Развитие психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
консультация

Вербицкая А.А.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_yavlyaetsya_vedushchim_vidom_deyatelnosti_rebenka.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.

В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.

С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно - воспитательном процессе.

Дидактические игры способствуют :

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятсядидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материалК дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);

— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры

3. Словесные игры.

Игры с предметами- В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр«Не ошибись»«Опиши данный предмет»«Что это такое?»«Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото «Игрушки»«Посуда»«Одежда»«Растения»«Дикие и домашние животные» и др., домино. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. «Кто чем играет»«Составь портрет»«Узнай по описанию».

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игрнеобходимо соблюдать следующие условия:

• положительный эмоциональный настрой;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

• регулярность;

• принцип системности: от простого к сложному;

• результат для ребенка выступает как состояние потребности, заниматься предложенной деятельностью, а для воспитателя - как уровень достижения детей.

Руководство дидактической игрой включает :

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ, у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия, если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.

В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, стремиться вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке, уточнение представлений, усвоение названий форм, цвета, величины, пространственных отношений.

Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

У детей в подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознанна и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того как он сумеет подобрать эти игры, усложнить задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальные беседы с родителями, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дают более эффективный результат в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр по ПДД.

laquo;Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости ...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

laquo; Развитие логического мышленияу детей старшего дошкольного возрастачерез использованиядидактических игр и упражнений»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

Доклад на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»...