Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2024-2025 уч.год
рабочая программа по психологии

Макарова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа составлена с учетом ФОП и ФГОС ДО. В программе отражены все нарпвления деятельности педагога-психолога согласно профстандарту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rabochaya_makarovoy_e.s._24-25.doc519.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 209 «Мозаика»

область Нижегородская, г. Нижний Новгород, сельский посёлок Новинки, ул. Ботаническая, д.9

Телефон: +7 (831) 234-29-15, e-mail: ds209_nn@mail.52gov.ru

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №209 «Мозаика»

_______/ Кобенек Н.Н.

Приказ №___ от __________

Рабочая программа педагога-психолога

на 2024-2025 учебный год

 

                              Составитель:

                                                               педагог-психолог Макарова Е.С.

Нижний Новгород

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка                                                        

3

1.2.

Цели и задачи Программы

5

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы        

6

1.3

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

9

1.4.

Планируемые результаты реализации Программы          

14

2.

Содержательный раздел

16

2.1

Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы

16

2.1.1

Психолого-педагогическая экспертиза              

16

2.1.2

Психологическая диагностика

19

2.1.3

Психологическая профилактика

22

2.1.4

Психологическое просвещение                                              

23

2.1.5

Коррекционно-развивающая работа

24

2.1.6.

Психологическое консультирование

33

2.1

Описание вариативных форм реализации Программы

34

2.2

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

34

2.3

Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами

36

3.

Организационный раздел

37

3.1.

Материально – техническое обеспечение Программы          

37

3.2.

Методическое обеспечение Программы

37

3.3.

Приложения

40

1.Целевой раздел

        1.1.         Пояснительная записка 

Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками (целевые группы согласно ФОП ДО), педагогами, родителями (законными представителями).

Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:

  • Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
  •  Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП»;

2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об  утверждении  примерного  Положения  о  психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога с учётом направлений работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ, психолого- педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

 

1.2.         Цель и задачи Программы

Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №209», основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоение основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Задачи:

1.Способствовать сохранению психологического здоровья воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.

2.Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

3.Создать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.

4.Способствовать созданию в ДОУ социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным и психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.

5.Способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства не зависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

6.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

7.Способствовать эмоциональному благополучию родителей в процессе общения с ребёнком.

8.Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том числе путём включения родителей непосредственно в образовательную деятельность с детьми.

9.Способствовать эмоциональному благополучию педагогов в образовательном процессе.

10.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

 

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание Программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)

- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения:

1.Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

2.Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3.Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

4.Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5.Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

7.Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;

8.Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

  1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

В МБДОУ «Детский сад №209» функционирует 12 групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет и  1 группа компенсирующей направленности для детей в возрасте с 5 до 7 лет с ТНР.

Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками целевых групп, выделенных ФОП ДО, в том числе с воспитанниками группы компенсирующей направленности, которые имеют статус детей с ОВЗ.

Психологические особенности обучающихся различных целевых групп для оказания им адресной психологической помощи

Психологические особенности нормотипичных детей с нормативными кризисами развития

Возрастной кризис

Психологические особенности

Кризис 3-х лет

Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом.

Кризис 7-ми лет

Основными проявлениями кризиса 7-ми лет являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность.

Психологические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП)

Категория детей

Психологические особенности

Дети ОВЗ и/или дети-инвалиды.

В зависимости от нозологической группы обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие общие психологические особенности:

  • имеются определенные коммуникационные трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками;
  • темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками;
  • имеются проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности;
  • могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к ДОУ, режиму дня, правилам поведения;
  • повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • у некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких;
  • для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость; быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, часто болеющие дети, обучающиеся по индивидуальному учебному плану/ расписанию на основании медицинского заключения.

Для часто болеющих детей (ЧБД) свойственна выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость. Также имеются специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности: ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление постоянно получать от них помощь. Для ЧБД старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает негативное влияние на развитие его личности и эмоциональное благополучие. У ЧБД могут наблюдаться сложности в освоение программы и социальной адаптации.

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимании государственного языка РФ на дошкольном уровне образования.

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП ДО и развитии характеризуются:

  • низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов;
  • недостаточным уровнем развития познавательных процессов;
  • низкой познавательной активностью;
  • быстрой утомляемостью и истощаемостью;
  • низкой работоспособностью.

Обучающиеся испытывающие трудности в социальной адаптации характеризуются:

  • трудностями коммуникации со сверстниками и взрослыми;
  • наличием деструктивных эмоциональных состояний (тревога, неуверенность, агрессия);
  • несформированностью или недостаточной сформированностью навыков самообслуживания (у детей младшего дошкольного возраста);
  • несформированностью (отсутствием) правил поведения в социуме.

Билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимание государственного языка РФ на дошкольном уровне образования характеризуются:

  • трудностями адаптации к ДОУ;
  • трудностями в коммуникации со сверстниками и взрослыми в виде языкового барьера;
  • недостаточным развитием коммуникативных навыков;
  • наличием деструктивных эмоциональных состояний (тревога, неуверенность, агрессия);

Одарённые обучающиеся.

Психологические особенности по отношению к самому себе: повышенная тревожность; неадекватная самооценке; неуверенность; внутренняя самоизоляция от реальной действительности; перфекционизм и повышенная требовательность к себе, которая может не соответствовать реальным возрастным возможностям; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет высокую уязвимость; недостаточно выраженная толерантность; повышенная потребность в самостоятельности; в ряде случаев неприязнь к систематическому обучению.

Психологические особенности во взаимоотношении со взрослыми: повышенный уровень притязаний в общении со взрослыми, требовательность; критичность по отношению ко взрослым; стремление во что бы то ни стало настоять на своём; повышенная потребность в усиленном внимании взрослого; отсутствие чувства дистанции в общении со взрослыми.

Психологические особенности во взаимоотношении со сверстниками: сниженная потребность в общении со сверстниками; усиленное стремление к лидерству; недостаточная сформированность эффективных навыков социального поведения; не конформность, «необычное» поведение, что может вызвать недоумение или насмешку сверстников; несоблюдение некоторых норм сообщества ровесников, потребность в общении с более старшими детьми, и, как следствие, излишняя конфликтность или отчуждённость от ровесников.

Психологические особенности детей и (или) семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Категория детей

Психологические особенности

Дети-сироты.

Данной категории детей может быть свойственно:

  • затруднение отношений в межличностных связях (как со взрослыми, так и со сверстниками);
  • проблемы пищевого поведения;
  • эмоциональная незрелость;
  • сниженная познавательная активность;
  • отставание в психическом развитии;
  • нарушение представлений о временных характеристиках становления личности;
  • избегающее (без взаимности, одностороннее) поведение.

Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в возрасте до 3-х лет: страхи, спутанность чувств. В поведении детей могут отмечаться: нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в возрасте от 3 до 7 лет: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношению к взрослым. В поведении детей могут отмечаться: регрессия поведения, отстранённость, агрессия.

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

Дети - жертвы насилия.

Существуют разные виды насилия, но для всех них характерны общие признаки:

  • задержка в развитии ребёнка: речевые нарушения, задержка психического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития;
  • трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестёр, терроризирование младших детей и сверстников, жестокость по отношению к игрушкам;
  • регрессивное поведение;
  • проявление аутоагрессии;
  • изменение в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя, отвращение, стыд, вина, недоверие, истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля;
  • глубокие и быстрые личностные изменения: снижение самооценки, неспособность защитить себя, смирение, подавленность, тревожность, уступчивость, угодливость, склонность к уединению, внешний локус контроля;
  • нарушения сна (прерывистый, неглубокий, со вздрагиваниями и повторяющимися кошмарными сновидениями), питание (вплоть до булимии и анорексии);
  • соматические и психосоматические расстройства (энурез, энкопрез, нервные тики и т.п.).

Дети с отклонениями в поведении.

Детям с отклонениями в поведении свойственно:

  • проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту ребёнка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов;
  • попытки ухода из детского сада, группы.

Психологические особенности детей и (или) семей, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству)

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении) как:

  • социально-экономическое неблагополучие,
  • аморальный образ жизни,
  • зависимость от алкоголя и психоактивных веществ,
  • деформированность общечеловеческих ценностных ориентации,
  • неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей,
  • жестокое отношение к детям и насилие над ними,
  • пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.

Детям, воспитывающих в таких семьях могут быть свойственны следующие особенности:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми;
  • эмоциональная незрелость;
  • сниженная познавательная активность;
  • отставание в психическом развитии.

Психологические особенности обучающихся «группы риска»

Категория детей

Психологические особенности

Дети с проблемами эмоционального характера

Детям с проблемами эмоционального характера свойственна повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревожность, появление фобий, капризы, истерики.

Дети с проблемами поведенческого характера

Детям с проблемами поведенческого характера свойственно проявление грубости, вспышки агрессии по отношению к взрослым и сверстникам, лживость, упрямство, требовательность. Дети часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям.

Дети с проблемами общения

Дети с проблемами общения – это дети, которым свойственна стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность. У этих детей может наблюдаться выраженная нереализованность потребности в лидерстве. В поведение таких детей может наблюдаться конфликтность, драчливость.

Дети с проблемами невротического характера

Дети с проблемами невротического характера – это дети, у которых может наблюдаться потеря аппетита, энкопрез, энурез, заикание.

Дети с проблемами регуляторного характера

У детей с проблемами регуляторного характера может наблюдаться расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность и снижение произвольности внимания.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Программе выделяются планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога ДОУ, представленные в таблице ниже.

Направление деятельности педагога-психолога.

Планируемые результаты.

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

1.Педагогами реализуется индивидуальный подход к детям с учётом их индивидуально-психологических особенностей.

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ

1.Определение рисков, препятствующих созданию комфортной и безопасной образовательной среды и их своевременное устранение.

Психологическая диагностика

1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребёнка.

2.Своевременное обращение внимания родителей на эмоциональные трудности ребёнка в зависимости от эмоциональных переживаний матери.

3.Своевременное планирование консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам.

Коррекционно-развивающая работа

1.Положительная динамика развития у детей из целевых групп.

2.Снижение числа пар «родитель-ребёнок» с выраженными трудностями эмоциональной коммуникации.

Психологическое консультирование

1. Повышение родительских компетенций в отношениях с детьми.

2.Улучшение психоэмоционального состояния родителей.

3.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей.

Психологическое просвещение

1.Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребёнка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребёнка, и успешности ребёнка в образовательном процессе. Признание родителями права ребёнка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей).

2.Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учёта в образовательном процессе для повышения качества образования детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей.

Психологическая профилактика

1.Снижение количества воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов с признаками психоэмоционального напряжения.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы.

Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.

  1. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и

безопасности образовательной среды ДОУ

Одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды». В рамках данного направления работа ведётся со всеми участниками образовательных отношений, через различные формы работы, которые представлены в таблице ниже.

Форма работы

Задачи

Участники

Примечание

Наблюдение

Проведение психологического мониторинга и анализа

эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ

Аналитическая

Проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной

среды.

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ.

Консультация

Оказание консультативной помощи педагогам при выборе образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

Педагоги

По запросу педагогов.

Консультация

Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного и процесса и коррекционно-развивающей работы.

Педагоги

По запросу педагогов.

Анкетирование

(Методика

«Психологическая безопасность образовательной среды» (автор И.А. Баева)

Изучение уровня удовлетворённости педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ.

Изучение уровня удовлетворённости родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Родители (законные представители)

Наблюдение (Использование дневников наблюдения*)

*дневник наблюдения разрабатывается педагогом- психологом ДОУ

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии с педагогами.

Педагоги, дети

Еженедельно или по запросу администрации и/или

педагогов ДОУ.

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии со сверстниками.

Дети

Еженедельно или по запросу администрации и/или

педагогов ДОУ

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей в организованной предметно- пространственной среде.

Педагог- психолог

По запросу администрации и/или

педагогов ДОУ

Анкетирование

Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе родителями (законными представителями)

Родители (законные представители)

По необходимости и/или по запросу от педагогов

2.1.2. Психологическая диагностика.

Целью психологической диагностики является получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития воспитанников, которые используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Диагностическая работа включает:

- изучение        уровня развития познавательной сферы,        эмоционально-волевой        сферы и личностных особенностей, воспитанников;

- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- мониторинг динамики развития (проведение промежуточной диагностики).

В сентябре в течение 3х недель проводится диагностика воспитанников целевых групп, с целью определения актуального развития детей и определение зоны ближайшего развития, на основании которых разрабатываются программы коррекционно-развивающей работы.

Следующий мониторинг (промежуточная диагностика) проводится в январе в течение 2х недель с целью оценки динамики развития.

В течение 3ей и 4ой недели мая проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников целевых групп с целью оценки эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.

Диагностический инструментарий для проведения психологической диагностики выбирается педагогом-психологом. Примерный перечень приведён в таблице ниже.

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Наименование методики

Диагностируемые параметры

Возраст

Диагностика адаптации к ДОУ

Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению»

Выявление уровня адаптации детей к новым образовательным условиям.

От 2 до 4 лет

Диагностика детей раннего возраста

Диагностика развития детей раннего возраста авт. Печора К.Л., Пантюхина Г.В.

Изучение психического развития детей

От 2 до 3 лет

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста авт. Стребелева Е.А.

Изучение психического развития детей

От 2 до 7 лет

Диагностика готовности к школьному обучению

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова

Диагностика уровня готовности к школе.

От 5 до 7 лет

Комплексная диагностика уровня развития

Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.

Комплексная диагностика познавательных процессов.

От 3 до 7 лет

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса

Комплексная диагностика уровня развития.

От 5 до 7 лет

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А.

Комплексное изучение личности

С 4х лет

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Исследование самооценки.

С 5 лет

Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)

Определение особенности эмоционального состояния ребёнка.

С 2 лет

Восьми цветовой тест
Люшера.

Исследование эмоционального состояния ребенка.

С 5 лет

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

Определение уровня тревожности у детей.

С 3,5 лет

Методика «Волшебная страна чувств»

Исследование психоэмоционального состояния ребенка.

С 4 лет

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

С 3 лет

Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго)

Оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.

С 3 лет

Тест «Сказки» Л. Дюсса.

Исследование эмоциональной сферы.

С 5 лет

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

С 4 лет

Методика исследования детского самосознания и половозрастной    идентификации, разработанная Белопольской Л.Н.

Исследования детского самосознания и половозрастной идентификации

С 3 лет

Детский апперцептивный тест (САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)

Исследование эмоционального состояния дошкольников.

С 3 лет

Диагностика социально-психологического климата коллектива

Социометрия Дж. Морено

Диагностика межличностных отношений.

С 5 лет

Проективная методика Рене Желя

Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

С 4 лет

Диагностика детско-родительских отношений

Проективная методика «Рисунок семьи»

Диагностика эмоционального
благополучия и структуры
семейных отношений.

С 5 лет

Тест «Диагностика эмоциональных
отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони

Изучение эмоциональных
отношений ребенка с семьей.

С 4 лет

Проективная методика Рене Желя

Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

С 4 лет

Диагностика в период возрастных кризисов

«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова)

Возрастной статус детей.

Период кризиса 7-ми лет.

  1. Психологическое просвещение

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей (законных представителей)) и детей к психологическим знаниям, повышение их психологической компетенции.

Формы работы

Задачи

Участники

Информационные стенды, печатные материалы памятки, информационные листовки, газеты и т.п.).

Знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО и социальной адаптации. Знакомство с методами и приемами воспитания, развития и обучения.

Родители (законные представители)

Электронные ресурсы (сайт ДОУ, группа детского сада в ВКонтакте).

Информирование о детальности педагога-психолога в детском саду.

Родители (законные представители), педагоги.

Беседы, консультации

Разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.

Родители (законные представители), педагоги.

Семинары-практикумы, мастер-классы.

Знакомство с методами и приёмами воспитания, развития и обучения.

Родители (законные представители), педагоги.

Педагогический совет, консультация.

Ознакомление с основными условиями психического развития ребёнка, в том числе детей с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО и социальной адаптации.

Педагоги, администрация ДОУ

Консультация.

Информирование субъектов образовательного процесса о способах, примах, методах решения проблемных ситуаций

Родители (законные представители), педагоги.

Лекции.

Ознакомление с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста и профилактики социальной адаптации, в том числе детей с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО и социальной адаптации.

Педагоги, администрация ДОУ

Тематические выступления на родительских собраниях.

Разъяснение индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации. Просветительская работа по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одарённости ребёнка. Информирование о фактах, препятствующих развитию личности детей, в том числе детей с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО и социальной адаптации. Информирование о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

Родители (законные представители)

В годовом плане (приложение № 2) отображены мероприятия по психологическому просвещению на 2024-2025 учебный год.

  1. Психологическая профилактика

Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы снизить влияние рисков на развитие ребёнка, предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сферы через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.      

Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Работа с педагогами направлена на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребёнка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребёнка.

Работа с детьми в рамках данного направления направлена на создание благоприятного психологического климата в группе, разрешение возникающих конфликтов между детьми, социальную адаптацию детей.

В годовом плане (приложение № 2) отображены мероприятия по психологическому просвещению на 2024-2025 учебный год.

  1. Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевых групп).

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:

  1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
  2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
  • с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в установленном порядке;
  • обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному расписанию на основании медицинского заключения (часто болеющие дети (ЧБД))
  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
  • одарённые обучающиеся.
  1. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
  2. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
  3. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).

Коррекционно-развивающая работа с нормотипичными детьми с нормативными кризисами развития.

Возрастной кризис

Задачи работы

Кризис 3-х лет

  • Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я».
  • Недопущение закрепления негативных черт личности у ребёнка, как результата неправильного обращения с ним родителей в этот период.
  • Активизировать интерес к предметам и действиям через общение со взрослым, в том числе в игровых ситуациях.
  • Расширять сферу доступных ребёнку предметов.
  • Обучать разнообразным действиям, играм с предметами.
  • Развивать целеполагание, содействовать в достижении цели.
  • Развивать возрастное новообразование – гордость за свои достижения.
  • Создавать условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения.

Кризис 7-ми лет

  • Развивать навыки контекстного общения со взрослыми, формы сотрудничества с ровесниками, элементы рефлексии.
  • Создавать условия для формирования адекватных переживаний в ситуации успеха, неудачи.
  • Ориентировать ребёнка в пространстве внутреннего мира.
  • Создавать условия для осознания ребёнком переживаний, связанных с возрастно-временным статусом, развивать осознание адекватной, положительной временной перспективы.
  • Формировать готовность принимать себя и другого человека как нравственную и психологическую ценность.
  • Формировать психологическое новообразование – новую внутреннюю позицию.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями (ООП)

Категория детей

Задачи работы

Дети ОВЗ и/или дети-инвалиды, получившие статус в установленном порядке

Коррекционно-развивающая работа с выстраивается согласно нозологическим группам и направлена на:

  • Предупреждение вторичных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся.
  • Коррекцию нарушений психического развития.
  • Формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции.

Часто болеющие дети, обучающиеся по индивидуальному учебному плану/ расписанию на основании медицинского заключения.

  • Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.
  • Снижение тревожности.
  • Помощь в разрешении поведенческих проблем.
  • Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимание государственного языка РФ на дошкольном уровне образования.

Задачи работы с обучающимися, испытывающими трудности в освоении ООП ДО и развитии:

  • развивать познавательные интересы, самоконтроль в интеллектуальной деятельности, способность к интеллектуальному экспериментированию, интеллектуальному творчеству.
  • учить использовать приёмы произвольной регуляции внимания, памяти, восприятия, воображения, рассуждать, делать умозаключения.
  • формировать приёмы постановки и решения познавательных задач разными способами.
  • обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях.

Задачи работы с обучающимися, испытывающими трудности в социальной адаптации:

  • формирование правил поведения в группе;
  • коррекция деструктивных эмоциональных состояний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятия психоэмоционального напряжения;
  • создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку.

Задачи работы с билингвальными обучающимися, детьми мигрантов, испытывающие трудности в понимание государственного языка РФ на дошкольном уровне образования:

  • развитие коммуникативных навыков.
  • формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям.
  • формирование уверенного поведения и социальной успешности.
  • коррекция деструктивных эмоциональных состояний, возникающих в последствии попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия).
  • создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку.

Одарённые обучающиеся.

Формирование отношений к самому себе:

  • Развивать уверенность, толерантное отношение к действительности.
  • Учить приёмам преодоления психоэмоционального напряжения.
  • Формировать адекватное представление о своих возможностях, понимание достоинств и недостатков в самом себе и в окружающих, привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  • Учить находить средства для реализации целей, достигать результата.
  • Помочь освоить социально приемлемые способы самовыражения.
  • Стимулировать борьбу мотивов, развивать общественную мотивацию.
  • Создавать условия для удовлетворения интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску.

Взаимоотношения со взрослыми:

  • Развивать продуктивные формы взаимодействия со взрослыми, чувствительность к педагогической оценке, честность, стремление помогать, эмпатию.
  • Формировать приёмы диалогического общения со взрослыми.
  • Формировать у взрослых приёмы эффективного взаимодействия с ребёнком.

Взаимоотношения со сверстниками:

  • Развивать формы продуктивного сотрудничества со сверстниками, дружелюбие, стремление содействовать, эмпатию.
  • Формировать приёмы диалогического общения со сверстниками.

Коррекционно-развивающая работа с детьми и/или семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Категория детей

Задачи работы

Дети-сироты.

  • Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики, и нарушения, коррекция депривационных расстройств.
  • Создание «переходного пространства», где будет возможно выстраивание оздоравливающих отношений между помогающим взрослым (педагог-психолог) и травмированным ребёнком.
  • Предоставление ребёнку возможности в специально созданных условиях «переходного пространства» отреагировать переполняющие его аффекты (боль, грусть, ненависть, агрессия) с целью снизить аффективную напряжённость травматических переживаний, используя собственные ресурсы и поддержку педагога-психолога, реанимировать утерянное доверие ребёнка к взрослому и мотивировать его к выстраиванию новых позитивных отношений с окружением, мотивировать ребёнка-сироту к формированию привязанности.

Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий.

  • Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем.
  • Работа с эмоциональной сферой направлена на нейтрализацию страхов детей, обсуждение реакций и мыслей ребёнка, связанных с травмирующим событием.
  •  Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, возможности играть.

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

Дети – жертвы насилия.

  • Формирование позитивной «Я-концепции» ребёнка, пострадавшего от насилия.
  • Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими.
  • Способствовать отреагированию негативных переживаний, связанных с насилием.
  • Формировать умение оценивать своё поведение и поведение других.

Дети с отклонениями в поведении.

  • Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы.
  • Помощь в решение поведенческих проблем.
  • Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения.
  • Развитие рефлексивных способностей.
  • Совершенствование способов саморегуляции.

Коррекционно-развивающая работа с детьми и/или семьями, находящиеся в социально опасном положении (СОП)

Категория детей и/или семей

Задачи работы

Дети и/или семьи, находящиеся в СОП

  • сопровождение процесса развития ребёнка (профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка);
  • проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися «группы риска».

Категория детей

Задачи работы

Дети с проблемами эмоционального характера (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий).

Преодолевать психоэмоциональное напряжение. Содействовать свободному, раскрепощённому выражению чувств, эмоций. Обогащать позитивный эмоциональный опыт, поведенческий репертуар. Создавать условия для проявления самостоятельности. Формировать осознание своих переживаний, их причин, особенностей проявления. Учить приёмам расслабления, саморегуляции эмоций. Развивать высшие чувства, творчество, самоконтроль в деятельность. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях.

Дети с проблемами поведенческого характера (грубость, агрессия, обман).

Содействовать расширению интересов, осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Развивать способность делать личностный выбор, инициативность, навыки целеполагания, саногенное мышление, самоконтроль в деятельности. Учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами. Создавать ситуации успеха, условия для проявления самостоятельности, творческого общения. Обогащать поведенческий репертуар. Формировать информативные представления о своих потребностях, интересах, мотивах, особенностях, достижениях; умения соподчинять мотивы. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях.

Дети с проблемами общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве).

Развивать адекватное восприятие партнёра по общению. Формировать интерес к ровесникам и взрослым как партнёрам по общению; приёмы передачи информации в общении, как вербальные, так и невербальные. Стимулировать инициативу в общении. Учить использовать продуктивные приёмы межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации адекватными способами. Содействовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Создавать условия для творческого общения. Развивать самоконтроль в общении. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях.

Дети с проблемами невротического характера.

  • Уменьшение остроты личностных реакций на ситуации, вызывающие невротические проявления.
  • Отреагирование актуальных эмоций и чувств.

Также работа с детьми с проблема невротического характера должна вестись в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и содержать в себе выдачу рекомендаций и направление к невропатологу.

Дети с проблемами регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).

  • По необходимости направление ребёнка к невропатологу.
  • Развитие произвольного внимания.
  • Снятие психоэмоционального напряжения.
  • Обучение навыкам расслабления.

    Для осуществления коррекционно-развивающей работы с различными целевыми группами педагогом-психологом составляются программы коррекционно-развивающей работы. В случае выраженных нарушений в развитии ребёнка и при невозможности включения его в групповую работу составляется программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Реализация программ коррекционно-развивающей работы осуществляется педагогом-психологом при согласии родителей (законных представителей).

В технологическом аспекте коррекционно-развивающее направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психологических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущим выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребёнка.

Целевые группы для коррекционно-развивающей работы на 2024-2025 учебный год формировались на основании диагностической работы, проведённой в конце предыдущего учебного года, рекомендаций ТПМПК и ППк, бесед/запросов со стороны воспитателей.

Целевые группы для коррекционно-развивающей работы

на 2024-2025 учебный год

Целевая группа

Количество воспитанников, группа

Название программы коррекционно-развивающей работы

Дети ОВЗ и/или дети-инвалиды, получившие статус в установленном порядке

12 воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно-развивающая программа для воспитанников с ТНР 6-7 лет.

1 воспитанник с ЗПР из подготовительной к школе группы «Звёздочки»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

1 воспитанник с ТНР из подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, который не осваивает данную программу

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

1 воспитанник с инвалидностью из второй младшей группы «Ладушки»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации

4 воспитанника из ясельной группы «Кроха»

 

Коррекционно-развивающая программа для воспитанников раннего возраста, имеющих трудности в развитии.

1 воспитанник из ясельной группы «Кроха»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

3 воспитанника из второй младшей группы «Ладушки»

Индивидуальные коррекционно-развивающие программы для воспитанников, имеющих трудности в развитии и социальной адаптации.

10 воспитанников из старших групп «Всезнайки» и «Волшебники»

Коррекционно-развивающая программа для воспитанников, испытывающих трудности в освоении ООП

Программы коррекционно-развивающей работы составляются по итогам диагностики, проведённой с воспитанниками из целевых групп в до 23 сентября.

  1. Психологическое консультирование

Цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам создал её наличие.

В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты.

Задачи психологического консультирования:

  • Оказание психологической помощи в ситуации разных затруднений, связанных с образовательным процессом.
  • Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации, единые для всех участников образовательных отношений.
  • Обучение приёмам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций.
  • Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.

Направления психологического консультирования:

  • Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
  • Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
  • Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
  • Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
  1. Описание вариативных форм реализации Программы

№ п/п

Наименование вариативной формы реализации программы

Содержание

1

Психолого-педагогический консилиум

В рамках ППк педагог-психолог:

  • Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам оказания помощи детям.
  • Приводит углубленную диагностику развития ребёнка.
  • Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы.
  • Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории (маршрута).
  • Проводит коррекционно-развивающую работу по рекомендациям ППк.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

Целью работы с родителями является повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

При этом, родители как непосредственные участники образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога ДОУ, через различные формы.

Направление работы педагога-психолога

Формы работы с родителями

Психологическая диагностика

  1. Получение от родителей письменное согласие/ несогласие на проведение психологической диагностики с ребёнком.
  2. При желании родителей их присутствие на диагностике.
  3. Участие родителей в анкетировании

Психологическое консультирование

  1. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам.

Коррекционно-развивающее направление

  1. Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях.
  2. Выполнение рекомендаций педагога-психолога.

Психологическая профилактика

  1. Участие в тренингах, собраниях с участием педагога-психолога.
  2. Участие родителей в недели психологии в ДОУ.
  3. Участие родителей в проектной деятельности педагога-психолога.

Психологическое просвещение

  1. Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях.
  2. Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки.

В годовом плане (приложение № 2) отображены мероприятия по работе с родителями (законными представителями) на 2024-2025 учебный год.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ

   Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами заключается в:

  • оказании консультативной помощи педагогам по выбору образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • оказании психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
  • участии поиска путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
  • оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей;
  • организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ психологической коррекции определённых недостатков;
  • знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными исследования в области психологии раннего и дошкольного возраста, в области социальной адаптации, а также информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
  • организация консультаций, мастер-классов по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения;
  • разъяснении субъектам образовательного процесса необходимости применения здоровьесберегающих образовательных технологий.

В годовом плане (приложение № 2) отображены мероприятия по работе с педагогами на 2024-2025 учебный год.

3.          Организационный раздел

3.1.  Материально – техническое обеспечение Программы.

Кабинет педагога-психолога укомплектован принтером, музыкальным центром. Интернет  в кабинете отсутвует.

Созданная предметно-развивающая среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские, стулья детские.

 Консультативная зона включает в себя: столик для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога; набор  диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики. В кабинете педагога-психолога также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.

          

3.2. Методическое обеспечение Программы

№ п/п

Наименование методической литературы

Кол-во

Психологическая коррекция

1

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.

«Цветик-семицветик».        Программа        психолого- педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2021.

1

2

Рабочая тетрадь «Приключения будущих первоклассников»6-7 лет /под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с.

копии заданий по кол-ву детей

3

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.

«Цветик-семицветик».        Программа        психолого- педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2021.

1

4

Рабочая тетрадь «Приключения будущих первоклассников» 5-6 лет /под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с.

Копии заданий по кол-ву детей

5

Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидиактических игр. – М.: ВЛАДОС, 2020 г. – 250 с.

1

6

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДО. – М.: АРКТИ, 2008 г. -88 с.

1

Психологическая диагностика

1

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008

1

2

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова

1

3

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

1

4

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», (под ред. Е.А. Стребелевой).

1

5

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

1

5

«Методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Автор О.А. Орехова)

1

6

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

1

7

Тест интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Равена»

1

8

Методика «Секрет» (Автор Т.А. Репина)

1

9

Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко

1

10

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А. – М.: АСТ, 2017.

1

11

Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в условиях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог». Е.Г. Еделева, Т.Н. Павличева, О.В. Шилова. – Н.Новгород: НИРО, 2019.

1

Психологическое консультирование

1

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» – М.: АСТ, 2007

1

2

Немов Р.С. «Психологическое консультирование» - М.: Издательство Юрайт, 2018

1

3

Л.В. Петрановская «Если с ребенком трудно» - М.:

«Издательство  АСТ», 2013

1

4

Шапиро Е..И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

1

Психологическое просвещение

1

Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

1

2

Л. Петрановская «Что делать если…»,

«Издательство АСТ», 2013

1

Психологическая профилактика

1

Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему», – М.: Генезис, 2010.

1

2

Е.В. Мурашова. Дети взрослым не игрушки. ООО

«Издательский дом «Самокат», 2018

1

Электронно-образовательные ресурсы:

1

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

2

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru

3

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru

4

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

5

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

6

Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/

7

Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/

8

Детский портал «Интернетёнок» http://internetenok.narod.ru/

9

Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/

10

Журнал «Детский сад будущего» http://www.gallery-projects.com

11

Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/

12

Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/

13

Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988/

14

«Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» http://festival.1september.ru/

15

Сайт Бибигоша http://bibigosha.ru/

  1. Приложения.

Приложение №1

Циклограмма деятельности педагога-психолога

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №209 «МОЗАИКА»

МАКАРОВОЙ Е.С.

Дни недели

Время

Содержание работы

Понедельник

08.00-12.30

анализ работы с детьми, работа с картами развития воспитанников, подготовка материалов для работы с педагогическим составом/родителями (законными представителями), подготовка материалов для странички педагога-психолога на сайте ДОУ и группы ДОУ в ВК.

12.30- 13.30

обед

13.30. -17.00

работа по обогащению предметно-развивающей среды кабинета, подготовка стендовой информации, буклетов, памяток для педагогов/родителей (законных представителей).

Вторник

08.00-09.30

ведение профессиональной документации, подготовка к коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, ведение персонального сайта, публикация материалов.

09.30-10.00

работа в ППК ДОУ/ проведение психодиагностической работы по запросам родителей (законных представителей)

10.00-10.15

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из целевой группы

10.15-10.30

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из целевой группы

10.30-10.40

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы

10.40-10.55

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из целевой группы

10.55-11.00

подготовка к наблюдению за воспитанниками  

11.00. - 12.00

наблюдение за воспитанниками ДОУ по запросам воспитателей, родителей (законных представителей) во время прогулки, режимных моментов/сопровождение детей с ООП из ясельных, вторых младших групп

12.00- 12.30

индивидуальная коррекционно-развивающая работа   с воспитанником целевой группы

12.30- 13.30

обед

13.30. -15.00

работа с педагогическим составом

15.00– 16.00

работа с родителями

16.00 – 16.30

групповая коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками группы компенсирующей направленности

16.30- 16.50

коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками  целевой группы

16.50-17.00

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы

Среда

08.00-09.00

ведение профессиональной документации, подготовка к коррекционно-развивающей работе с воспитанниками

09.00-10.00

наблюдение за воспитанниками во время игровой деятельности/сопровождение игровой деятельности  воспитанников (в том числе с ООП) в ясельных, вторых младших группах по запросу воспитателей

10.00-10.15

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из  целевой группы

10.15-10.30

коррекционно-развивающая работа с воспитанниками из целевых групп

10.30-10.40

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы

10.40-10.55

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из целевой группы

10.55-11.10

подготовка к наблюдению за воспитанниками  

11.10-12.00

наблюдение во время прогулки за воспитанниками гр. «Затейники», совместная игровая деятельность

12.00- 12.30

индивидуальная коррекционно-развивающая работа   с воспитанником  из целевой группы

12.30- 13.30

обед

13.30. -15.00

работа с педагогическим составом

15.00– 16.00

работа с родителями

16.00 – 16.20

подгрупповая коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками группы компенсирующей направленности

16.20-16.40

подгрупповая коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками группы компенсирующей направленности

16.40-17.00

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы

Четверг

Четверг

08.00-09.30

ведение профессиональной документации, подготовка к коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, работа с документацией ППК

09.30-10.00

наблюдение за воспитанниками (в том числе с ООП) во время игровой деятельности/сопровождение образовательного процесса в ясельных, вторых младших группах по запросу воспитателей

08.30-10.00

методическая работа (РМО, самообразование, повышение профессиональной квалификации)

10.00-10.15

коррекционно-развивающая работа с воспитанниками целевых групп

10.15-10.20

подготовка к коррекционно-развивающей работе с воспитанниками

10.20-10.35

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником из целевой группы

10.35-10.40

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы 

10.40-10.55

индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанником целевой группы

10.55-11.00

подготовка к наблюдению за воспитанниками  

11.00. - 12.00

наблюдение за воспитанниками ДОУ по запросам воспитателей, родителей (законных представителей) во время прогулки, режимных моментов/сопровождение детей с ООП из ясельных, вторых младших групп

12.00- 12.30

индивидуальная коррекционно-развивающая работа   с воспитанником целевой группы

12.30- 13.30

обед

13.30- 15.00

работа с педагогическим составом

15.00– 16.00

работа с родителями

16.00 – 16.30

групповая коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками группы компенсирующей направленности

16.30-16.50

коррекционно-развивающая работа   с воспитанниками  целевой группы

16.50-17.00

заполнение журнала коррекционно-развивающей работы

Пятница

08.00-12.00

работа по самообразованию, повышение профессиональной квалификации

Приложение №2

Годовой план работы

педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №209 «Мозаика»

Макаровой Е.С.

на 2024-2025 учебный год

  1. ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Участие в заседании психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (ППк)

Педагог-психолог

По плану работы ППк

Протоколы ППк, заключения ППк

 

2

Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми группы компенсирующей направленности, а также наблюдение за взаимодействием детей между собой, их психоэмоциональным состоянием

Педагоги, дети

подготовительной группы компенсирующей направленности

В течение учебного года

Дневник наблюдений

 

3

Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми других групп ДОУ, а также наблюдение за взаимодействием детей между собой, их психоэмоциональным состоянием

Педагоги, дети

других групп ДОУ

В течение учебного года

Дневник наблюдений

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Входная диагностика психологической готовности к школе детей группы компенсирующей направленности.

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности

1,2,3я неделя сентября

 Диагностическая карта на каждого ребёнка.

2

Входная диагностика воспитанников целевых групп

Дети из целевых групп

1,2,3я неделя сентября

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

3

Диагностика психического развития воспитанников средних групп в рамках работы ППк

Дети из средних групп

Январь-февраль

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

4

Промежуточная диагностика  психологической готовности к школе детей группы компенсирующей направленности.

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности

1,2ая неделя января

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

5

Промежуточная диагностика  воспитанников целевых групп

Дети из целевых групп

1,2ая неделя января

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

6

Итоговая диагностика психологической готовности к школе детей группы компенсирующей направленности.

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности

4,5 ая неделя мая

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

7

Итоговая диагностика  воспитанников целевых групп

Дети из целевых групп

4,5 ая неделя мая

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

8

Анкета для родителей группы компенсирующей направленности по вопросам готовности к школе.

Родители детей подготовительной группы

компенсирующей направленности

сентябрь

 

  Отчёт         по         

результатам

анкетирования

9

Диагностика психического развития других возрастных групп

Дети всех возрастных групп

В течение учебного года

(по запросам)

Диагностическая карта на каждого ребёнка.

3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности.

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности

В течение учебного года

Журнал учёта работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности

2

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками из целевых групп

Дети из целевых групп

В течение учебного года

Журнал учёта работы с воспитанниками целевых групп

3

Экстренная психологическая помощь детям

Дети других возрастных групп

В течение учебного года

(проводится по запросам)

Журнал учёта работы с воспитанниками ДОУ

  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Проведение консультаций

Родители, педагоги

В течение учебного года

Журнал учета работы с родителями (законными представителями) и журнал работы с педагогическим составом

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Проведение тематических бесед

Родители (законные представители)

В течение учебного года

(по запросу)

Конспекты бесед

2.

Родительский клуб

Родители (законные представители)

5 встреч в течение учебного

Конспекты встреч

3

Выступление на родительских собраниях

Родители (законные представители), педагогических состав ДОУ

В течение учебного года

(по запросу)

Конспекты

выступлений

4

Оформление стендов «Возрастные особенности детей разных возрастных групп»

Родители (законные представители)  всех групп

Сентябрь

Табель учёта

оформленных

материалов

5

Оформление стенда «Нормативы психического развития детей»

Родители (законные представители) всех групп

Октябрь

Табель учёта

оформленных

материалов

6

Оформление стенда «Скоро в школу: рекомендации психолога родителям»

Родители (законные представители) детей подготовительных к школе групп

Декабрь

Табель учёта

оформленных

материалов

7

Оформление стенда «Как играть с ребёнком?»

Родители (законные представители)  детей старших групп

Январь

Табель учёта

оформленных

материалов

8

Оформление стенда «Полезные тетради для дошкольников»

Родители (законные представители)  детей средних групп

Февраль

Табель учёта

оформленных

материалов

9

Оформление стенда «Развивающие игры»

Родители (законные представители) всех групп

Март

Табель учёта

оформленных

материалов

10

 Оформление стенда «Что должен делать самостоятельно ребёнок перед школой?»

Родители (законные представители) подготовительных к школе групп

Апрель

Табель учёта

оформленных

материалов

11

Памятка «Что важно помнить родителям перед поступлением ребёнка в школу?»

Родители (законные представители) подготовительных к школе групп

Май

Табель учёта

оформленных

материалов

12

Оформление стенда «Как провести лето с пользой для себя и ребёнка?»

Родители (законные представители) подготовительных к школе групп

Май

Табель учёта

оформленных

материалов

13

Лекция «Профилактика профессионального выгорания»

Педагогический состав ДОУ

Май

Конспект лекции

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Публикация материалов на сайте/в группе ВК дошкольного учреждения в разделе «Советы педагога-

психолога»

Родители всех возрастных групп

1 раз

в месяц

Сайт ДОУ

2

Мастер-класс «Адаптация детей в ясельных группах»

Воспитатели ясельных групп

Сентябрь

Конспект мероприятия

3

Групповая консультация «Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми с ТНР компенсирующей направленности»

Воспитатели группы компенсирующей направленности «Затейники»

Октябрь

Конспект мероприятия

4

Групповая консультация «Дети с особыми образовательными потребностями»

Воспитатели всех возрастных групп

Ноябрь

Конспект мероприятия

5

Психологическая игра «Давайте жить дружно»

Воспитатели всех возрастных групп

Декабрь

Конспект мероприятия

6

Авторская психологическая игра

«Сад моей души»

Воспитатели всех возрастных групп

Февраль

Конспект мероприятия

7

Психологическая игра «Верь себе!»

Воспитатели всех возрастных групп

Март

Конспект мероприятия

8

Групповая консультация «Поступление детей с ОВЗ в школу»

Родители детей с ОВЗ

Апрель

Конспект мероприятия

9

Психологическая игра «В гармонии с собой»

Воспитатели всех возрастных групп

Май

Конспект мероприятия

10

Выступление на родительском собрании по итогам учебного года

Родители (законные представители)  детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности «Затейники»

По плану работы

воспитателей в конце года

Конспект выступления.

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

Отчётная документация  

1

Написание аналитического отчёта за 2024-2025 учебный год.

Педагог-психолог

Май

Аналитический отчёт

2

Заполнение         журналов учёта         работ         педагога-психолога.

Педагог-психолог

Ежедневно

Журналы учёта работ

3

Посещение семинаров, мастер-классов, тренингов

Педагог-психолог

В течение учебного года

(по плану работы методического центра)

Программа мероприятия.

4

Подготовка         к коррекционно-развивающей работе,  семинарам, мастер-классам

Педагог-психолог

В течение учебного года

Конспекты мероприятий, программы КРР

6

Разработка рабочих программ, индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), программ индивидуального сопровождения и т.д.

Педагог-психолог

В течение учебного года

Разработанные документы.

7

Посещение супервизора  

Педагог-психолог

В течение учебного года (по мере необходимости)

 

8

Оформление кабинета, пополнение предметно-развивающей среды

Педагог-психолог

В течение учебного года

Паспорт кабинета педагога-психолога.

9

Изучение профессиональной литературы

 

Педагог-психолог

В течение учебного года

 

10

Заполнение психологической карты развития ребёнка

Педагог-психолог

В течение учебного года

Карта психологического развития ребёнка.

11

Обработка результатов диагностик, заполнение протоколов, написание заключений, отчётов, подборка диагностического инструментария и т.д.

Педагог-психолог

В течение учебного года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 12 НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

На основе образовательной программы ДОУ, разработала программу для старшего возраста ТНР....

Рабочая программа педагога-психолога на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога разработана на 2024-2025 учебный год....

Рабочая программа средней группы "Божья коровка" 2024-2025 учебный год.

Диагностика в средней группе проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года) по 5 образовательным областям: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие&ra...

Рабочая программа воспитателя (вторая младшая группа) 2024 - 2025

Рабочая программа воспитателя 2-ой младшей группы...