Психологическая травма у дошкольников
статья по психологии

Гаврюшина Елена Владимировна

Еще раз о важном.Именно так в статье  рассматриваются примеры психологической травмы, ее суть. Показаны примерные действия работы психолога с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_travma.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Еще раз о самом важном. Психологическая травма у дошкольников

В наших статьях мы уже рассматривали вопросы, на что нужно обратить внимание и когда нужно обратиться к детскому психологу, если у ребенка что-то не так.

Очень часто можно услышать, что в разговоре взрослые при детях говорят: «Он или она нанесли моему ребенку психологическую травму». Что же такое психологическая травма и почему многие родители, говоря о ней, не спешат к детскому психологу.

Итак, все по порядку.

Когда мы появляемся на свет, в нашем мозгу практически нет связей, это просто набор условных нейронов, которые между собой никак не связаны. Затем среда, в которой мы живем, то, что мы видим, чувствуем, впитываем, начинает формировать наш мозг и связи. Если среда, в которой ребенок растет, дружественная, то он будет знать, что ему есть, кому доверять, есть, на что опираться, есть, с кем строить отношения.

Когда ребенок растет в здоровой среде, у него закрепляются модели, в которых он чувствует себя безопасно, а значит, он воспринимает мир как безопасное место.

Но если среда становится не безопасной, мозг записывает другие программы, типа: «Я окей, мир не окей».

Когда мы или наши дети сталкиваемся с похожими на наш опыт ситуациями, мозг возвращается к тому, что закрепились когда-то давно. Это происходит на всех уровнях: мыслей, действий, тела, эмоций.

Сегодня на каждом шагу говорят о психологических травмах, нанесенных детям будь то слово сказанное ребенку за неправильное поведение или его высказывание в адрес взрослых. Как же на самом деле выглядит психологическая травма и как ее не спутать за принятые нормы поведения и морали, которые очень изменились у современных детей?

Травма — вред, который был нанесен психическому здоровью человека негативным опытом извне. Он может быть разным по длительности, отрицательно влиять на адаптационные механизмы человека и ощущение безопасности.

Нельзя сказать, что травма наносит непоправимый урон, но она всегда так или иначе сказывается на нас. Если с ребенком что-то происходит, но его поддерживают, помогают ему справиться, у него не закрепляется каких-то неприятных адаптивных механизмов. Тогда произошедшее никак не влияет на его чувство безопасности, потому что оно у него восстановлено. В таких случаях негативный, неприятный опыт не становится травмой.

Делаем вывод: пример, у ребенка появилась царапина, через неделю он забыл о ней. А если он сломал руку, об этом он будет помнить всю жизнь.

Травма — это не только неприятное событие, которое с нами случилось, но и контекст. Это было дома, в детском саду, в школе, это был буллинг, что конкретно?

Также важно, что ребенок сразу же стал делать: какая у него была первичная реакция именно на это событие в этом контексте, как среагировало его тело, какие были эмоции, смог ли он их проявить? Эта первичная реакция очень важна, потому что, скорее всего, именно ее он будет воспроизводить потом в своей взрослой жизни.

Позднее у нас возникают отложенные во времени переживания. Условно: событие случилось, мы не поняли, что произошло, ушли домой — и тут нахлынуло. Мы не понимаем, что-то прошедшее событие и наше состояние как-то связаны. Очень часто у детей это проявляется в виде непонятных страхов. Родители говорят: «Ничего с ребенком не происходило, и он вдруг начал бояться». Но потом, когда ты начинаешь в этом опыте копаться, выясняется, что все же происходило. Но ребенок не смог сразу же отреагировать, он замер, у него случился шок, а потом спустя какое-то время до него докатилась вся остальная реакция.

Также важно понять, как мы пытались справиться с травматичным опытом — это и будут наши адаптационные механизмы. Что мы делали в момент события (убежали, позвали кого-то на помощь, замерли)? Важно понять, какие у нас были действия.

Самая важная часть травмы — как на произошедшее отреагировали окружающие. 

Суть травмы

Сама суть травмы заключается в том, что мы получаем какой-то непереработанный опыт. Скорее всего, это будут наши чувства, негативные переживания, эмоции, какие-то телесные ощущения, и, возможно, поведение.

Все, с чем наша детская психика не может справиться самостоятельно. Она просто не готова к такой интенсивности события. В итоге весь этот опыт запаковывается внутри и не перерабатывается. И в какой-то момент, при удобном случае, начинает выстреливать в разных внешне похожих ситуациях.

Задание. Вспомните какие-то примеры психологических травм из вашего личного опыта или из того, что вам пришлось увидеть и услышать. Запишите их для себя. При этом человеку или ребенку важно прожить эмоции.

Прожить эмоции — не значит избавиться от них («Я хочу не злиться, сделайте меня не злым, пожалуйста»). А принять их. Проживание неприятных эмоций в жизни, связано с признанием того, что произошло (про это можно поговорить, нарисовать образ). Далее понаблюдать, как реагирует тело (что происходит с ним). Прожить с этим.

Самым тяжелым считается последняя стадия – отпустить. Расстаться с чем-то человеку всегда не легко,  тяжело, особенно ребенку.

Поэтому, если по вашему мнению вашему ребенку была нанесена психологическая травма, доверьтесь профессионалу. В данном случае, психолог это тот, кто поможет ребенку конкретно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.

Рекомендации родителям и воспитателям....

Психологические травмы у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое собы...

Презентация выступления на общем родительском собрании"Психологические травмы у детей".

Целью выступления является ознакомление родителей и педагогов о детских психолгических травмах и их взаимосвзи с воспитанием ребенка в семье. С каждым годом возрастает количество детей , у которых про...

Буклеты с рекомендациями для родителей "15 игр с детьми, при психологической травме"

Психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации. Буклет с рекомендациями в помощь родителям и воспитателям ДОО...

Психологические травмы у детей

Ребенок получил психологическую травму, что делать, как помочь......

Эмоциональное насилие-причина психологической травмы.

Какие действия  относят к эмоциональному насилию по отношению к ребенку. Профилактика эмоционального насилия в семье...