Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
- Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.
- Актуализировать духовные усилия каждого ребенка, помочь проявить себя как индивидуальность.
- Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Игры-упражнения для детей во время прогулки
Игры для дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 967
127642, г. Москва, ул. Сухонская, д. 13 тел/факс 8-495-472-07-55
E-mail: 967@edu.mos.ru тел 8-495-472-07-66
Опыт работы
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Педагог-психолог
Селивановская Д.А.
2016-2017 г.
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
- Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.
- Актуализировать духовные усилия каждого ребенка, помочь проявить себя как индивидуальность.
- Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Приветствие. Дети стоят в кругу.
Педагог:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!»
(Педагог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие.)
Разминка.
Пальчиковая игра «Дружба».
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
Речедвигательное упражнение «Яблочки».
«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»
(Движения педагог придумывает сам.)
Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа». Потереть ладони друг о друга, «чтобы стало горячо». Представить, что между ладонями маленький мячик. Показать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).
Основная часть. Дети сидят на стульчиках в кругу.
- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный).
- Ребята, давайте поиграем в сказку.
Педагог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:
«… Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд
Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:
Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.
Лишь пожелай – я сотворю, изменим в миг судьбу твою!».
- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать в руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку.
С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.
Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: «Верно» или «Я с тобой не согласен».
После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от от этих желаний как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.
Физкультурная пауза. Игра «Буги-вуги».
- Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.
Игра «Волшебники».
- Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывать кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.
Педагог подводит к «кандидату в волшебники» ребёнка. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
Заключительная часть.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.
Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать». Внимание! Наступает «Волшебный сон».
«Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!».
Педагог благодарит детей за занятие.
Игры-упражнения для детей во время прогулки
«Не теряй пару»
Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
«Стоп»
Дети бегают врассыпную в течение 2-3 мин. По сигналу «Стоп» останавливаются и делают какую-нибудь фигуру («хоккеист», «гимнаст», «пловец»). Затем вместе выбирают лучшую фигуру, и игра повторяется вновь.
«Круговорот»
Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и дети, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребёнок оббегает колонну справа, второй – слева. Оказавшиеся впереди колонны дети вновь образуют пару, игра продолжается.
«Меняемся местами»
В центре площадки кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая команда занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» все дети врассыпную бегают по своей площадке. По второму сигналу «Меняйтесь!» команды бегом меняются местами. Побеждает команда, дети которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки.
«Ниточка с иголочкой»
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В момент, когда цепочка детей проходит под «воротами», ребёнок, поднимавший руки для образования «ворот», переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.
«Найди свой кубик»
В произвольном порядке разложены обручи, в каждом из которых стоит ребёнок и лежит цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не толкаясь и не подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза. Каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в обруч, пролезть через него и поднять над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
«Быстро по местам»
Дети стоят в колонне по одному. По команде «На прогулку!» разбегаются по площадке, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде «Быстро по местам!» кладут пособия на место, где они находились, и возвращаются на своё место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.
«Дружные пары»
Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону в течение 5-7 с., а по второму сигналу останавливаются и кружатся в другую сторону после короткого перерыва.
Игры для дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.Волшебные очки.
Воспитатель торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет ото всех. Вот я сейчас эти очки… Ой, какие вы все красивые, умные, весёлые!». Подходя к каждому ребёнку воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведёт). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Испорченный телефон
Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребёнка, как он провёл выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Вова про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Вова шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем, что делал Вова». Воспитатель советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявит, что ему сказали, и как он понял, что Вова делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации. Если первому ребёнку трудно сформулировать чёткое сообщение, «запустить цепочку» может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. (Например, когда птицы зевают, они рот не открывают, у кошки длинный хвост).
Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный. Нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.
Добрые волшебники
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребёнка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?»
Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
Комплименты
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
Ни в коем случае нельзя заставлять их делать всё это или ругать за несоблюдение правил! Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. Пусть они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда такие дети слышат приятные слова в свой адрес, когда другие хвалят их и дарят им подарки, они перестают баловаться и шутить и получают нескрываемое удовольствие. Поэтому лучше сначала делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчёркивать их достоинства. Такое внимание и признание со стороны сверстников рано или поздно вызывает ответную реакцию: они станут полноценными участниками этих игр и начнут говорить приятные слова другим и делать им подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"
Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...
Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....
ОПЫТ РАБОТЫ "Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности"
Педагогический опыт представлен ввиде исследования влияние танцевально-ритмической деятельности на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста....
Консультация: «Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста».
Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет св...