Психологический семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание и способы его преодоления»
материал по психологии
«Эмоциональное выгорание и способы его преодоления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vygoranie-trening.docx | 47.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание и способы его преодоления»
Цель:
Обогащение практического опыта педагогов, способствующего предотвращению возникновения синдрома «эмоционального выгорания».
Задачи:
- Познакомить педагогов со способами профилактики синдрома «эмоционального выгорания», методами регуляции эмоциональной сферы.
- Обучить использованию некоторых приемов и техник саморегуляции, самопомощи, самоподдержки.
Время работы: от 40 - 50 мин.
Материалы и оборудование: бейджи, ручки (карандаши), листы А4 по количеству участников, два ватмана, два набора фломастеров.
Ход встречи:
Педагоги сидят в кругу на стульях.
Педагог - психолог: Здравствуйте, коллеги! Большая часть учебного года уже позади. Многие из нас устали и уже ждут с нетерпением долгожданного отпуска. Накопившаяся усталость зачастую заставляет нас впадать в состояние стресса, который проявляется в унынии, апатии, равнодушии, пассивности и т.д. Сегодня мы с вами немножко отдохнём и расслабимся, постараемся вернуть энтузиазм, активность и положительный эмоциональный настрой. Начнем мы наш семинар с игры « Поменяйтесь местами», но будем ориентироваться не на внешние признаки, а на наше эмоциональное состояние. Примерный перечень:
- те, кто полон сил и энергии;
- те, кто устал;
- те, у кого настроение жизнерадостное и полное оптимизма;
- те, кто не хочет ничего делать;
- те, кто строит далеко идущие планы;
- те, кто живет по принципу: день прошел и слава Богу.
Педагог - психолог: Вот мы с вами в ходе игры немножко поделились своим эмоциональным состоянием. Те, кто пребывает в позитивном и жизнерадостном настроении, поделитесь, пожалуйста, своим настроением рукопожатием или объятиями с теми, кто устал и нуждается в «подзарядке».
Пусть сегодня будет наш день. Пусть в нем будет все, как нам хочется. И начнем с главного – с имени. Я раздаю вам листочки, напишите на них как бы Вы хотели чтобы Вас сегодня называли и приколите бейдж. Это могут быть имена, прилагательные, уменьшительно-ласкательные и вообще всё что угодно. Отлично! Может быть кто-то желает прокомментировать свой выбор? Тогда идем дальше. Я не буду сегодня вдаваться в теорию вопроса, так как всем давно уже известно о том, что такое эмоциональное выгорание и почему оно наступает. Сегодня мы будем обсуждать и практиковать некоторые способы выхода из этого состояния. Давайте для начала ознакомимся и проанализируем результаты тестирования на эмоциональное выгорание членов нашего коллектива. Заблаговременно до тренинга проводится исследование педагогического коллектива по опроснику на определение уровня психического выгорания (MBI), авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой – приложение 1. Упражнение «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»
Педагог - психолог: «Сейчас предлагаю вам совместными усилиями создать образ выгоревшего педагога и посмотреть на себя со стороны»
Цель: пробуждение творческого потенциала участников; стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.
Материал: два ватмана, фломастеры, карандаши.
Инструкция: «Сейчас вы разделитесь на две группы. У каждой группы будет лист ватмана, на котором нужно будет изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, с предметами, символизирующими эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Свои рисунки нужно будет представить друг другу, дать характеристику изображенному образу, рассказать о нем, о его жизни» (педагоги рисуют).
Педагог – психолог: «Теперь по очереди представьте, пожалуйста, свои рисунки друг другу» (педагоги рассказывают о своем выгоревшем педагоге).
Педагог – психолог: «А теперь поменяйтесь рисунками и исправьте их, подрисуйте детали, которые придадут образу черты оптимизма, активности, жизнерадостности» (педагоги исправляют рисунки и рассказывают о переменах в жизни педагога, которые помогли ему выйти из состояния эмоционального выгорания).
Педагог - психолог: Вот видите все можно изменить, даже самую тяжелую ситуацию. Часто помогают нам в этом окружающие нас неравнодушные люди. Один из способов снятия эмоционального напряжения – это общение с близкими людьми! Чаще встречайтесь с родными, с друзьями, проводите время в неформальной обстановке с коллегами. Обязательно делитесь тем, что Вас волнует, тревожит, расстраивает или, напротив, безмерно радует. Не бойтесь просить о помощи! Не стесняйтесь хвалить себя! Давно известно, что проговаривание неприятных и тяжелых для нас событий значительно разгружает нас эмоционально. А проговаривание позитивных событий приумножает чувство радости. Не будьте жадинами, делитесь! Давайте попробуем проговорить то, что тревожит или радует нас сейчас. Кто желает поделиться? (педагоги высказываются).
Педагог – психолог: А теперь поиграем в игру «Никто не знает, что я…» (педагоги передают массажный мяч и говорят о себе, продолжая фразу).
Психолог: Еще один способ борьбы с эмоциональным выгоранием – это релаксация. Давайте сейчас разгрузим немножко свою голову от мыслей и погрузимся в состояние покоя, расслабленности, умиротворения.
Упражнение «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ» (музыка «Звуки леса с водой»)
Садитесь в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Орел свободно парит в небе, крылья его распростерты в стороны, он абсолютно умиротворен, спокоен. Время от времени он медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — тот самый орел. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Вас ничего не беспокоит, вы испытываете огромное удовольствие от полета, от легкости и безмятежности. Вы наслаждаетесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя отдохнувшими и бодрыми. Чаще обращайтесь в свободного и спокойного орла для достижения чувства внутреннего равновесия и умиротворения.
Психолог: Для нормализации нашего эмоционального состояния так же важно снятие мышечного напряжения.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Педагог - психолог: И в завершении нашего тренинга, давайте подарим друг другу «Ладошку теплых слов». Обведите на листе свою ладошку, в середине напишите свое имя. Затем передаем свои листочки по кругу и каждый должен написать на пальцах или в любом свободном месте на листе хозяину ладошки комплимент или доброе пожелание. Пусть эти ладошки чаще напоминают Вам о вашей важности, ценности и уникальности! Наш тренинг подошел к концу. Очень надеюсь, что он прошел не зря. Всем спасибо за внимание и участие! (педагогам раздаются личные результаты тестирования и памятки с рекомендациями по нормализации и поддержанию положительного эмоционального состояния – ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Инструкция.
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
Вопросы | Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным | ||||||
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» | ||||||
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу | ||||||
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, ученики и стараюсь учитывать это в интересах дела | ||||||
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, учениками без теплоты и расположения к ним | ||||||
6. После работы мне на некоторое время хочется уединиться | ||||||
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении | ||||||
8. Я чувствую угнетенность и апатию | ||||||
9. Я уверена, что моя работа нужна людям | ||||||
10. В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю | ||||||
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня | ||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление | ||||||
13. Моя работа все больше меня |
разочаровывает | ||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю | ||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегами | ||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | ||||||
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе | ||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление | ||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного | ||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе | ||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам | ||||||
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные, воспитанники все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «психоэмоциональное истощение» (9 утверждений),
«деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла –
«часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
Ключ:
«Психоэмоциональное истощение» – ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16,
20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Выводы:
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное
Компонент | Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
«Психоэмоциональное истощение» | 0 -10 | 11 - 20 | 21 - 30 | 31 - 40 | 41 - 54 |
«Деперсонализация» (личностное отдаление) | 0 - 5 | 6 - 11 | 12 - 17 | 18 - 23 | 24 – 30 |
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) | 39 – 48 0 - 8 | 29 – 38 9 - 18 | 19 – 28 | 9 – 18 29 - 38 | 0 – 8 39 - 48 |
Психическое выгорание | 0 - 23 | 24 - 49 | 50 - 75 | 76 - 101 | 102 - 132 |
«выгорание». Таблица норм
Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») суммируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).
Содержательные характеристик шкал.
«Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Иванова А.А.
Выявлен высокий уровень психического выгорания:
Крайне высокий уровень по шкале «Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Средний уровень по шкале «Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Средний уровень «Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания:
- Чаще общайтесь с родными, друзьями, коллегами – смейтесь, делитесь, хвалите себя, не стесняйтесь просить о помощи.
- Используйте релаксационные упражнения и медитацию.
- Чаще думайте о приятном, мечтайте, вспоминайте приятные моменты из жизни. Помните, у каждого для счастья повод есть!
- Переживая по поводу каких-либо проблем, не забывайте о том, что у каждой проблемы есть свой срок – то, что тревожит Вас сегодня – завтра не будет ничего значить.
- Пребывая в угнетенном состоянии, при выборе между домашними делами и отдыхом, делайте выбор в пользу отдыха. Перекладывайте часть своих обязанностей на других членов семьи, освобождая себя для приятного времяпрепровождения.
- Позвольте себе потратиться на то, о чем Вы давно мечтали.
- Старайтесь по возможности сразу сбрасывать возникшие негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Способы сбрасывания:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять (порвать) и выбросить;
- зажмуриться и посчитать в спокойном темпе до десяти.
8. Находите время для занятий спортом (бассейн, танцы и т.д.), даже если не чувствуете в себе сил на это. Помните, что энергия порождает энергию!
9. Нормализуйте режим сна. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. Стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
10. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
11. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»
Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...
Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональное выгорание. Что это?"
Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиженье в горуДрузей...
План работы психологической гостинной "Забота" по профилактике эмоционального выгорания педагогов
План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагоговТема Время проведения Задачи Форма проведения1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностик...
Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....
Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание педагога»
По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического института РАО, Москва)через 20 лет работы в школе у подавл...
Тренинг для педагогов "Эмоциональное выгорание педагогов"
Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"...
Семинар-практикум на МО педагогов-стажистов ДОУ «Способы организации музыкально-творческой деятельности с детьми в условиях группы детского сада»
выписка из годового плана, выписка из протокола заседания МО...