«Психология общения» Общение с застенчивым ребенком
статья

Андреенко Евгения Федоровна

КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология общения»

Общение с застенчивым ребенком

Выполнила:

Воспитатель МКЛОУ №35

Андреенко Евгения Федоровна

Новосибирск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, КАК ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Что же такое застенчивость?

1.2 Проявление (причины проявления) данной особенности.

ГЛАВА 2. КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ?

2.1 Критерии выявления застенчивых детей.

2.2 Общий портрет застенчивого ребёнка.

2.3 Как общаться с застенчивым ребёнком?

2.4 Способы преодоления застенчивости.

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, необоснованном чувстве стыда, порождающий комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, которые препятствуют нормальному общению. Проявления застенчивости могут быть различными: от испытуемых время от времени неловкости или дискомфорта в присутствии других людей, до тревоги и необъяснимого страха перед людьми. Застенчивость является одной из самых распространённых и самых сложных проблем межличностных отношений.

Актуальность: тема безусловно актуальна в современном обществе, особенно для педагогов, так как знания в этой области помогут ему найти правильный подход к ребенку, с данной особенностью.

Цель: узнать, как правильно найти подход к застенчивым детям и узнать причину их застенчивости.

Задачи:

Узнать, что такое застенчивость;

Причины появления данной особенности;

Узнать, как правильно общаться с застенчивыми детьми

ГЛАВА 1. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, КАК ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Что же такое застенчивость?

Застенчивость (стеснительность, робость) - состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. Как уже говорилось выше, она порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Например: проблема знакомства с новыми людьми; отрицательное эмоциональное состояние в ходе общения; неумелое представление себя; скованность в присутствии других людей и прочее

1.2 Проявление (причины проявления) данной особенности.

Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду и школе, где ребёнку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.

Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3 ˗ 4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до 7 лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем школьном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к 7 годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Выраженность застенчивости здесь, очевидно, связана со становлением новой потребности в общении ребенка в признании и уважении других людей. Хотя застенчивых детей обычно не считают конфликтными, такие дети переживают достаточно острый внутренний конфликт, который во многом усложняет и омрачает их жизнь. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

ГЛАВА 2. КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ?

2.1 Критерии выявления застенчивых детей.

Правильность нашей я  концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими. При проявлении застенчивости я - концепция не объективна с нашей стороны, так как наша самооценка слишком занижена и от этого детям, зачастую тяжело найти подход к другим детям, именно поэтому необходимо выявить и исправить это явление, как можно скорее. Следовательно, первый вопрос, который возникает перед педагогом и практическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых, а каких – к группе незастенчивых? Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.

В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным.

Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: удовольствий общения и в то же время тревоги или страха перед другими.

Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

Наблюдая за поведением дошкольников, можно без труда заметить вышеперечисленные особенности у некоторых из них. Этих детей можно отнести к группе застенчивых .

2.2 Общий портрет застенчивого ребёнка.

Застенчивый ребёнок – это такой ребёнок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой стороны, не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.

Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является ранее помещение в ясли. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком .

2.3 Как общаться с застенчивым ребёнком?

Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты.

Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. Не сравнивайте ребенка с окружающими!

Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения .

2.4 Способы преодоления застенчивости.

Педагог может использовать игры и упражнения для коррекции данного явления, а родителям следует уделять больше внимания и времени своему ребенку и помочь ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни для контакта и взаимоотношений с людьми, это очень важно в современном обществе.

ВЫВОД

В ходе анализа данной проблемы была достигнута цель и выполнены задачи. Опираясь на всё это, мы можем сделать вывод: застенчивость скорее мешает, нежели помогает жить счастливо. Застенчивый человек скорее убегает от реальной жизни, нежели живет в своем уединении.

Я считаю, что такое явление необходимо выявлять, как можно скорее и предотвращать раньше, чем оно начнет прогрессировать, так как застенчивые люди, не могут полноценно наслаждаться своей жизнью. А для предотвращения этого явления необходимо найти то, из-за чего оно появилось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения.— СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003.(Серия «Главный учебник»);

Галигузова Л.Н., Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет.- М., Воронеж, 2001. Гл.6.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.- М.: Эскимо, 2010. – 176с.: ил. – (Растим первоклашку).

Застенчивость, как личность, причины застенчивости, особенности поведения и общения застенчивых детей. [электронный ресурс] – режим доступа: https://infourok.ru/zastenchivost-kak-lichnostprichini-zastenchivostiosobennosti-povedeniya-i-obscheniya-zastenchivih-detey-979947.html

Застенчивость ребёнка и её коррекция. [электронный ресурс]- режим доступа: http://psyche.3dn.ru/news/zastenchivost_rebjonka_i_ejo_korrekcija/2010-04-18-26

Материал на тему: консультация для педагогов, как правильно общаться с застенчивым ребёнком. [электронный ресурс] - режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/10/konsultatsiya-dlya-pedagogov-kak-pravilno-obshchatsya-s-zastenchivym

Проявление застенчивости у детей - Феномен детской и подростковой застенчивости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://studbooks.net/690766/psihologiya/proyavleniya_zastenchivosti_detey

Способы преодоления застенчивости.. Застенчивый малыш. [электронный ресурс] – режим доступа: http://bookitut.ru/Zastenchivyj-malysh-2.9.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «КАКОЙ Я ЕСТЬ И КАКИМ Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ»

Цель: повышение самооценки застенчивого ребенка.

Возраст: для дошкольного и младшего школьного возраста.

При выполнении этого упражнения можно работать как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы он хотел быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

По утверждению психологов, самооценка ребенка выражается в различиях между двумя рисунками. У некоторых детей отмечаются совпадения между «реальным» и «идеальным» Я. В этом случае он считает, что менять ничего не следует. Как правило, такие дети обладают завышенной самооценкой.

Самооценка считается адекватной, если расхождение между двумя рисунками не слишком значительно.

У детей с заниженной самооценкой цвет рисунка остается неизменным, часто темным, рисунок маленького размера, неаккуратный и даже грязный. При рисовании идеального Я используется большое количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков.

По окончании рисования проводится обсуждение, после которого ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Застенчивый ребенок

Наиболее распространенная причина, которая осложняет общение - застенчивость – особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».

. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, чт...

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК. КАК ПОБОРОТЬ СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ У РЕБЕНКА

Каждый из вас, наверняка, однажды сталкивался с ситуацией, когда на утреннике в детском саду, один из выступающих перед родителями малышей, выходил на сцену и не мог проронить ни слова. Он просто...

Консультация для родителей педагога-психолога "Как преодолеть застенчивость ребенка"

Цель: расширить предстааление родителей о способах и методах преодоления застенчивости у детей...

Семинар-практикум на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивос...