План работы по самообразованию Тема: «Песочная арт- терапия как метод психокоррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста»
материал по психологии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Песочная арт- терапия как метод психокоррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста»
Сроки реализации: 2024 – 2025 уч.год
С. Коса, 2024 г
Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
«Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми и важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.
С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Умение распознавать и передавать эмоции – сложный процесс, требующий от ребенка дошкольника определенных умений и знаний.
К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий по песочной терапии, относятся:
- создание благоприятных условий и средств, для развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.
Данная система занятий ориентирована на применение широкого комплекса различных средств песочной терапии, способствует самовыражению ребенка и дает возможность ему выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Тактильные упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Такие упражнения часто присутствуют в занятиях: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», сделать следы кулачками. Эти упражнения имеют огромное значение для развития психики детей. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. На занятиях используются игровые образцы, различные приспособления для рисования песком, творческие задания, которые вызывают интерес у детей.
Возраст детей: от 5 до 6 лет. Дети этого возраста способны успешно выполнять предлагаемые задания, подчиняться правилам игры, контролировать выполняемые действия.
Срок реализации: 1 год.
Актуальность выбранной темы
Метод sandplay (дословно - песочная игра) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. .
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи самообразования по теме:
- Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования;
- Повысить собственный психолого-педагогический уровень знаний путем изучения научно-методической литературы.
- Провести самоанализ и самооценку собственных занятий;
4.Систематизировать работу по реализации песочной терапии с детьми дошкольного возраста;
Источники самообразования: методическая литература, семинары, вебинары.
Формы самообразования:
- Индивидуальная – изучение новинок методической литературы.
#1043;рупповая – занятия с детьми.
Предполагаемые результаты:
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- Формирование самосознания и адекватной самооценки;
- Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия);
- Установление сотрудничества с родителями;
Основные этапы работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки реализации | Практическая деятельность |
Аналитико-диагностический | Постановка проблемы. #1048;зучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. #1054;знакомление с основными теоретическими положениями. #1048;зучение образовательных технологий. #1054;пределение цели и задач работы над темой. | Сентябрь-ноябрь |
|
Практический | Изучение новых методов и приёмов на занятиях. Подбор дидактического материала. Внедрение опыта работы. | Декабрь-апрель | Открытое занятие . Разработка дидактических материалов, презентаций. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшей группы по коррекционно-развивающей программе по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке .
|
Итоговый (перспективный) | #1054;формление результатов работы. #1055;одведение итогов. #1054;пределение перспектив в работе. | Апрель-май | Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшей группы по коррекционно-развивающей программе по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке. Отчет. |
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1 | Игры с песком, или песочная терапия | Грабенко Т.М. | Москва, 2014 |
2. | Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников | Тинникова О. А., Хакимова М. Е. | Москва, 2016 |
3. | Песочная терапия | Логинова О.И. | Москва, 2010 |
4. | Игры на песке. Работа с семьей и детьми | Ратникова Е.В. | Санкт –Петербург, 2013 |
5. | Практикум по песочной терапии | Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. | Санкт-Петербург, 2002 |
6. | Использование кинетического песка в работе с дошкольниками | Андреенко Т.А. | Санкт-Петербург, 2017 |
7. | Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии | Федосеева М.А. | Санкт-Петербург, 2007 |
Календарно-тематический план по проекту
«Песочная страна – страна волшебства»
(дети дошкольного возраста 5-6 лет )
Месяц | Мероприятие | Участники |
Сентябрь | Ознакомительное занятие с кинетическим песком | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Октябрь | #1043;рупповое занятие «В гостях у Песочной Феи» #1044;орисуй недостающие элементы» | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Ноябрь | #1055;одгрупповая работа «Найди, что изменилось» #1055;одгрупповая работа «Пишем на песке» | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Декабрь | #1043;рупповое занятие «День Рождения Машеньки» 2. Сказочный новогодний лес» (моделирование на песке) | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Январь | #1057;амостоятельные игры детей с песком (подгрупповое занятие) | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Февраль | #1048;ндивидуальные занятия «Рисуем узоры на песке волшебной палочкой» | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Март | #1056;исование песком на световых столах | Педагог-психолог и дети старшей группы |
Апрель | #1057;овместное занятие родителей и детей, посвящённое Дню Космонавтики. Изготовление космических макетов из кинетического песка. | Педагог-психолог, родители и дети |
Май | #1063;ему мы научились? - «До свидания, Песочная страна!»- информация для родителей | Педагог-психолог, родители и дети, воспитатели группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
ОПЫТ РАБОТЫ "Сохранение положительного эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста по средством танцевально- ритмической деятельности"
Педагогический опыт представлен ввиде исследования влияние танцевально-ритмической деятельности на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста....
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»
План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...