Перечень психодиагностических методик, рекомендованных к использованию в образовательных организациях. (Для педагогов-психологов)
материал по психологии
(составлен на основании письма Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной деятельности» от 10.02.2015 ВК-268/07)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень психодиагностических методик,
рекомендованных к использованию в образовательных организациях
(составлен на основании письма Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной деятельности» от 10.02.2015 ВК-268/07)
Возраст | Методика | Применение | |
Дошкольники | |||
Познавательное развитие, развитие основных психических функций | |||
0-1 год | Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт | Психическое развитие детей | |
2-7 лет | Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик) | Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста | |
Мюнхенская функциональная диагностика развития | Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста | ||
3-4 года | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н. Л.) | Исследование интеллекта и поведения | |
6 лет - 60 лет | Тест «Прогрессивные матрицы Равена» | Уровень невербального интеллектуального развития | |
6-60 лет | Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка) | Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта | |
6-7 лет | Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной. | Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей | |
3-12 лет | Комплект диагностических материалов «Лилия» О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция» | Диагностика нарушений психического развития у детей | |
3-12 лет | Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер | Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей | |
6-7 лет | Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А. Г. Лидерса и В.Г. Колесникова | Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления | |
4,5 - 8 лет | Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений) | Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов | |
6-17 лет | Тест Тулуз-Пьерона | Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа | |
5-9 лет | Методика Пьерона-Рузера | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | |
с 5 лет | Таблицы Шульте | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | |
с 5 лет | Красно-черные таблицы Горбова | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | |
с 6 лет | Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности У.В. Ульенкова | Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости | |
4-11 лет | Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова | Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака | |
6,5 - 7 лет | «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер | Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями | |
Дошкольники | Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика А.Н. Берштейна) | Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению | |
5-18 лет | Тест Е. Торренса | Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность | |
от 5 до 17 лет | Креативные тесты Вильямса | Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает, как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики | |
5-10 лет | Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа | Диагностика одаренности | |
от 2,5 до 12 лет | Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста | |
Дошкольники и младшие школьники | Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени | Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению | |
с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразо- вательной школы | Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л.И. Переслени и В.Л. Подопед | Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта | |
3-7 лет | «Эксперсс-диагностика в детском саду». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко | Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Сапожки. Н.И. Гуткина | Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения | |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Методика «Домик». Н.И. Гуткина | Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. | |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Аналогии. Н.И. Гуткина | Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления | |
Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл. | Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1 | Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе | |
Дошкольный и младший школьный возраст | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека | Исследование готовности детей к обучению в школе | |
6-7 лет | Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина | Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению | |
с 5 лет | Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А. Венгер | Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания. | |
3-8 лет | Методика «Исключение предметов (4-й лишний)». Белопольская Н. Л. | Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала | |
3-8 лет | Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л. | Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка | |
3-8 лет | Методика «Понимание смысла сюжетных картинок». Белопольская Н. Л. | Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета | |
3-8 лет | Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л. | Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы | |
6-7 лет | Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская | Исследование навыков чтения, письма и счета | |
6-7 лет | Графический диктант. Д.Б. Эльконин | Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого | |
Особенности личностного развития | |||
3,5 - 7 лет | Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен | Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях | |
Дошкольник, младшие школьники | Карта наблюдения Д. Стотта | Изучение эмоциональной и поведенческой сферы | |
6-10 лет | Методика самооценки «Дерево» Д.Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко | Изучение самооценки дошкольников и младших школьников | |
6 — 7 лет | «Лесенка» В. Г. Щур (модиф. А.М.Прихожан) | Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой | |
с 6,5 лет | Определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова) | Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я- концепции | |
6,5 - 7 лет | Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа) | Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности | |
5-12 лет | Тест Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой | Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям | |
с 6 лет | Моральные дилеммы (задачи Пиаже) | Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм | |
от 2,5 до 12 лет | Контурный CAT М. М.Семаго | Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома | |
от 2,5 до 12 лет | Метаморфозы. Н. Я. Семаго | Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит | |
от 2,5 до 12 лет | Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (COMOP) Н. Я. Семаго | Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий | |
5-7 лет | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | |
6-7 лет | Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | |
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Исследование мотивационной сферы | |
от 4 до 11 лет | Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова | Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций | |
Дошкольный возраст | Методика Ореховой О. А. «Домики» | Диагностика степени дифференцированности - обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. | |
Дошкольный возраст | Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) | Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. | |
4- 12 лет | Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская | Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста | |
3-7 лет | Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке | |
Дошкольный возраст | «Тест конфликтов» (Г.А. Волкова, А.Ю. Панасюк) | Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении | |
16-30 мес. | Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-СНАТ | М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Мастер-класс «Использование пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия педагога-психолога с воспитанниками в ДОУ».
Цель: познакомить педагогов-психологов с вариантами использования пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия с воспитанниками в ДОУ....

Примерный перечень психодиагностических методик
Диагностические методики,которые рекомендованы к использованию в работе педагога -психолога для диагностики познавательного ,эмоционально волевого развития личности ,а так же определения социометричес...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

Презентация "Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)"
Содержание работы психолога ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ - организация работы, структура, примеры оформления документации...

Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ
Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...

Представление опыта работы "Использование ИКТ при организации деятельности педагога-психолога ДОО"
quot;Использование ИКТ при организации деятельности педагога - психолога ДОО"...