Совместные проекты педагога-психолога и воспитателя как средство совершенствования педагогического процесса.
проект по психологии
Презентация и конспект выступления по теме взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в рамках проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dialog.docx | 15.63 КБ |
proekt_dialog_zheleznova_-_kopiya.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Совместные проекты педагога-психолога и воспитателя как средство совершенствования педагогического процесса.
Добрый день коллеги. Сегодня я хочу поделиться, как я использую проектную деятельность в решении не только задач по развитию детей. Но и эффективному взаимодействию с педагогами.
Однажды мудрец странствовал в поисках смысла жизни и наткнулся на реку. Там стояли люди, им тоже нужно было на тот берег, но они не знали, как это сделать. Никакой переправы видно не было – ни моста, ни лодки. Возникла проблема - надо попасть на другой берег, но как? Мудрец закрыл глаза и мысленно визуализировал, как он уже переправился на другой берег и и радостно продолжает свой путь. «Решено!» - воскликнул мудрец - «Надо сделать лодку, которая приведёт меня к мечте и решит проблему ».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчёты произвёл, планы составил, проблему разбил на задачи. Люди на берегу оценили старания мудреца и предложили помощь. Начали они вместе действовать, периодически корректируя план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, лодка была готова. Со всех сторон осмотрели её путники, нет ли где недочётов, потом спустили на воду – плывёт! Не прошло и 15 минут, как все уже на другой стороне реки! Задача решена, люди стали успешно пользоваться лодкой, а мудрецу можно продолжать путешествие.
Эта притча – иллюстрация того, как создаёт проект психолог и роль в проекте остальных педагогов. Видеть проблему и всю ситуацию в целом, ставить задачи, предполагать методы и средства – это прерогатива педагога-психолога, обычно проект призван помочь решить какие-то задачи, которые сложно решить другим путем. В своём выступлении я опираюсь на разные источники, которые объединила в презентации для вас. Надеюсь, как опора она будет полезной в вашей работе.
Чем удобен проект? Он помогает психологу в адекватной и не задевающей личное достоинство форме скорректировать выявленные недочёты в работе воспитателя, что благотворно скажется на педагогическом процессе. Педагоги склонны к выгоранию, когда, изо дня в день сталкиваются с одними и теми же трудностями. А в процессе проектной деятельности появляются методы и формы работы, которые решают эти затруднения, у педагогов появляется вера в свои силы и в профессионализм.
Работа в проекте начинается с постановки проблемы и задач, которые могут быть решены. Для большинства педагогов важна социально-значимая направленность проекта, т.к. они используют данные виды проектов в отчетности и в подготовке к аттестации. Можно использовать это как один из мотивов совместного проекта. Также если от определённого педагога идет один и тот же запрос, то можно реализовать его решение в виде проекта.
Психолог может реализовывать попутно свои цели и задачи. В моём опыте я использовала так три проекта: с молодым воспитателем группы раннего возраста, с музыкальным руководителем и с воспитателем подготовительной группы.
С молодым воспитателем был реализован проект по развитию мелкой моторики детей раннего возраста. Совместные цели и задачи были поставлены сообразно с названием. Но у меня были еще собственные – я видела насколько сложно педагог организовывал утренний и вечерний круг, как мало в арсенале различных потешек, завлекалок, игр. В результате проекта воспитатель заинтересовалась играми с малышами, она увидела их результативность, методическая копилка была пополнена.
С музыкальным руководителем был организован проект по эмоциональному развитию дошкольников. Это было время выхода с длительных каникул 19 года, дети неохотно включались в занятия, родители хотели немедленных результатов, а у педагога наблюдались признаки выгорания. Во время проекта в музыкальные занятия были включены психологические этюды, минутки релаксации. Затем дети выбрали и поставили в рамках проекта сказку. Помимо прекрасного результата с детьми, было видно, как педагог становится спокойнее, устойчивее к незапланированным ситуациям, моя работа также приносила мне большое удовольствие и сопровождение педагогического процесса действительно было результативным.
Последний реализованный проект был в этом году. По результатам анализа безопасности и комфортности среды были выявлены недочёты в подготовительной группе. Не хватало возможностей для отражения своего эмоционального состояния у детей, не было доступных способов заявить о себе. Также ребята часто конфликтовали, воспитатели постоянно жаловались на несформированные процессы саморегуляции поведения у некоторых воспитанников. Был выявлен высокий уровень эмоционального выгорания.
Проект «Дружба» был направлен на формирование у воспитанников представления о дружбе, доброжелательного отношения друг к другу, осознание ценности личных границ.
В процессе реализации проекта было заметно постепенное изменение состояние воспитателя – появился энтузиазм, радость от взаимодействия с психологом, детьми. Я заметила возрастание доверия ко мне, исчезновение противоречий в профессиональном взгляде на возникающие трудности. Так как работа над проектом строится совместно, воспитатель и психолог чаще соприкасаются, вырабатывается умение работать в тандеме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект(с лат. projectus – «брошенный вперёд») – замысел, воплощенный в форму описания с возможностью практической реализации Компоненты проектной деятельности: Цель-создание продукта, обладающего новизной, решающего психологические проблемы и задачи Обьект -сфера действительности, область жизни(образовательная среда, участники процесса)по отношению к которым будут выполнены преобразующие действия Предмет – т.е. замысел проекта, его идея Субьект - человек или группа людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего проекта Продукт – результат, решение конкретной психологической проблемы.
Типы проектов Социально-значимый – имеет социальный эффект, в ходе проекта разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, конструктивное взаимодействие с социумом. Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Практико-ориентированный – требует сценария, ориентирован на интересы участников проекта. Информационный – направлен на сбор информации , чтобы предоставить её широкой аудитории.
Паспорт проектной деятельности (примерный) 1. Название проекта 2 Руководитель проекта(Авторы-разработчики) 3.Тип проекта(информационный, социально-значимый …) 4.Вид проекта(групповой, индивидуальный) 5.Срок реализации(указываются даты реализации с ...по…) 6.Участники проекта 7.Значимость проекта 8. Проблема (противоречие между желаемым будущим и текущей ситуацией) 9.Цель 10.Задачи 11.Методы ( словесные, игровые, наглядные, практические) 12.Приёмы (беседы, игры, и т.д. ) 13.Формы работы 14.Ожидаемые результаты
Занятия в рамках совместного проекта делятся на три группы:те,которые проводит только психолог, психолог с педагогом и педагог самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОУО Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тренировка начинающих футболистов» совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФИЗО .
Занятие было показано в рамках окружного семинара для инструкторов по физической культуре ВАО...
Совместный проект педагога - психолога и воспитателей "Детский сад-территория самостоятельности, инициативности и здоровья!"
Проект основан и разработан в рамках преемственности детского сада и школы, как одной из наиболее актуальных тем в условиях ФГОС. Воспитание важных для первоклассника качеств: самостоятельности , иниц...
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Совместная деятельность педагога-психолога и музыкального руководителя в педагогическом проекте "Чудо-чудное, диво-дивное"
Посредствам проектной деятельности можно решить множество вопросов и задач поставленных перед всеми участниками образовательного процесса. Данный проект формирует чувство сопричастности дошкольника к ...
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков в процессе изготовления новогодних игрушек. Совместный проект педагога-психолога и воспитателя «Новогодняя игрушка».
Укрепление детско-родительских отношений, развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления новогодних игрушек....
Совместный проект педагога-психолога и воспитателя "Игра в сказку"
В старшем дошкольном возрасте дети часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Вот тут и выручает игра в сказку для дошкольников.Сказка – это всегда ...