Анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
материал по психологии

Мария Васильевна Санарова

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_sanarova_m.v.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А»,  тел. 8 (39132) 5 01 91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

педагога-психолога Санаровой Марии Васильевны

по итогам ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью моей профессиональной деятельности является оказание обучающимся квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, разностороннее развитие обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации в соответствии с ФОП.

Обозначенная цель реализуется через следующие задачи:

  1. определять особные (индивидуальные) образовательные потребности обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в ДОО;
  2. осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) или психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППК);
  3. оказать воспитателям, родителям (законным представителям) обучающихся консультативную психолого-педагогическую помощь по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
  4. реализовать комплекс индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Психологическая диагностика.

  1. Выявление степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось:

1.Настроение;

2.Качество сна и питания;

3.Общение с детьми и со взрослыми;

4.Активность в игре и речи.

Из этих показателей делался вывод о степени адаптации ребенка к детскому саду. Результаты таковы: из 23 детей -

  • Легкая  степень адаптации (до 30 дней) –5 детей (23 %)
  • Средняя степень адаптации (до 2 месяцев) –16 детей (70 %)
  • Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 месяцев) – 2 ребенка (7%).
  • С родителями и воспитателями детей, у которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались положительными, трудности адаптации были преодолены.
  • 2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 4 до 7 лет.
  • В возрастной группе 4-5 года обследовано 72 ребенка. Диагностика проводилась с целью исследования познавательных процессов детей, определения группы детей с уровнем развития ниже среднего для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, составления рекомендаций педагогам и родителям по развитию детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
  • Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.: «Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений), «Покажи и назови» (выявление общей осведомленности ребенка), «Матрешка 4-составная» (выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса), «Разрезные картинки 4-составные» (выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу), «8 предметов» (исследование объема образной памяти), «Лабиринты» (оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия), «Найди такую же картинку» (выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия), «Найди домик для картинки» (выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова),  «На что это похоже?» (выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

31

44

Средний

27

38

Низкий

14

19

Из таблицы видно, что 82% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития.

14 детей (19%) нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Дети взяты на контроль с целью формирования коррекционной группы на данный период учебного года. Воспитателям и специалистам были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития ниже среднего.

2.1. В возрастной группе 6-7 лет (группа «Сказка» комбинированного вида обследовано 22 детей на начало учебного года и 13 детей на конец учебного года).

Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г: «Лесенка» (изучение самооценки); «Вырежи круг» (выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук); «Домик» (выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия); «10 слов» (оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти); «Закончи предложение» (оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении); «4-й лишний» (определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка); «Последовательные картинки» (выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, составлять рассказ по серии последовательных картинок); «Найди недостающий» (диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор); «Рисунок человека» (выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка; «Разрезные картинки» (выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей); «На что это похоже?» (выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления); «Графический диктант» (оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу).

Так же с детьми проводился «Ориентационный тест школьной зрелости» (диагностика осведомленности), диагностические вопросы, выявляющие уровень сформированности школьной мотивации.

В результате проведенного психодиагностического обследования дети по уровню развития познавательных способностей были разделены на 3 групп:

 

Уровень развития

Количество детей н.г.

 Процентное соотношение (%) н.г.

Количество детей к.г.

Процентное соотношение (%) к.г.

Высокий

0

0

10

77

Средний

20

99

2

15

Низкий

2

1

1

8

Таким образом, 20 детей (99%) на начало учебного года  имеет соответствующий возрасту уровень развития, 2 ребенка (1%) имеют уровень развития ниже средневозрастных показателей.

Дети, уровень развития которых ниже среднего уровня были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Со всеми детьми,  имеющими уровень развития ниже среднего, проводились коррекционные занятия в течении учебного года.

 В мае  было проведено повторное диагностирование детей (индивидуальное и групповое). Обследовано 13 детей.

Таким образом, 12 детей (92%) на конец учебного года  имеет соответствующий возрасту уровень развития, 1 ребенок (8%) имеет уровень развития ниже средневозрастных показателей. На ППк ДОУ родителю этого ребенка рекомендовалось пройти городское ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

  1. Диагностика эмоциональных и личностных особенностей детей. Всего обследовано 53 ребенка («Гномики», «Цветик-семицветик», «Сказка»).

Используемые методики: проективные методики «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук), «Моя семья» (Хоментаускас Г. Т.),  «Лесенка»  (В.Г.Щур), «Опросник изучения эмоционального состояния» для воспитателей (Н.Артюхина, А.М.Щетинина), наблюдение. Диагностировались такие особенности, как тревожность, агрессивность, самооценка, особенности саморегуляции, проблемы в общении. Показатель считался выявленным, если прослеживался в большинстве используемых методик и подтверждался наблюдением воспитателей и педагога-психолога.

Результаты проведенного исследования:

Уровень

выраженности

Тревожность

(чел,%)

Агрессия

Проблемы в общении (чел,%)

Чувство неполноценности (чел,%)

Незащищенность (чел,%)

Высокий

6-11%

3-6%

1-2%

3-6%

5-9%

Средний

21-40%

8-15%

13-25%

1-2%

9-17%

Низкий

26- 49%

42-79%

39-74%

49-92%

39-74%

Дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностном развитии: тревожностью, агрессивностью, проблемами в межличностном взаимодействии были взяты под контроль психологом, воспитателями и специалистами. Кроме того, дети с высокими показателями эмоционального неблагополучия  посещали специальные коррекционные занятия. Воспитателям были предложены техники для снятия напряжения и тревожности у детей, даны рекомендации по гармонизации и развитию сплоченности детского коллектива.

Всего в течение учебного года было проведено:

- групповых диагностик – 4

- индивидуальных обследований  – 153

Консультативная работа:

Всего в течение года проведено 75  консультации,  из них консультаций:

  - педагогов – 35

- родителей – 40

Работа с педагогами

Проводились индивидуальные консультации по проблемам детей, выявленным как в результате психодиагностического обследования, так и в результате собственной деятельности педагогов. Всего проведено 28 консультаций. Анализируя проблематику обращения педагогов за психологической помощью, можно сказать, что частота обращений по поводу трудностей поведения, эмоционального благополучия чаще, чем по поводу обучения ребенка у педагогов.

 Кроме того, проводились индивидуальные консультации по личным вопросам - 7 консультаций.

Работа с родителями

Проводились индивидуальные консультации  родителей. Это были консультации после диагностики, а так же по проблемам детей. Всего проведено 40 индивидуальных консультаций.

Наиболее характерным  запросом со  стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально-волевой сферы, очень редко -  по обучению.

Коррекционно -  развивающая работа.

        Углубленное диагностическое  обследование детей старшего дошкольного возраста  позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей  помощи.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы -  коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.

Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещали 3 ребенка с низким и ниже среднего уровнем развития познавательных процессов.

Работа велась с октября.  Дети были распределены в 1 мини-коррекционную группу. С детьми 1 раз в неделю проводились групповые занятия, 1 раз в неделю индивидуальные.  С детьми проводились занятия с учетом рекомендаций ПМПк, АОП  и коррекционно-развивющей программы педагога – психолога для детей с ТНР 5 – 8 лет (психологическое сопровождение). А так же использовалась программа «Цветик-семицветик: Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой. Всего проведено 27 индивидуальных и 25 групповых.

На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами.  Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Динамика развития высших психических функций была позитивной.

По результатам диагностики можно заключить, что по сравнению с результатами обследования детей в сентябре уровень интеллектуально-познавательного развития у большинства детей повысился. 2 детей вышли на высший уровень.  У 1 ребенка наблюдаются частичные положительные изменения. Выявлена положительная динамика в развитии всех составляющих интеллектуально-познавательного развития у каждого ребенка.

2 детей выпускается в школу с соответствующим возрасту уровнем развития, 1 ребенку  рекомендованы занятия с школьным психологом.  

Группу по коррекции личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали  10 детей, из низ 4 детей с девиантным поведением.

Групповые коррекционно-развивающие занятия посещали 9 детей. Дети были разделены на 2 мини-коррекционные группы. С детьми проводились 1 раз в неделю групповые  занятия  учетом АОП,  по программе: «Рабочая программа «коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников (для дошкольников с ЗПР), «Программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сферы дошкольников» Всего проведено 20 занятия (для каждой мини-коррекционной группы по 10).

Индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия посещали 3 детей. Всего проведено 25 занятий. Занятия с ними проводились с использованием методов песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, психодрамы, арттерапии.

По результатам диагностики эмоционально-личностной сферы детей, большинству детей рекомендованы занятия с педагогом-психологом в следующем учебном году.

Профилактическая работа.

В адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста проводились занятия по программе: «Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)» (составлена на основе примерной (авторской) программы Морозова Е.А., психолог высшей квалификационной категории, г. Смоленск, 2018 г.)

В рамках взаимодействия с узкими специалистами в группах комбинированного вида «Сказка», «Цветики-семицветики», «Гномики» были проведены профилактические занятия: «Добрый Ежик», «Счастье в лодошках», «1 апреля – День смеха».

Консультативно-просветительская деятельность

Педагоги

Родители

Консультативная деятельность

с педагогами по гармонизации микро-климата группы.

«Профессиональная компетентность современного педагога дошкольного учреждения»

Выступление на общесадовом родительском собрании (мини – тренинг для родителей);

Выступление на родительском собрании группы «Пчелка». Тема: «Адаптация детей ДОУ»

Выступление на педагогических советах в течении года (мини-тренинг для педагогов)

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультации для воспитателей  

Разработка рекомендаций

и памяток

Индивидуальные консультации для молодых специалистов

Подготовка и выдача печатного материала по запросу родителей

Памятки и рекомендации для педагогов

 

Экспертная работа.

  1. Секретарь психолого-педагогического консилиума МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида. В рамках положения о психолого-педагогическом консилиуме несу ответственность за своевременно ведение и подготовку пакетов документов для прохождения воспитанниками МДОБУ «Детский сад № 21» ППК.
  2. Участник в разработке и внедрении проекта по раннее профилактике девиантного поведения «Я+ТЫ+МЫ».
  3. Участие в проекте по инклюзивным практикам «Консультативная помощь родителей в вопросах обучения, развития и воспитания детей».
  4. Участие при разработке в РАОП.
  5. Участие в «Культурном полиатлоне »

Организационно - методическая работа.

В период с сентября  по май  была проведена следующая работа:

1. Посещение городских МО для психологов.

2. Участие в педсоветах.

3. Для родителей подготовлены письменные рекомендации по интеллектуальным и поведенческим проблемам детей.

4. Обработка результатов диагностических исследований, написание заключений по результатам.

5. Заполнение карт готовности к обучению в школе.

6. Заполнение ПМПК документов на детей.

7. Составление индивидуальных программ.

8.Составление рабочей программы педагога-психолога.

9. Составление картотеки игр.

10. Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ

11. Обновление диагностического материала.

12. Подборка игр по познавательному развитию.

Прохождение курсов повышения квалификации:

  1. Красноярский институт повышения квалификации, курсы повышения квалификации «КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧАЮЩИХСЯ», 40 часов.
  2. «Университет Просвещения РФ» , курс повышения квалификации  «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМЕТЕТА И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ», объем 144 часа
  3. Портал «Единый урок» , курсы повышения квалификации «АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ», объем 36 часов.

Участив семинарах – практикумах:

Очные:

  1. Презентационная площадка программ дополнительного образования детей г. Минусинска «Августовские встречи  (проведение экспресс-диагностики по выявлению склонностей и способностей детей»).

Он-лайн, участник:

  1. Семинар «Мониторинг финансовой грамотности населения Красноярского края», форма проведения – он-лайн, участник.

Публикации:

  1. Участник. Международный конкурс по психологии «Эрудит. Онлайн» «Невербальное общение педагогов».
  2. Победитель (2 место) Всероссийского педагогического конкурса
    «Мотив познания». Номинация: «Педагог-психолог в ДОУ: основные направления и технологии профессиональной деятельности»
  3. Победитель (2 место) Всероссийского педагогического конкурса
    «Мотив познания». Номинация: «Сказкотерапия для дошкольника как метод гармонизации личности ребенка»
  4. Победитель (1 место) Всероссийского педагогического конкурса «Образование РУ». Номинация: «Методические разработки», конкурсная работа: «Рабочая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников»
  5. Победитель (1 место) Всероссийского педагогического конкурса «Образование РУ». Номинация: «Семинары, тренинги, вебинары», конкурсная работа: «МАК в работе психолога с родителями»
  6. Победитель (1 место) Международного педагогического конкурса «Образование РУ». Номинация: «Мастер-класс», конкурсная работа: «МАК в работе психолога с педагогами и детьми»
  7. Победитель ( 3 место) VI всероссийский педагогический конкурс «Мой лучший сценарий». Наименование работы «Добрый Ежик»
  8. Семинар «Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога», форма проведения – он-лайн, участник.
  9. Семинар «Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как залог становления и развития здоровой личности», форма проведения – он-лайн, участник.
  10. Публикация сценария мероприятия в сетевом издании «Фонд 21 века» Победитель (1 место)
  11. Международного педагогического конкурса «Образование РУ». Номинация: Коррекционная педагогика».
  12. Диплом I степени всероссийского творческого конкурса  Педагог – эксперт. Номинация: Сценарий праздников и мероприятий в ДОУ»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения."

Из опыта работы педагогического коллектива и старшего воспитателя  МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Консультация для воспитателей «Использование метода проектирования в образовательной деятельности»

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе до­школьного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уров...

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

Диагностическая методика для анализа эффективности использования технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты" в образовательном процессе

Диагностическая методика содержит процедуру проведения диагностического обследования детей младшей группы (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет)....

Эффективность использования методов мониторинга в образовательном процессе ДОУ

Эффективность использования методов мониторинга в образовательном процессе ДОУ...

"Использование метода проектов в образовательной деятельности"

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продукти...