Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
план-конспект занятия
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_vzaimodeystviya.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
Передача ритма
Это прекрасная символическая игра, помогающая начать или закончить групповую работу
-10 минут -
1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки — сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
5. Когда первый раунд завершен, Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.
6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
Варианты
«Многократные импульсы»: после того как Вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.
В группе из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти «импульсов», пока первое рукопожатие не вернется. В более многочисленной группе одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.
ИГРА « КАРАОКИ С ШАРАМИ»
Цель: Сплочение группы для дальнейшей совместной работы на тренинге, небольшая физическая разминка.
Содержание: Для этой игры необходимы воздушные шарики по числу участников и караоке любой известной песни.
Первый уровень сложности. Группа выстраивается в одну линию или, если в помещении недостаточно места, образует круг. Каждый участник сгибает правую руку в локте так, чтобы ладонь смотрела вверх, я кладет на нее воздушный шарик, слегка придерживая его пальцами этой же руки. Свободная левая рука кладется сверху на шарик соседа.
По команде тренера участники должны быстро поменять положение рук: левая рука держит тот же шарик снизу, а правая лежит на шарике соседа справа. Разговаривать при этом нельзя. Усложненный вариант упражнения выполняется с закрытыми глазами.
Второй уровень сложности. Если группа успешно справилась с заданием, можно перейти к следующему этапу, который выполняется в кругу. По команде тренера участники начинают передавать одной рукой шарики соседу, который, в свою очередь, берет ее также одной рукой (нельзя держать свой шарик одновременно двумя руками и нельзя прислонять eго к себе). Можно попробовать выполнить этот этап с закрытыми глазами. Упавшие шары поднимать нельзя.
Третий уровень сложности — это «караоке с шарами». Звучит музыка, группа хором исполняет караоке знакомой песни, каждый держит шар в руках так, как описано выше. Внезапно музыка прерывается, и участники начинают передавать шары одним из описанных способов (тренер заранее предупреждает участников о том, что они должны делать, если прервется музыка). Затем тренер снова включает караоке, и все продолжают петь, держа шары в руках. Игру можно повторять многократно. Количество шаров, которое останется в руках (а не упадет на пол в результате выполнения упражнения), может служить индикатор степени сработанности группы.
Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопрос: что помогало, а что мешало успешной работе группы?
Методические рекомендации: Если участники выполняют упражнение очень медленно и осторожно, тренер может предложить выполнить его несколько раз, при этом фиксируя скорость выполнения с помощью секундомера. Перед участниками можно поставить задачу: улучшать групповой результат.
ИГРА «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»
Цель: Сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение дня, создание непринужденной рабочей атмосферы.
Содержание: Для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей (размером с теннисный мяч).
Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик упал на пол.
В качестве разминки тренер просит участников кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.
Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех, как показано на рисунке.
Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого момент передачи мяча каждый по очереди отпускает свой край веревки, при этом необходимо следить, чтобы веревка и шарики не падали вниз. При дальнейшем усложнении упражнения тренер может ускорить темп передачи мяча, увеличить количество передаваемых мячей, попросить передавать мяч правой рукой, передавать мячи одного цвета одной рукой, одновременно передавая мячи другого цвета другой рукой, одной рукой передавать мячи вперед, а другой рукой — назад и т. д. В течение игры в аудитории может звучать быстрая, но не слишком громкая музыка. Для этой цели подойдут, например, «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «Полет шмеля» А. А. Римского-Корсакова или другая музыка.
Также можно выполнить задание без мячей. В этом случае тренер просит группу в максимально быстром темпе поменять положение рук: левой рукой держать скатерть, а правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни веревка, ни шары не должны падать на пол.
Если участники устали держать скатерть, они могут положить ее, но так, чтобы шарики не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.
Обсуждение: Происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания? Что можно было бы сделать лучше? Каких результатов достигла группа? Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?
Телефакс
Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя изюминка
-15 минут -
Подготовка
Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний — карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение — простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
3. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
4. Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.
5. В конце игры обсудите несколько вопросов:
• Слаженно ли работала команда?
• Как можно было повысить эффективность работы?
• Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Варианты
Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да»,«нет», «алло»,«ура» и т. д.
Считаем до двадцати
Это фантастическая возможность оценить сплоченность группы
-10/20 минут-
1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.
2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
3. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, Вам придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста.
4. Пусть игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. В некоторых группах участники даже забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.
Замечания:
На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала назначайте обсуждение итогов: участники смогут снять напряжение и подумать о том, как решить проблему.
Новый порядок
Игрокам предстоит скооперироваться и выработать совместную стратегию
- 20 минут -
Подготовка
Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобится клейкая лента. Наклейте на полу две параллельные линии на расстоянии примерно 45 см (длина линий устанавливается в зависимости от количества игроков).
1. Группа делится на команды от шести до десяти человек в каждой. Игроки каждой команды выстраиваются по росту в образовавшемся «коридоре» между линиями.
2. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее поменять порядок игроков в строю на обратный так, чтобы никто при этом не наступил на линии и не коснулся пола вне линий. Расстояние между членами одной команды не должно быть меньше 60 см.
3. В течение 5 минут команды могут подумать, как решить поставленную перед ними задачу.
4. После этого команды одновременно начинают перегруппировку. Вы берете на себя роль арбитра на линии, который следит за выполнением правил. Если кто-то ступит на линию или за нее, команда начинает работу сначала.
Варианты
Команды могут перестраиваться и по другому принципу, например, по возрасту, по алфавиту, месяцу рождения и т. п.
Круг доверия
Впечатляющий эксперимент, проверяющий готовность членов группы обращаться друг с другом с уважением и любовью
-10 минут -
Подготовка
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Предлагайте группе эту игру, только если Вы уверены, что участники интересуются друг другом и готовы к сотрудничеству.
Группа выстраивается в большой круг. Предложите участникам закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.
Объясните участникам, что они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе.
Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Призовите участников быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Замечания
По сути, это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных. Если Вы считаете, что группе это задание не по плечу, предоставьте участникам возможность провести несколько раундов с открытыми глазами и лишь затем рискнуть сыграть с закрытыми. Если в группе наблюдается сильная напряженность или неприязнь между отдельными участниками, это упражнение проводить не стоит.
Превращение кобры
Серьезное испытание для группы. Успех усиливает доверие и сплоченность группы.
-10/20 минут-
Подготовка
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа становится в круг посередине комнаты. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего. Расскажите игрокам, что эта игра основана на старой бразильской легенде. Положение, в котором сейчас стоит группа, называется «Стеклянная кобра». Оно символизирует народ. Стеклянная кобра разобьется на много мелких кусков, но отдельные ее части снова соберутся вместе. И когда отдельные «фрагменты», слабые сами по себе, объединятся, они станут мощными и сильными, ибо в результате трудного процесса совместного роста превратятся в опасную кобру из стали.
2. Участники закрывают глаза и с помощью рук исследуют спину стоящего впереди игрока, пытаясь запомнить свои ощущения. Впоследствии именно эти ощущения окажутся весьма полезными.
3. Затем каждый отнимает руки и с закрытыми глазами покидает круг. В течение 1 минуты «осколки» стеклянной кобры бродят по комнате. (Партнеры должны держать руки на уровне груди! Это защитит их в случае возможных столкновений друг с другом.)
4. Дайте сигнал к объединению. Не открывая глаз, группа пытается воссоздать круг в первоначальном виде. Чтобы игроки смогли расслабиться и, следовательно, выполнять упражнение с большей эффективностью, скажите им, что в этой игре нет временных ограничений. Как и в бразильской легенде, процесс появления стальной кобры может длиться достаточно долгое время.
5. Подчеркните, что вы наблюдаете за действиями участников. Помогите слишком далеко ушедшим «отдельно путешествующим» членам группы: осторожно верните их назад.
Варианты ).
Вместо круга постройте членов группы в ряд. Тогда выполнить задание будет немного легче.
Замечания )
Игру лучше проводить в средних по размеру группах (двенадцать-четырнадцать человек).
«Эрудит»
Эта игра позволяет участникам лучше узнать друг друга и потренироваться в совместной творческой работе (особенно рекомендуется проводить в больших группах)
- 30 минут -
Подготовка
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, Вам придется предварительно сделать карточки с буквами. Они потребуются каждому игроку.
1. Напишите на карточках буквы алфавита от А до Я (буквы Ё, Ю, Ъ можно исключить). Кроме того, нарисуйте на четырех карточках значок *. Карта со звездочкой — это джокер, он может использоваться как любая буква. Для группы, включающей более тридцати человек, можно подготовить дополнительные карточки с гласными и другими часто использующимися буквами (например, А, Е, О, И, П, М).
2. Каждый участник получает по карточке с буквой.
3. Правила игры. Когда Вы говорите «Начали!», каждый игрок в течение минуты находит трех людей с буквами, из которых (вместе с его буквой) можно составить слово. Объясните назначение джокера. Тот, кому досталась эта карта, быстро найдет партнеров!
4. Как только четыре игрока образовали слово, они должны выстроиться в соответствующей последовательности, поднять карточки и ждать.,
5. Через минуту Вы говорите «Стоп!». Это означает, что каждый замирает на том месте, где его застает Ваш сигнал. (При работе с очень большой группой для объявления начала/конца раунда можно пользоваться свистком, колокольчиком, барабаном и т. д.)
6. Пройдитесь от одной группы к другой и предложите «четверкам» хором и громко выкрикнуть свое слово. Вы можете поблагодарить группы за успешную работу.
7. Как только все «четверки» выкрикнут свои слова, вновь скажите «Начали!», запуская тем самым второй раунд. Прежние «квартеты» распадаются, и каждый игрок должен за минуту вновь сойтись с тремя другими людьми и образовать новое слово.
8. Проведите пять-восемь раундов, чтобы у каждого игрока был шанс поучаствовать в создании слова.
Замечания
Если Вы хотите, чтобы участники лучше узнали друг друга в процессе игры, то выделите после каждого раунда минуту времени на быстрое знакомство внутри «четверок». Игроки могут назваться по имени и сообщить что-то интересное о себе. Пусть те участники, которые в каком-то раунде не смогли составить слово (найти партнеров), тоже соберутся в «четверки» и познакомятся друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности. Задачи:1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии; 2. познакомить педагогов с различны...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Мероприятие поможет использовать приемы саморефлексии в педагогической деятельности...
Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является, формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности. Задачи:1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии; 2. познакомить педагогов с различны...
Тренинговое занятие с педагогами ДОУ по сплочению коллектива
Тренинговое занятие мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности....