Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональное выгорание. Что это?"
методическая разработка на тему
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie.docx | 62.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА»
Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание. Что это?»
Подготовила: педагог-психолог
Евдокимова Е.А.
Железногорск 2018
Цель: ознакомление педагогов с понятием «эмоциональное выгорание»
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);
- Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома (“Экспресс оценка выгорания”. Приложение 1);
- Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.
- Анкета “Обратная связь” (Приложение 2)
Ход семинара
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”?
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”. В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное (эмоциональное) выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.
Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов детских садов являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей.
Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваю это обстоятельство) подключать к взаимодействию с родителями, сотрудниками эмоции, довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях: – если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает "вхождение" в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов; – если не настораживает и не отталкивает субъекта; – если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию.
Симптом "редукции профессиональных обязанностей". Термин редукция означает упрощение в профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Симптомы эмоционального выгорания
К. Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:
– усталость; чувство истощения;
– восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
– астенизация (от греч. astheneia бессилие, слабость), – снижение функциональных возможностей центральной нервной системы, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, повышенной реактивностью с раздражительной слабостью; наблюдается после тяжелых болезней, травм или в результате психического перенапряжения;
– частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
– избыток или недостаток веса;
– одышка; бессонница.
К поведенческим и психологическим:
– работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
– профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
– поздно появляется на работе и рано уходит;
– берет работу на дом;
– чувство неосознанного беспокойства;
– чувство скуки;
– снижение уровня энтузиазма;
– чувство обиды; чувство разочарования;
– неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности;
– легко возникающее чувство гнева; раздражительность;
– человек обращает внимание на детали; подозрительность;
– ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. В психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, мотивационную и аффективную ригидность. Когнитивная ригидность — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира. Мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей. Аффективная ригидность — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определёнными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей;
– неспособность принимать решения;
– повышенное чувство ответственности;
– общая негативная установка на жизненные перспективы.
1.Экспресс оценка эмоционального выгорания (Приложение 1)
2.Упражнение «Мышечная энергия»
Цель: выработка навыков мышечного контроля.
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
3.Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
4.Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Материалы: листы бумаги со схематичным изображением лестницы, ручки.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
5.Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
6.Упражнение «Источник»
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
7.Рефлексия
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Анкета «Обратная связь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ"
Категория педагогов является наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания. Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, дисбаланс между инте...
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ»
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ" призван способствовать развитию эмоционального интеллекта, развитию самопознания педагогов, создавать усло...
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Практические упражнения , способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей и педагогов...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...