубиться в сущность обсуждаемой проблемы. Длинные тирады и рассуждения вызывают у него скуку и раздражение, он постепенно начинает отвлекаться, может попытаться внести разнообразие, рассказав анекдот или случай из жизни. Его ценные качества заключаются в том, что мобильный собеседник способен предложить сразу несколько ценных идей. Ваша задача — зафиксировать его внимание на лучшей из них.
Недоминантный собеседник может быть охарактеризован как уступчивый, деликатный и неконфликтный. Несмотря на уверенность в себе, ригидному собеседнику необходимо некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами. Перед тем как вступить с вами в контакт, он обязательно попытается завершить прерванную работу. Его можно охарактеризовать как основательного, вдумчивого человека, склонного к « размышлизмам ». Его основательность может утомить и вызвать раздражение, если ваши темпы не совпадают. Единственно правильный способ общения с таким собеседником — долготерпение.
Общение — родная стихия экстраверта . Преобладает направленность на партнерские отношения, даже с незнакомыми людьми, к которым, как и к друзьям, проявляет симпатию. Такому человеку искренне интересен собеседник, он не прочь посплетничать. И часто неосознанно желает такого же внимания к собственной персоне, иногда доводя эту потребность до эксцентричных выходок. С его точки зрения, желание постоянно общаться характерно для всех людей. Его впечатление о собеседнике строится с позиции коммуникабельности. Интроверт тяготится общением, ему гораздо комфортней с самим собой, своими мыслями, хобби и т.д. Чаще всего, мотивом для сокращения контактов служит уверенность в том, что окружающие его не поймут. Такая склонность проявляется даже в элементарных вещах, для интроверта — проблема обратиться к прохожему с простым вопросом. С трудом он переносит и ни к чему не обязывающий обмен знаками внимания. Круг его общения составляют два-три человека, чаще всего похожих на него. Но это верные люди, которым он истинно доверяет.
«Вздорный человек», «нигилист». Данный тип — провокатор с агрессивной манерой поведения. Нетерпелив, несдержан , возбужден. Часто выходит за рамки беседы. Своей позицией провоцирует собеседников к тому, чтобы те не соглашались с его утверждениями. С «нигилистом» надо вести себя следующим образом: — чаше беседовать с ним наедине, чтобы выяснить истинные причины его негативной позиции; — не поддаваться на агрессивную манеру поведения, провоцирующую вас на эмоциональный взрыв; — оставаться хладнокровным, уверенным в себе; — следить, чтобы окончательное решение, по возможности, было сформулировано им самим, это лишит его возможности переложить ответственность на вас; — заранее обсудить и согласовать с ним все спорные моменты; — привлечь его на свою сторону, приближая его точку зрения к позитивной.
«Позитивный человек». Самый приятный тип собеседника. Позитивно настроенный, добродушный и трудолюбивый. Чаще проявляет способность спокойно, обоснованно вести дискуссию и совместно подвести итоги беседы. К такому собеседнику желательно относиться так: — поддерживать позитивный настрой; — выяснять и совместно рассматривать тонкости отдельных случаев; — позаботиться, чтобы другие участники беседы были согласны с этим позитивным подходом; — в спорных и сложных ситуациях искать у него помощь и поддержку; — в группе собеседников предоставить ему любое свободное место.
«Всезнайка». Всем своим видом демонстрирует уверенность в том, что он все знает и обо всем имеет собственное мнение. Не выслушав собеседника, требует слова. Придерживайтесь в общении с ним следующих правил: — предложите ему место поблизости от себя; — с определенной периодичностью апеллируйте к нему: «Уверен, что такой-то согласен со мной?»; — напоминайте ему, что другие тоже хотят высказаться; — попросите его дать возможность и остальным собеседникам потрудиться над решением проблемы; — предложите ему сформулировать промежуточные заключения и подвести краткий итог; — при дезорганизующей активности иногда специально задавайте ему сложные вопросы, на которые, в случае необходимости, можете ответить сами.
«Болтун». Не ценит время своих собеседников, пытается уйти от сути беседы, страдает «словоблудием». Его цель — высказать свое мнение, и ему все равно, имеет его выступление отношение к теме беседы или нет. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Как следует к нему относиться: — как и всезнайку, посадите его поближе к себе или другой авторитетной личности; — когда он начнет уходить от темы, остановите его, спросив, в чем он видит связь своего выступления с предметом беседы; — ограничьте время отдельных выступлений и всей беседы; — следите, чтобы он не переворачивал рассмотрение проблемы «с ног на голову».
«Трусишка». Даже если он разбирается в теме разговора, предпочтет промолчать, лишь бы не выделяться. Отличается недостатком уверенности в себе. Поэтому легко может принять сторону большинства, если даже внутренне не согласен с ними. С ним следует обходиться очень деликатно, соблюдая чувство меры. «Неприступный собеседник». Замкнут, хладнокровен, высокомерен. Чувствует себя вне темы и ситуации, все это кажется ему не достойным внимания и усилий. Часто его высокомерие обусловлено тем, что он не владеет нужной информацией или считает присутствующих ниже себя.
На особенности развития общения могут влиять личностные типы детей: 1. «Беспроблемный ребенок». Малыш максимально удобен для взрослых: он не капризничает, делает только то, что велят, чаще, чем обычные дети, молчалив и спокоен, старается держаться только близких, составляющих привычный круг их общения. Такой ребенок не интересуется тем, каким он будет, не пытается строить планы. Единственно, что его нужно вовремя накормить, одеть и занять чем-нибудь. Картина идеальна — никакого шума, никаких хлопот! Особенно восторгаются такими детьми недальновидные воспитатели, бабушки и дедушки. В семьях, где растут такие дети, взрослые почему-то не задумываются о последствиях такого поведения маленького ребенка. —общаясь с ребенком, не давайте ему готовых ответов, предлагайте возможность выбрать, проявить собственные желания; —размышляйте, обсуждайте вместе с ним те или иные поступки и явления, задавайте вопросы «А ты как думаешь?», покажите, что вы заинтересованы его мнением; — выстраивайте временную жизненную перспективу для ребенка: «Ты обязательно сможешь это сделать, когда подрастешь»; — давайте ребенку поручения, которые будут показывать ему, что именно от него зависит успех того или иного мероприятия, и т.д.; — словесное поощрение и искренняя радость за успехи должны стать традиционным окончанием действий ребенка, не забывайте также о тактильном контакте с малышом, ваше нежное прикосновение и поглаживания лучше всяких слов скажут о ваших чувствах; — десять раз подумайте, прежде чем выбрать форму наказания вашего малыша за неблаговидные поступки, ведь неосторожно вы можете одним махом перечеркнуть все свои усилия в развитии у вашего малыша смелости, настойчивости и чувства собственного достоинства.
«Светский львенок». Суть существования такого ребенка — это общение. Он не может провести в одиночестве ни минуты. Он деятелен и активен, любит привлекать к себе внимание, причем для него не важно, каким образом. Он легко вызывает симпатию у окружающих, также легко может остаться на время с малознакомыми людьми. — попытайтесь найти истинное увлечение для малыша, попробуйте разные виды деятельности; — развивайте в нем моральные качества, ненавязчиво раскрывайте палитру чувств человека, опираясь на свои и его переживания; — давайте малышу возможность помочь по дому, поощряйте его попытки сделать что-то самостоятельно; — исключительным наказанием для такого ребенка являются одиночество и изоляция, поэтому, когда есть определенная необходимость успокоить малыша, оставьте его, дайте возможность подумать над своим поведением; — будьте последовательны: если вы изолировали малыша, выдержите паузу и обязательно обсудите происшедшее с ребенком — он должен понять, что огорчил вас; — предоставьте в виде альтернативы общение с искусством и природой, ведь они доставляют не меньшее удовольствие, чем общение с людьми.
«Маленький гений». Такой тип малышей отличается опережающим развитием, выдающимися способностями. Они любознательны и пытливы. В общении предпочитают взрослых или старших детей. Легко вступая в контакт, малыш быстро выделяет из окружения тех, кто более значим и имеет более высокий социальный статус. Исправить ситуацию можно следующим образом: — целенаправленно развивайте нравственные качества малыша, подкрепляя слова личным примером; — избегайте ситуаций, дающих повод для ложной гордости и «выпячивания», помните, что каждый ребенок обладает теми или иными талантами, не перехваливайте ребенка за то, что у него просто хорошо получается; —не бойтесь показаться «незнайкой», деликатно переадресовывайте вопросы ребенка, стимулируйте его обращение к книгам и интернету; — рассказывайте ребенку о своих чувствах, вызванных его поведением, как приятных, так и не очень; — советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся его жизни, это даст повод ему оценить ваше дружеское отношение; — создавайте ситуации, в которых малыш будет отвечать за тот или иной участок работы, это научит его контролировать себя и поможет осознать ответственность за свои поступки.
«Угодник». Малыш очень послушен и внимателен к словам взрослых, так как хочет угодить им, понимает, что лучше не создавать проблем окружающим. Главный мотив его деятельности и поведения в целом — это оценка окружающих взрослых. В некоторых ситуациях, когда между взрослыми, например, идут трения или конфликты, ребенок может вести себя демонстративно плохо, только бы понравиться значимому взрослому. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, пока есть такая возможность, необходимо: — реально оценивать возможности и способности ребенка; — хвалить и делать замечания, если ребенок заслужил своим поведением; — поощрять самостоятельный выбор и инициативность ребенка, это будет способствовать развитию ответственности; — следить за собственным поведением, исключить из обращения высказывания типа «что скажут...»; — устраивать минутки непослушания; — поддерживать ребенка в его позитивных начинаниях, и даже если он вас огорчает, расскажите ему о своих чувствах (помните, что это не ребенок плохой, а его поведение).
« Нехочуха ». Активно проявляемое упрямство, вызывающее у взрослых приступы раздражения, у такого малыша часто скрывает его тревожность. Пока привычный уклад не нарушится какими-нибудь препятствиями — все замечательно, а сам малыш — это воплощение родительской мечты. Но как только ситуация потребует приложения усилий, начинается нечто невообразимое. Обычно такие проблемы чаще возникают у « кесарят », избежавших родовой стресс. Помогите ребенку измениться: — вселите малышу веру в свои силы, помогите научиться преодолевать трудности, встречающиеся в нашей жизни; — если малыш раздражает вас тем, что ему приходится много раз объяснять, как надо себя вести и что предпринять в той или иной ситуации, начните сочинять сказки, в которых в аллегорической форме проиграете вместе трудности ребенка; —будьте готовы спокойно отреагировать на неожиданные вспышки упрямства, помните, что это защитная реакция; — не настаивайте категорически на своем, отложите «разбор полета»; предложить ребенку вернуться к неудавшемуся делу можно будет после того, как ребенок успокоится; — поддерживайте его даже в небольших успехах; — не занимайтесь морализаторством, лучше ненавязчиво предложите несколько выходов из ситуации, а выбор пусть сделает сам ребенок.
«Манипулятор». Можно с полной уверенностью утверждать, что в этих детях развивается большой актерский талант. Их главные учителя — мы, взрослые. Но от истинного таланта их отделяет один факт — они осознанно используют актерство для личной выгоды. «Скандалист». К сожалению, времена, когда авторитет родителей или взрослых вообще был непререкаем, остались в прошлом. Современная жизнь под девизом демократии в некоторых случаях становится поводом для борьбы за власть, в том числе и в семьях. А дети являются равными в этой борьбе.
Педагогический процесс в детском саду включает в себя специально организованную деятельность (занятия), совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную. Для обеспечения эмоционального комфорта детей каждый вид деятельности должен плавно переходить из одного в другой. Нельзя заявлять детям «Занятие закончено, идите играть». В дошкольном воспитании процесс воспитания и образования является непрерывным. Грамотный воспитатель должен создать такую ситуацию, в которой полученные детьми знания будут отражены и закреплены ими в свободной деятельности и, прежде всего, в играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...
«Психология общения» Общение с застенчивым ребенком
КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ...
"Техники общения с ребёнком" Презентация.
Материал для родителей и педагогов....
Рекомендации психолога для родителей "Общение ребенка со взрослым"
Общение со взрослым играет огромную роль в возникновении , удовлетворении и развитии познавательной потребности ребенка. Рассказ взрослого помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окруж...
Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения»
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на...
Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения» В старшей группе №2
Профилактика возникновения дискомфорта в общении у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе....
План- конспект "Неделя психологии.«Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия»
Тренинг для педагогов, занимательные занятия для детей, работа с родителями....