Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.
рабочая программа (средняя группа) по теме
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими и психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идёт о так называемых тревожных детях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими и психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идёт о так называемых тревожных детях.
В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике называют застенчивыми, а в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.
Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребёнка эта задача является ещё более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества ещё не сформировались окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога-психолога детского сада в тесном контакте с педагогами групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.[7]
Основной задачей работы педагога-психолога направленной на коррекцию проявлений тревожности у дошкольников является выявление детей с заметными признаками тревожности.
В последнее время в МДОУ №230 Промышленного района города Самара увеличился процент воспитанников младшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, изменение личностных установок, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы педагога-психолога МДОУ №230 Шароновой С.В., что является основным запросом групп ДОУ. Высокий уровень тревожности у детей младшего дошкольного возраста в большинстве случаев проявляется в ситуациях «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый» («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). В повседневной жизни это выражается в трудности вхождения ребёнка в контакт как с ровесниками так и с чужими взрослыми (педагоги, воспитатели группы и т.д.); в боязни новых помещений и новых социальных ситуаций.
В целях снятия тревожности как качества личности, снижения уровня мышечной зажатости, для нахождения контакта с детьми, мной была разработана программа «Эмоционального развития детей дошкольного возраста».
Программа направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, справляться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Основная цель программы: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Задачи:
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, по интонации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Развить способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их. Воспитать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях. Развитие мимики и пантомимики.
В основе комплекса занятий лежит ряд принципов:
Принцип обеспечения всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок (Т.И. Бабаева, О.Л. Князева, Р.В. Овчарова и др.). с этих позиций на занятиях решаются задачи раскрытия ребёнку мира его собственных переживаний и переживаний окружающих, воспитания чувств, развития воображения, самостоятельности детей, расширения их социальной компетентности, формирование эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
В целом указанный принцип ориентирует психолога на развитие у ребёнка способности понимать себя и регулировать собственное состояние.
Принцип доступности и учёта возрастных особенностей детей. Указанный принцип предполагает соблюдение определённой меры трудности в содержании нового материала и обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания. Многие темы предусматривают привлечение материала знакомых сказок, стихотворений. Вспоминая основные события сказок и переживания персонажей, дети с помощью педагога могут сопоставить их с собственным опытом. Кроме того, дети учатся соотносить собственные состояния с состоянием природы, а также с соответствующими жизненными событиями. Предлагаемые занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, с учётом особенностей их интеллектуального и речевого развития.
Принцип системности и последовательности. Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала, с предыдущем. Занятия рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю. В течение 17 занятий дети знакомятся с проявлениями основных эмоциональных состояний людей: любопытство, радость, удивление, печаль, отвращение, злость, самодовольство, страх, спокойствие.
Принцип наглядности. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно образный характер. Все используемые в программе пособия (пиктограммы, карточки, наборы иллюстраций) обеспечивают эффективное восприятие материала.
Игровой принцип. Опора на игровую мотивацию и преобладание игровой деятельности являются отличительными особенностями программы. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности.
Принцип обеспечения эмоционального благополучия ребёнка. На занятиях дети должны себя чувствовать достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться. Подобранное к занятиям музыкальное сопровождение оживляет атмосферу занятий, создаёт эмоциональный тонус. Особое внимание уделяется правильной организации работы по ознакомлению с отрицательными проявлениями: занятия по развитию представлений об отрицательных эмоциях проводятся в игровой форме. В игре отрицательный эмоциональный опыт «списывается» за счёт героя, с которым ребёнок идентифицирует себя лишь частично, «спрятавшись за ролью, ребёнок становится более смелым в эмоциональном самовыражении, и возможностей для расширения эмоционального опыта у него гораздо больше. Обязательным условием является переключение внимания детей на положительные эмоции. С этой целью внимание детей акцентируется на том, что всё страшное и плохое далеко в прошлом; используются этюды на вызывание и выражение радости, упражнения на релаксацию.[1]
Основой для положительного самочувствия тревожных детей на занятиях является удовлетворение их социальных потребностей: потребности в эмоционально-положительных контактах, в доброжелательном отношении, удовлетворение которых создаёт ребёнку чувство защищённости, ощущение ценности своей личности; потребности в признании ребёнка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру; потребности в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослым и сверстниками, что развивает способность к самовыражению во взаимодействии людьми, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации. что особенно важно для детей с высоким уровнем тревожности.
Адресат: дети 4-7 лет показавшие высокий уровень тревожности.
Этапы осуществления программы:
- Проведение диагностику уровня тревожности в средних группах МДОУ. На первом этапе диагностика необходима как способ выявления детей с высоким уровнем тревожности.
- Результаты диагностики доводятся до сведения руководителей ДОУ и педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению коррекционных занятий. Воспитателям, педагогам, родителям выдаются рекомендации. («Тревожный ребёнок в группе», «Как помочь тревожному ребёнку на занятиях по физкультуре и музыке»).
- Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики; рекомендации по проблеме («Поможем ребёнку справиться с тревожностью» и т.п.).
- Формирование групп для проведения занятий по программе.
- проведение занятий.
- повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий.
- консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.
Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности у детей.
Продолжительность: Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью до 30 минут. С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем, и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации.
Структура программы: Программа охватывает основные эмоциональные состояния человека (робость, радость, страх, удивление, самодовольство, злость, стыд, отвращение). Программа делится на 8 блоков (по восьми основным эмоциям). На каждый блок отводится от 1 до 4 занятий, всего 17 занятий.
Структура занятий:
Каждое занятие имеет самостоятельную основу и при необходимости может повторяться, что в целом способствует более успешному усвоению материала. Предлагаемые в программе занятия состоят из трёх частей:
Вводная часть:
Включает в себя приветствие и разминку, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность. Вызывает здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.
Основная часть.
Состоит из 2-4 упражнений (упражнения и приёмы направленные на решение задач занятия). Позволяет развить познавательные процессы детей. Углубляет понимание основных эмоциональных состояний. Активизация эмоционального словаря детей. Развитие способности к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния. Формирование социальных навыков.
Заключительная часть:
Включает в себя рефлексию (рисунки, коллажи, беседы); и ритуал прощания.
Рефлексия занятия (понравилось – не понравилось и почему; почему это важно, зачем мы это делали). Ритуал прощания по аналогии с ритуалом приветствия.
Методы: Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, при реализации поставленных задач программы, предпочтение отдаётся игровым методам. Так же на занятие используются методы: арт-терапии, позволяющий раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь открыть его скрытые резервы, найти оптимальные способы решения проблемы; сказкотерапии, используя сказочную форму, совершенствовать взаимодействие с окружающим миром; психогимнастики, позволяющей детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Релаксации- для снятия мышечного напряжения, расслабления.
Цикл занятий проводился мною в 2007-2008 учебном году в средних группах детского сада. По результатам диагностики на конец года («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), по отзывам родителей детей, педагогов этих групп, я сделала следующий вывод: программу можно считать эффективной, так как полученные знания применяются дошкольниками в обычной жизни (в детском саду и дома); дети стали активно участвовать в жизни группы, на утренниках, у них появились новые друзья. Дети прошедшие весь цикл занятий, начали адекватно оценивать себя и свои возможности, не испытывали робости в общении со взрослыми и сверстниками. Педагоги на протяжении всего учебного года используют этот материал в работе с ребятами. Таким образом, использование программы «эмоционального развития дошкольников» в работе с тревожными детьми, является весьма эффективным и результативным.
Список литературы:
1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2000.
3. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. М., 2000.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.: Речь, 2006.
6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:2006.
7. Постоева Л., Лукина Е. Поможем детям справиться с тревожностью. Ж-л «Дошкольное воспитание», № 5, 2006.