Сценарий консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Мой внутренний ребёнок"
консультация по психологии

Макарова Екатерина Сергеевна

Сценарий консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Мой внутренний ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_mak_moy_vnutrenniy_rebyonok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 209 «Мозаика»

г. Нижний Новгород, с/п. Новинки, ул. Ботаническая, д.9

Телефон: (831) 234-29-15, e-mail: ​ds209_nn@mail.52gov​​.ru

Конспект индивидуальной консультации

для педагогов с использованием

метафорических ассоциативных карт (МАК)

 «Мой внутренний ребёнок»

Разработала: педагог-психолог Макарова Е.С.

Нижний Новгород, 2023

Конспект индивидуальной консультации

для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК)

«Мой внутренний ребёнок»

Цель консультации: осознание влияния детского опыта на педагогические подходы, на качество взаимодействия с детьми.

Задачи:

1. Развивать навыки использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для работы с детскими воспоминаниями.

2. Способствовать развитию образного и аналитического мышления для решения сложных ситуаций.

3. Помогать участникам учиться видеть внутренние и внешние ресурсы с помощью МАК для решения запроса.

Подготовка:

• Подобрать набор метафорических ассоциативных карт (в данном случае консультация проводится с колодой МАК «Пойми меня» (автор Анна Деминюк)

• Подготовить рабочее пространство (удобные стулья, стол, материалы для записи).

Структура консультации:

1. Введение.

   -Приветствие участника.

  - Краткое объяснение цели и формата консультации.

  - Обсуждение важности ресурсного состояния.

2. Знакомство участника консультации с МАК.

  - Объяснение, что такое метафорические ассоциативные карты и как они работают.

 - Примеры использования МАК в различных контекстах (психология, образование, развитие).

 - Проведение короткой разминки: участник выбирает одну карту и делится своими ассоциациями.

- Выбор способа работы с МАК – в открытую или закрытую (повышение мотивации к работе с МАК)

3. Индивидуальная работа с картами. Описание сценария.

Озвучивание проблемы.

Участник формулирует проблему, связанную в отношениях с детьми, с которой столкнулся.

Затем психолог предлагает вытянуть из закрытой колоды карту, предложив участнику после открытия карты ответить на вопрос: как открытая карта более точно раскрывает мою проблему?

Если участнику сложно, он долго молчит, не находится что сказать, можно предложить вытянуть ещё одну карту. Вопрос повторяется: как открытая карта более точно раскрывает мою проблему?

 Психолог записывает высказывания участника.

Затем психолог предлагает озвучить, что участник чувствует, когда сталкивается с этой проблемой. Если участнику сложно проговаривать чувства, предлагается ему вытянуть ещё одну карту, которая расскажет о его чувствах.

Затем психолог предлагает озвучить, что участник думает по поводу имеющейся проблемы. Если участнику сложно проговаривать чувства, предлагается ему вытянуть ещё одну карту, которая расскажет о его мыслях.

Уточнение цели.

Далее психолог проводит резюме всем высказываниям участника и предлагает сформулировать запрос – чего мне хочется достичь? Психолог помогает уточнить запрос с точки зрения я-высказывания и позитивного подхода.

Прояснение проблемы.

Психолог даёт пояснение, что дети – это наши зеркала, которые отражают нам наши качества, слабые и сильные стороны. И благодаря такому «подсвечиванию» взрослый может заглянуть вглубь себя, больше понять свои истинные переживания.

Далее психолог спрашивает: чего истинно вы боитесь, о чем беспокоитесь, когда ребёнок так себя ведёт, так поступает?

Если участник затрудняется ответить, психолог предлагает ему вытянуть из колоды карту, которая подскажет ему описать свои истинные чувства и мысли.

Затем психолог проводит «мост» между переживаниями за ситуацию с ребёнком с переживаниями за собственные эмоции, чувства. Предлагает вспомнить собственное детство, рассказать о том, как в его семье решали подобные проблемы. Если их не было, то почему?

На данном этапе психолог должен быть очень внимательным к высказываниям участника консультации, так как могут пойти ответы, связанные с запретом на то или иное поведение, на проявление тех или иных чувств. Это открывает «поле» для работы психолога с этой информацией.

Основная работа.

Далее процесс консультации может идти по классической схеме, с использованием классических методов и методик. В случае затруднения в вербализации информации, психолог предлагает вытянуть карту, которая поможет снова «разговорить» участника, принять и прожить «сложные» чувства.

После прохождения «острой фазы» связанной с проживанием запретных эмоций, чувств, мыслей, психолог предлагает вернуть к работе с колодой и поискать в ней подсказки к решению текущей ситуации. Ведь как только старые программы перестали работать, открываются возможности для наработки новых вариантов решений.

Поиск решений.

Психолог предлагает вытянуть участнику из колоды следующую карту с предварительным вопросом: как выглядит новое решение моей ситуации?

Психолог просит описать участника консультации какое решение ситуации он увидел в карте. Какие чувства вызвало это решение? Какие мысли?

Если участник не удовлетворён таким вариантом решения, то психолог предлагает взять из колоды ещё одну карту с предварительным вопросом: как по-другому выглядит решение моей ситуации?

Психолог просит описать участника консультации какое решение ситуации он увидел в карте. Какие чувства вызвало это решение? Какие мысли?

Таким образом, может сформироваться целый «веер вариантов» решения ситуации, достижения запроса.

Психологу важно быть внимательным к высказываниям участника, так как некоторые варианты решения участник может генерировать самостоятельно, без помощи карт.

Далее психолог проводит резюме всем высказываниям участника и формулирует список решений ситуации.

 4. Обсуждение и рефлексия.

    Вопросы для обсуждения:

     • Что нового узнали о себе?

     • Какие решения вы осознали?

     • Как вы можете это использовать в повседневной жизни?

     

5. Домашнее задание.

Психолог рекомендует участнику записать на листе «веер вариантов» решения проблемы, ресурсы для решения ситуации, и далее использовать найденные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога

Данный мастер-класс поможет  самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....

«ДАРЫ ВРЕМЕН ГОДА» Психопрофилактичекий практикум для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт(МАК)

Цель: повышение самооценки педагогов и снятие тревожности.Материалы: любая ресурсная МАК колода; карта-шаблон на каждого участника ( Приложение 1); новогодние пожелания- предсказания (Приложение 2), м...

Сценарий экспресс-консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Поиск решений"

Сценарий экспресс-консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Поиск решений"...