Адаптация детей раннего возраста
статья по психологии (младшая группа)
Адаптация детей раннего возраста. Мой опыт.
Адаптация ребенка раннего возраста – это ответственный и сложный процесс, требующий совместных усилий родителей и специалистов. Важно помнить, что терпение, понимание и поддержка – это залог успешной адаптации и счастливого детства малыша. Адаптация ребенка к новым условиям – это важный и иногда сложный этап, требующий терпения и понимания от родителей. Успешная адаптация - это залог гармоничного развития ребенка и его благополучия в будущем и напрямую влияет на эмоциональное благополучие и дальнейшее развитие ребенка.
Наша работа была направлена на достижение следующих целей: обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, сплотить родительский коллектив, привлечь их к сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей. Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, организовать предметно-развивающую среду в группе, стимулирующую у детей чувство комфорта и защищенности. И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего нами были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика. При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук. Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно. В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей, особенно, в период адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как: упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку. Упражнения на координацию речи с движением включались ежедневно в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра «Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и веселой.
Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания. Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с ребенком в группе, в приемной размещалась информация об адаптации детей (консультации, памятки, ширмочки),проводились ежедневные индивидуальные беседы о том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них уверенность, рассеять беспокойство и тревогу за своего ребенка (воспитателю необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях), важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам детского сада. Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации (в основном – легкая степень). Это позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать их своими союзниками и партнерами в любых начинаниях, тем самым помогла им пережить период адаптации их детей безболезненно. Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее, если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и, что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны воспитателя и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...