Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
проект по психологии (старшая группа)
Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в наше время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_sila_muzyki.docx | 30.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Волшебная сила музыки».
Тема проекта: «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Автор проекта: педагог-психолог, музыкальные руководители.
Участники проекта: дети, педагоги, педагог-психолог, музыкальные руководители.
Вид проекта: практико-ориентированный (с элементами творчества), групповой.
База проекта: МБДОУ «Детский сад «Семицветик».
Срок реализации: январь 2024г. – февраль 2024г., краткосрочный.
Характеристика инновационного проекта:
Главная проблема.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. А здоровых детей, к сожалению, уже в дошкольном возрасте все меньше и меньше, а количество детей с ОВЗ неуклонно растёт.
У многих из них нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление. Особенностями детей с ОВЗ являются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, недостаточная вокально-слуховая координация.
Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в наше время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции отклонений в здоровье.
Формы музыкальной терапии:
Музыкотерапия может быть активной и пассивной.
Активная музыкотерапия заключается в активной работе с музыкальным материалом, самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.
Актуальность проблемы.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств воспитания: она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее психическое развитие личности ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. О. П. Радынова пишет: «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [2, 18].
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Исследования В. М. Бехтерева, И. М. Гриневой, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др. выявили позитивное влияние музыки на различные системы организма человека (сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную), и позволили сделать выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют защитные силы человека. Л. И. Глазунова выделила пять уровней влияния музыки на человека: психофизиологический, психологический, интеллектуальный, личностно-творческий, социальный [3; 12].
Психологическое воздействие музыки проявляется в ее влиянии на эмоционально-личностную сферу, при этом музыка выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой показывают, что ребенок, действуя в мире музыки, качественно меняется в своем развитии. Во время общения с музыкой он освобождается от тревожности, страхов, негативных переживаний, позитивно относится к окружающему миру. Психологическое воздействие музыки на ребенка связано с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка побуждает его к сопереживанию, формирует его внутренний мир [4].
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Поэтому в коррекционной работе с детьми с ОВЗ нами применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.
Цель проекта: выяснить, как музыка влияет на психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
Ожидаемые результаты:
Новизна разработки проекта:
- Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в приобщении дошкольников к музыке.
- Обогащение предметно-развивающей среды по теме «Музыка».
- Обобщение и распространение опыта работы.
- Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как:
- «Лунная соната» Бетховена;
- «Ноктюрн соль-минор» Шопена;
- «Свет луны» Дебюсси.
Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдут:
- вальсы или мелодии для флейты, скрипки, фортепиано;
- музыка Вивальди;
- Бетховен;
- Брамс «Колыбельная»;
- Шуберт «Аве Мария».
Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии:
- мазурки Шопена;
- вальсы Штрауса;
- П.И. Чайковский «Сладкие грёзы»;
- П.И. Чайковский «Времена года» (февраль)
Уменьшат раздражительность и нервное возбуждение:
- «Итальянский концерт» Баха;
- «Симфония ля-минор» Бетховена;
Поднимут настроение произведения:
- Моцарта;
- П.И. Чайковского;
- отрывки из оперы «Кармен» Бизе;
- «Времена года» Вивальди,
- «Менуэт» Генделя;
- скрипичная музыка;
Улучшат активность и жизненный тонус ребенка:
- ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ:Введение ……………………………………………………….Глава 1. Использование нетрадиционных методикпо физическому воспитаниюв работе с детьми дошкольного возраста1.1.Фитотерапия1.2.Дильфинотерапия1.3.Иппотерапия1...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
ОПЫТ РАБОТЫ "Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности"
Педагогический опыт представлен ввиде исследования влияние танцевально-ритмической деятельности на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста....
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...