Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по психодиагностике, быстро сориентироваться в выборе метода психодиагностического исследования и качественно выполнить свою работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_perechen_psihodiagnosticheskih_metodik_v_rabote_pedagoga-psihologa_dou.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования
для детей дошкольного возраста, используемых в работе
педагогом-психологом ГБДОУ
Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ № 11
Невского района Санкт-Петербурга
Конюкова С.Ю.
№ п/п | Наименование психодиагностической методики | Возраст | Цель психологической диагностики |
Сбор психологического и биологического анамнеза | |||
1. | Анкета биологического анамнеза (по А. И. Захарову.) | с 1,5 лет | Диагностика оценки биологического развития ребенка |
Адаптация детей к условиям ДОУ, оценка нервно-психического развития | |||
2. | Адаптация к ДОУ (А.С. Роньжина) | 1,5 -3 лет | Диагностика личностных особенностей, эмоц. состояния, межличностных взаимоотношений |
3. | Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» | 1,5-3 лет | Выявление уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ |
4. | Оценка социальной компетентности Долла модифицированная (ШИСКДМ). Оценка нервно-психического развития по О.Л. Печора | С 1,5 лет | Исследование таких параметров, как: уровень физического развития, физиологическое функционирование, интеллектуальные способности, адаптивные реакции, способность к обучению и т.д. |
Диагностика познавательной деятельности, интеллектуального развития, особенности личностной сферы | |||
5. | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ | 1,5- 7 лет | выявление структуры и степени первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии ребенка |
6. | Экспресс-диагностика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. | 3- 7 лет | Выявление уровня интеллектуального развития, произвольности,особенности личностной сферы |
Диагностика личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы ребенка | |||
7. | Методика «Лесенка Щур» | с 3 – 7 лет | Диагностика личностных особенностей (самооценка), межличностных взаимоотношений |
8. | Цветовой тест Люшера | с 3,5 лет | Диагностика личностных особенностей, эмоц. состояния, внутриличностные конфликты, депрессивные состояния, аффективные реакции |
9. | Методика «Домики» Ореховой О. А. | 4 – 12 лет | Диагностика личностных особенностей и отношений, социальные эмоции, ценностные ориентации |
10. | Методика «Разноцветные домики» | 4-9 лет | Позволяет оценить особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам. |
11. | Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) | с 5 лет | Диагностика личностных особенностей (поведенческих), внутренних мотивов |
12. | Экспресс-диагностика самоидентичности "Дерево" | с 5 лет | Диагностика личностных особенностей (самооценка) |
13. | Методика «Человек под дождем» | с 6 лет | Диагностика личностных особенностей |
14. | Методика «Несуществующее животное» | с 6 лет | Изучение личностных особенностей ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. |
15. | Методика «Автопортрет» | с 6-7 лет | Диагностика эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. |
16. | Методика «Линеограмма» | 3,5-7 лет | Диагностика эмоциональной сферы, выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельных личностных проявлений |
17. | Тест «Сказка» | с 3,5 лет | Диагностика эмоционального состояния (тревожность, агрессивность) |
18. | Методика «Контурный САТ-Н» | 3 – 10 лет | Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. |
19. | Рисуночный тест: методика «Кактус» | с 4 лет | Диагностика эмоциональной сферы (агрессивность – выявление ее направленности и интенсивность) |
20. | Hand-тест (тест руки) | с 5 лет | Диагностика эмоциональной сферы ( прогнозирование проявления агрессивного поведения) |
21. | Тест «Эмоциональные сферы» | с 6 лет | Диагностика эмоциональной сферы. Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. |
Диагностика межличностных и внутрисемейных отношений, эмоциональной сферы | |||
22. | Методика «Два дома» | 3,5 – 6 лет | определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций |
23. | Тест тревожности (Тэммл, Дорки, Амен) | 3,5 – 7 лет | Диагностика межличностных взаимоотношений, уровня тревожности по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций общения с другими людьми |
24. | Проективный тест «Рисунок семьи» | с 4 лет | Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. |
25. | Тест семейных отношений (Авторы Е. Бене и Д. Антони) | 4-8 лет | Методика прежде всего направлена на определение позиции ребенка в семье. Данный тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Так же в диагностическом обследовании можно выявить типы психологических защит, используемые ребенком. |
26. | Социометрическая проба «День рождения» (Методика М. Панфиловой) *Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др. | С 5 до 7 лет и старше | исследование отношения ребенка к детям и взрослым. |
27. | Методика Рене Жиля | с 5 лет | изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), |
28. | Методика «Волшебная страна чувств» | С 5 лет | Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни |
29. | Методика «Семья в образах животных» (психологический портрет семьи) | с 6-7 лет | Исследование отношений внутри семьи, индивидуальных характеристик каждого ее члена психологический портрет семьи, позволяющий установить степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов. Рисунок позволяет выявить источник или главного носителя семейного конфликта. Эта методика позволяет выразить своё отношение к внутрисемейной ситуации даже закрытым, плохо входящим в контакт взрослым и детям. |
30. | Методика «Аппликация» | с 6-7 лет | Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. |
31. | ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд). | С 6 лет | Диагностика межличностных отношений Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений. |
32. 33. | Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала) | 5-10 лет | Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. |
Методика «Неоконченные предложения | 5-12 лет | Диагностика эмоциональной сферы, отношений к себе, сверстникам, детскому саду, родителям получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии». Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81 Фендик Ольги Кирилловны.
Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возрастана тему « Профессии».Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81Фендик Ольги Кирилловны...
Альбом упражнений для детей старшего дошкольного возраста "Ступеньки"
Альбом индивидуальных заданий "Ступеньки". Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. (по теме &q...
Альбом для обследования речи детей дошкольного возраста
Цель методической разработки: оптимизировать логопедичексое обследование детей 5-7 лет. Альбом содержит наглядный материал для диагностической работы учителя- логопеда по выявлению нарушений звукопрои...
Интерактивный развивающий альбом для занятий с детьми дошкольного возраста
Альбом создан из рисунков детей о достопримечательностях Ялты! Работы выполнены в разных нетрадиционных техниках изобразительной деятельности....
Перечень игр с детьми дошкольного возраста
В процессе игровой деятельности развивается речевое общение детей, расширяется и обогащается их словарный запас, формируются положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), восп...
Примерный перечень оборудования в группах дошкольного возраста
Примерный перечень оборудования в группах дошкольного возраста...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...