Агрессия у детей младшего дошкольного возраста.
статья по психологии (младшая группа)
Актуальность проблемы агрессивного поведения детей в отношении их сверстников в настоящее время трудно переоценить. Агрессия наблюдается не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста. Родители зачастую не осознают, откуда берется такое поведение у ребенка, воспитанного в благополучной семье. Однако причины агрессивности у дошкольников могут быть вполне понятными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Агрессия у детей младшего дошкольного возраста. | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессия у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время современное сообщество все чаще сталкивается с проблемой агрессивного поведения ребёнка по отношению, не только к своим сверстникам но окружающим его людям. Ранее агрессия проявлялась в основном среди детей школьного возраста, сейчас она проявляется и у дошкольников. Как правило, родители часто не понимают, откуда у ребёнка из вполне благополучной семьи появляется такое поведение. Давайте разберемся в этой проблеме, и найдем этому объяснение.
Агрессия у ребенка часто является призывом о помощи. Как и все люди, дети имеют право испытывать широкий спектр эмоций, включая агрессию. Хотя ученые не пришли к единому и устойчивому определению агрессии, родители могут, наблюдая за поведением как своих, так и чужих детей, достаточно точно распознать моменты, когда ребенок проявляет агрессивные реакции.
Однако не каждый взрослый способен адекватно реагировать на проявления агрессии у детей. Практически все дети с трёхлетнего возраста демонстрируют различные формы агрессивного поведения. Вспышки агрессии у малышей объясняются тем, что у них еще нет достаточных средств для выражения своих негативных эмоций и внутреннего дискомфорта иными способами. Они могут проявлять импульсивное поведение, стремясь привлечь внимание или заполучить желаемый предмет.
После достижения желаемого результата агрессивные действия прекращаются. Постепенно большинство детей осознают, как можно получить желаемое, и склоняются к социально приемлемому и одобряемому поведению. Однако некоторые продолжают добиваться своих целей прежними методами, что может привести к закреплению агрессивности как устойчивой черты поведения, а в дальнейшем и как качества личности. Поэтому в дошкольный период особенно важно правильно реагировать на поведение агрессивного ребёнка. Тем не менее, самостоятельные стремления ребёнка пока не соответствуют его приобретенному опыту и навыкам. Стремясь подражать взрослым, ребёнок зачастую оказывается в ситуации, когда у него не все получается. Родителям необходимо осознавать происходящее и прилагать усилия, чтобы поддержать малыша в освоении новых действий. Это требует значительных временных и физических затрат, однако нет иного способа научить ребенка справляться с жизненными задачами.
Безусловно, проявления этого важного кризиса создают множество трудностей: с детьми в этом возрасте сложно достичь соглашения, так как они на любое наше предложение отвечают отказом. Любое действие или событие, нарушающее планы ребенка, будь то намеренно или случайно, может вызвать у него настоящую вспышку ярости. В этот период дети способны проявлять агрессию по отношению к родителям и близким, порой даже прибегая к физическому насилию.
Часто трёхлетние дети выражают родителям свои негативные чувства, заявляя, что ненавидят их. Когда речь заходит о формировании определённых черт характера, принято считать, что личностные качества в значительной степени наследуются от родителей и более удаленных предков. Кроме того, ребёнок в значительной мере копирует поведение тех, кто его окружает, что приводит к закреплению этих моделей поведения в качестве устойчивых характеристик личности. Разумеется, некоторые особенности нервной системы могут передаваться через гены, что влияет на способы реакции на жизненные обстоятельства. Тем не менее, многое зависит от условий воспитания, как в семье, так и в кругу сверстников. Ситуация усугубляется тем, что в этом возрасте большинство детей начинают посещать детский сад, что становится серьезным испытанием для каждого из них. Наблюдается, что наиболее выраженную агрессивную реакцию на детский сад проявляют дети, слишком зависимые от матери. Важно понимать, что такая агрессия не всегда направлена вовне; она может не проявляться в криках, слезах или истериках, а накапливаться, превращаясь в форму самоагрессии. Часто это находит выход в хронических соматических заболеваниях. У чувствительных детей со слабым типом нервной системы самоагрессия может проявляться в самобичевании при неудачах, например: «Я плохая», «Я глупая», «Почему ничего не получается». Некоторые дети могут даже причинять себе физическую боль, бьются по рукам или кусают. Это является серьёзным сигналом для родителей, указывающим на то, что ребёнку трудно справляться с грузом ожиданий, которые вы на него возложили.
Дети, находящиеся в состоянии чрезмерной загруженности, часто выражают свое крайнее недовольство отсутствием возможности играть в удобное для них время. Самоагрессия может иметь разрушительные последствия для развивающейся личности, способствуя возникновению серьезных комплексов неполноценности и, в худшем случае, приводя к психическим расстройствам. Поэтому, несмотря на то что агрессия у дошкольников, возникающая в процессе общения, является естественным явлением, важно уже в этом возрасте обучать ребенка осознанию своих негативных эмоций и их выражению через разнообразные средства — не только физическую агрессию, но и слова, жесты, молчание и юмор. Эффективным способом достижения этой цели является демонстрация самим родителем разнообразных и конструктивных реакций на агрессию.
Как помочь своему ребёнку в этот трудный период?
1. Необходимо показывать личным примером более эффективные и безопасные способы решения проблем, отличные от физического насилия.
2. Не переносите на ребенка свои агрессивные реакции на различные события. Избегайте унижений и оскорблений; создайте для ребенка атмосферу безопасности.
3. Вспомните причины своих агрессивных действий в детстве. Например, что вызывало конфликты с братом, сестрой, родителями или одноклассниками. Это может помочь вам лучше понять своего ребенка и оказать ему поддержку.
4. Будьте готовы внимательно выслушать ребенка, если он захочет поделиться с вами своим сном. Во сне дети часто отражают то, чего им не хватает в реальной жизни. Особое внимание стоит уделить повторяющимся сюжетам сновидений.
5. Поощряйте ребенка говорить о своих переживаниях и эмоциях, учите его открыто выражать свои чувства, а также делиться тем, что ему нравится или не нравится.
6. Обратите пристальное внимание на игры ребенка. В процессе игры дети реализуют свои мечты, фантазии и страхи. Рассмотрите возможность предложить игры, направленные на снятие агрессии.
7. Преобразование негативного настроения в позитивное через творчество является важным аспектом.
Родителям следует учитывать, что окружение ребёнка формируется не только в детском саду, но и в семье, в процессе дополнительного образования, через средства массовой информации, интернет, а также на детских площадках. Поэтому важно внимательно следить за информацией, которую ребёнок получает из этих источников, и оценивать, как она может влиять на его личностное развитие. Агрессия в дошкольном возрасте является естественным этапом формирования личности, и задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребёнку безболезненно пройти через этот период. Агрессивный ребёнок в первую очередь нуждается не в жестком контроле, а в понимании своих проблем и поддержке со стороны взрослых.
Можно предложить ребёнку игры рекомендованные психологами на снятие агрессии :
«Обзывалки»
Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т. д.
«Пыль»
Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.
«Борьба на подушках»
Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.
«Снежки»
Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.
«Салют»
Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.
«Мячик, катись!»
Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.
«Лягушка»
Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.
«Ураган»
Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас — мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольник...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
консультация для родителей: как помочь ребенку ? как вести себя? игры для снятия агрессии...
Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»
В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...
«Агрессия у детей старшего дошкольного возраста»
Проектирование работы воспитателя с детьми по проблеме:«Агрессия у детей старшего дошкольного возраста»По курсу «Актуальные проблемы дошкольногообразования в соответствии с ФГО...
Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста...
Нервно-психические особенности как причина агрессии ребенка в младшем дошкольном возрасте
Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным, довольно трудно справляться с ...
- Мне нравится (1)