Нервно-психические особенности как причина агрессии ребенка в младшем дошкольном возрасте
статья
Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным, довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит не в очень красивой форме. Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость, чувство одиночества –могут вылиться в приступы агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vserossiy.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Голуб Ольга Борисовна
СПб ГКУЗ "Психоневрологический дом ребенка № 6"
Нервно-психические особенности как причина агрессии ребенка в младшем дошкольном возрасте
Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным, довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит не в очень красивой форме. Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость, чувство одиночества –могут вылиться в приступы агрессии.
Со временем, когда малыш научится выражать свои чувства, при этом, не причиняя другим неприятных ощущений, и научится общаться с людьми, - проявления агрессивности уменьшатся. Однако, влияние некоторых факторов, может привести к усилению агрессивности и даже переходу её в устойчивую форму поведения.
Итак, агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — это поведение, противоречащее социально-установленным нормам и несущее физический вред или психологический дискомфорт. Безусловно, агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Проявления агрессии
Агрессия может классифицироваться по-разному
1. Агрессия может быть направлена:
- на окружающие объекты - близких родственников, детей, животных, предметы и т.д.
- на самого себя – проявляется как битье головой об стену, покусывание губ, обгрызание ногтей и т.д.
2. Агрессия проявляется в виде
- словесной агрессии – жалобы взрослым «А он не помыл руки», демонстративный крик «Уйди отсюда!», угрозы «Сейчас как врежу!», агрессивные фантазии «Баба Яга придет и украдет тебя!»; дразнилки «Толстая корова!», оскорбления «Дурак!», ругательства «Ничего ты не умеешь делать» и т.д.
- невербальной агрессии - жестами (машет кулаком, показывает «фиг», грозит пальцем), мимикой (передразнивает – делает «плачущее» выражение лица, сердитое, грозное и т.д.)
- физической агрессии – укусы, царапания, щипания, нападения, драки, подножки.
3. Агрессия бывает:
- Прямая – это непосредственное нападение на сам объект (хватание противника за волосы, битье его палкой, таскание кошки за хвост и т.д.)
- Косвенная агрессия – направлена на нужный объект окольными путями (ломание его игрушек, жалобы, шутки, срывание злости на тех, кто не виноват и случайно «подвернулся под руку»).
Выделяют две формы агрессии:
- Ответная реакция на какой-то определенный повод или внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.), может проявляться как защита себя, месть и даже радость при неудаче другого человека.
- Спонтанная реакция проявляется без видимой причины и связана с особенностями развития личности (психические заболевания) или происходящая под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций).
Причины агрессии.
1. Личностные особенности – дети, отличающиеся повышенной вспыльчивостью, раздражительность, дерзостью, упрямством, самоуверенностью, обидчивостью, неуверенностью в себе. Они не умеют проявлять сострадание к другим людям и испытывают трудности в общении. В результате такой эмоциональной неудовлетворенности, они используют агрессию, как средство защиты от чувства подавленности, напряженности, тревожности, стресса.
2. Характерные нервно-психические особенности – эмоциональная неуравновешенность, психическое истощение, незрелость волевой сферы, частая смена эмоций и настроений, импульсивность неуправляемость, конфликтность, повышенная агрессивность. Все это может быть следствием осложненной беременности и родов, нарушениями перинатального развития, черепно-мозговой травмой, наследственностью. И в данном случае требуются лекарственные препараты, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.
3. Воспитательные особенности:
- Подавляющий стиль воспитания, при котором родители слишком требовательны и любыми путями добиваются безоговорочного послушания. Дети в таких семьях бывают замкнутыми, раздражительными и становятся либо пассивными, либо наоборот бурно протестующими против каждого ограничения.
- Свободный стиль воспитания, при котором отсутствуют запреты и единые требования, что приводит к непослушанию, импульсивности и агрессии. Но при хороших доверительных взаимоотношениях с родителями, дети могут стать активными, решительными и творческими личностями.
- Отвергающий стиль воспитания, при котором ребенок ощущает неприятие, безразличие и даже враждебность со стороны родителей. Желая завоевать их внимание и любовь, дети порой действуют очень агрессивно. Дети в таких семьях часто бывают замкнутыми, робкими, обидчивыми и начинают вымещать свою злобу на других.
- Гиперопека или чрезмерное внимание, в результате которого получаются избалованные, капризные, не умеющие понимать других дети. Ребенок считает, что ему все можно, в том числе и бить других детей. А любой отказ заканчивается вспышкой детской агрессии.
4. Объективные причины – плохое самочувствие, переутомление, изменение жизненных обстоятельств (появление брата или сестры, развод родителей, поступление в детский сад и т.п.), скученность проживания и неимение возможности побыть наедине с самим собой.
5. Асоциальная обстановка – если ребенок живет в семье, где агрессия – привычный образ жизни, то точно так же будет действовать и он. Отрицательный пример родителей, братьев – сестер, других детей на детской площадке, в саду, просмотр «ужастиков» - все это приводит к детской агрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника в...
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольник...
Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте
Консультации для родителей по организации режима детей в младшем дошкольном возрасте....
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
консультация для родителей: как помочь ребенку ? как вести себя? игры для снятия агрессии...
Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста...
СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...
Агрессия у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы агрессивного поведения детей в отношении их сверстников в настоящее время трудно переоценить. Агрессия наблюдается не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста. Роди...