Перечень психодиагностических методик, рекомендованных к использованию в образовательных организациях. (Для педагогов-психологов)
материал по психологии

(составлен на основании письма Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной деятельности» от 10.02.2015 ВК-268/07)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_diagnosticheskih_metodik.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень психодиагностических методик,

рекомендованных к использованию в образовательных организациях

(составлен на основании письма Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной деятельности» от 10.02.2015 ВК-268/07)

Возраст

Методика

Применение

Дошкольники

Познавательное развитие, развитие основных психических функций

0-1 год

Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт

Психическое развитие детей

2-7 лет

Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик)

Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста

Мюнхенская   функциональная

диагностика развития

Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста

3-4 года

Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад

(Белопольская Н. Л.)

Исследование интеллекта и поведения

6 лет - 60 лет

Тест «Прогрессивные матрицы

Равена»

Уровень невербального

интеллектуального развития

6-60 лет

Тест интеллекта Векслера WISG

(адаптация Ю. А. Панасюка)

Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта

6-7 лет

Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей

детей (МЭДИС)

Е. И. Щеблановой,

И. С. Авериной,

Е. Н. Задориной.

Уровень интеллектуальных

способностей: общая

осведомленность, понимание

количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей

3-12 лет

Комплект диагностических

материалов «Лилия»

О. Н. Усанова,

изд. НПЦ «Коррекция»

Диагностика нарушений

психического развития у детей

3-12 лет

Зрительно-моторный

гештальт-тест Л. Бендер

Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей

6-7 лет

Тест школьной зрелости

П. Кеэса в адаптации

А. Г. Лидерса и В.Г. Колесникова

Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления

4,5 - 8 лет

Методика опосредованного запоминания

(по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)

Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность

мыслительных процессов

6-17 лет

Тест Тулуз-Пьерона

Исследование особенностей

внимания, психомоторного темпа

5-9 лет

Методика Пьерона-Рузера

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

с 5 лет

Таблицы Шульте

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

с 5 лет

Красно-черные таблицы Горбова

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

с 6 лет

Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности У.В. Ульенкова

Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости

4-11 лет

Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова

Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака

6,5 - 7 лет

«Перцептивное моделирование»

Л.А. Венгер

Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями

Дошкольники

Методика «Последовательность

событий» (модифицированная

методика А.Н. Берштейна)

Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению

5-18 лет

Тест Е. Торренса

Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность

от 5 до 17 лет

Креативные тесты Вильямса

Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает, как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики

5-10 лет

Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа

Диагностика одаренности

от 2,5 до 12 лет

Диагностический комплект

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольники и младшие школьники

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени

Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению

с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразо-

вательной школы

Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л.И. Переслени и В.Л. Подопед

Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта

3-7 лет

«Эксперсс-диагностика в детском саду». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко

Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы

Старший

дошкольный

и младший

школьный

возраст

Сапожки. Н.И. Гуткина

Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Методика «Домик». Н.И. Гуткина

Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Аналогии. Н.И. Гуткина

Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления

Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл.

Психологическая технология

оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1

Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе

Дошкольный и младший школьный возраст

Ориентировочный тест школьной зрелости

Керна-Йерасека

Исследование готовности детей к обучению в школе

6-7 лет

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина

Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению

с 5 лет

Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи).

А. Венгер

Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания.

3-8 лет

Методика «Исключение предметов

(4-й лишний)».

Белопольская Н. Л.

Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала

3-8 лет

Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л.

Диагностика интеллектуальной

деятельности ребенка

3-8 лет

Методика «Понимание смысла сюжетных картинок».

Белопольская Н. Л.

Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета

3-8 лет

Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л.

Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы

6-7 лет

Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская

Исследование навыков чтения, письма и счета

6-7 лет

Графический диктант.

Д.Б. Эльконин

Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого

Особенности личностного развития

3,5 - 7 лет

Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях

Дошкольник, младшие школьники

Карта наблюдения Д. Стотта

Изучение эмоциональной и поведенческой сферы

6-10 лет

Методика самооценки «Дерево» Д.Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко

Изучение самооценки дошкольников и младших школьников

6 — 7 лет

«Лесенка» В. Г. Щур

(модиф. А.М.Прихожан)

Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой

с 6,5 лет

Определение эмоционального уровня самооценки

(А. В. Захарова)

Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я- концепции

6,5 - 7 лет

Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа)

Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности

5-12 лет

Тест Рене Жиля в адаптации

И.Н. Гильяшевой,

Н.Д. Игнатьевой

Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям

с 6 лет

Моральные дилеммы (задачи Пиаже)

Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм

от 2,5 до 12 лет

Контурный CAT М. М.Семаго

Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома

от 2,5 до 12 лет

Метаморфозы. Н. Я. Семаго

Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит

от 2,5 до 12 лет

Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (COMOP)

Н. Я. Семаго

Исследование субъективного

представления ребенка о его

взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий

5-7 лет

Методика диагностики мотивации учения у детей

(Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения

6-7 лет

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой,

А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Исследование мотивационной сферы

от 4 до 11 лет

Цветовая диагностика эмоций

ребенка. О.А. Орехова

Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций

Дошкольный

возраст

Методика Ореховой О. А. «Домики»

Диагностика степени

дифференцированности - обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития.

Дошкольный

возраст

Тест «Страхи в домиках»

(модификация М.А. Панфиловой)

Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

4- 12 лет

Методика исследования детского самосознания.

Н. Л. Белопольская

Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста

3-7 лет

Методика изучения понимания

эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева,

Ю.А. Афонькина

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Дошкольный

возраст

«Тест конфликтов»

(Г.А. Волкова, А.Ю. Панасюк)

Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении

16-30 мес.

Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

М-СНАТ

М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень программ, технологий, методик используемых с воспитанниками в образовательном процессе/

Список примерных образовательных программ, методической литературы, пособий для реализации ФГОС в ДОУ  ...  ...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...

Примерный перечень психодиагностических методик

Диагностические методики,которые рекомендованы к использованию в работе педагога -психолога для диагностики познавательного ,эмоционально волевого развития личности ,а так же определения социометричес...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" Белопольской Н.Л.

Вашему вниманию предлагается Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" (Четвертый лишний) Белопольской Н.Л.Мет...

Перечень психодиагностического инструментария педагога-психолога

Перечень психодиагностического инструментария  педагога-психолога...

Перечень анимационных произведений, рекомендованных ФОП ДО. Перечень представлен по возрастам с 5 до 8 лет.

В перечень входят анимационные произведения для совместного семейного просмотра, бесед и обсуждений, использования их элементов в образовательном процессе в качестве иллюстраций природных, социальных ...