Игра в коррекции психических процессов
картотека (подготовительная группа)

Синюкова Галина Васильевна
  • Материал раскрывает возможности коррекционной игровой деятельности по подготовке воспитанников с ОВЗ к школе на основе диагностики и выявленных проблем в развитии психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_korrektsii_psihicheskih_protsessov.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в коррекции психических процессов

В современной постоянно изменяющейся ситуации задача помочь дошкольникам овладеть универсальными действиями для дальнейшего успешного  развития на всех этапах образования остается значимой.

Результаты диагностики развития психических процессов показали, есть небольшая  группа детей которые стремятся к новой познавательной деятельности, развитию социальных взаимоотношений, пониманию некоторых ценностно-смысловых установок.  

Наряду с ними, имеется группа детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекции развития, обеспечивающего психологическую готовность к обучению в школе.

  • умения вычленять причинно-следственные связи в предложении,
  • выявлять зависимости/закономерности в наглядной ситуации,
  • Понимании сюжета по серии последовательных  картинок.
  • произвольности психических процессов: кратковременной слуховой памяти, словесно-логического мышления; сенсомоторной координации,
  • умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
  • группировать предметы по их функциональному признаку,
  • образных представлений о человеке

Компоненты психологической готовности к школе

  • Интеллектуальная готовность ребенка к школе (необходимый уровень развития психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность для освоения учебной программы начальной школы) 
  • Личностная готовность (определенный уровень развития мотивационной сферы, системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, наличие умения произвольного управления своим поведением) 
  • Эмоционально-волевая готовность (возможность противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия, поддержание необходимой работоспособности, волевого самоконтроля. Эмоциональная напряженность может привести к нарушениям речи) 

Поэтому, в работе активно используются «игровые педагогические технологии»: группа форм, методов, приемов организации педагогического процесса, способов взаимодействия в форме различных педагогических игр.

  1. Игры по т-и ТРИЗ, направленные на поддержание познавательной и творческой активности, поисковых интересов, логического мышления, общей моторики детей. 

Цель: обогащать/дифференцировать представления детей об индивидуальном своеобразии человека, о разумном отношении к здоровью, развивать эмоционально-волевую сферу.

«Нарисуй и покажи», «Гадалка», «Фоторобот», «Маска, я тебя знаю» «Выдумка», «Картыханты», «Забавные человечки», «Разведчики и шпионы», «Лабиринт здоровья», «Замок ПлоХор».

Продуктом детской деятельности являются разнообразные, совершенно разные рисунки для сюжетно-ролевых игр.

  1. Т-Я сюжетно-ролевых игр позволяет  проигрывать детям нереализованные желания, открыто выражать свои чувства, переживания, компенсировать эмоции обиды, огорчения.

«Вынося в мир свои чувства», ребенок может взглянуть на них со стороны и научиться управлять ими.

Они выполняют социальные действия, не ставя задачу достигнуть «взрослых» результатов. В этом и есть принципиальное отличие от учебной или трудовой деятельности, где результат – важнейший компонент.

3. Т-Я Игры с мячом с элементами соревнования, перестроений по кругу, в колонну, парам направлены на словарную работу по словоизменению, работу с конструкциями предложений, обобщающими понятиями, общую осведомленность.

Дошкольникам очень нравится игра с тканью на которой дети балансируют, прокатывают друг другу легкий мяч, пытаются удержать его на неустойчивой поверхности и одновременно  развивают умение слышать вопрос, обдумать ответ и воспроизводить его.

  1. Игры и упражнения на формирование положительного отношения к школе: знакомства с новыми условиями, правилами поведения на уроке/перемене, формировании внутренней позиции школьника, умения принимать четкие словесные инструкции (описать характеристики предмета, фигуры, модели, чтобы другие поняли…).

«Составь фигуру», «Портфель для Белочки», «Школьные знаки», «Инструкция», «Урок-перемена».

  1. Игры на развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе

На развитие внимания

 «Что изменилось?», «Найди и промолчи»,  «Секретное письмо», «Да» и «Нет» не говори»,  «Назови цифру»,  «Наблюдатель», «Перевернутые буквы»,  «Найди различия», «Коллажи», «Лабиринты», «Корректор» и др.

На развитие памяти 

 «Заколдованный шарик», «Волшебная цифра», «Вызови по имени», «Села птичка», «Тайное движение», «Кто быстрее: с мячом», «Прогулка в картинках», «Опиши …», «Коллажи», «Повтори…», «Продолжи предложение», «Знатоки», «Вчера, сегодня, завтра» и др.

На развитие мышления 

 «Чем похожи и чем отличаются?», «Логический поезд», «Сложи по первым буквам имя», «Разложи по группам», «Нарисуй и зачеркни», «Ищем закономерность», «Скажи наоборот», «Нелепицы», «Дополни фразу», «Лабиринты», «Что вначале, что потом?», «Таблицы», «Составь предложение по 2 картинкам», «Разложи по порядку»,  «Подбери пару», «Перечеркнутые изображения», «Звуковые часы», «Засели жильцов в домики», «Кого не дорисовал художник?»,   «Какие фигуры спрятались», «Определи буквы на ощупь».

На развитие воображения

«Незаконченные рисунки» «Закорючки», «Клякса», «Точка, точка», «Простые рисунки», «Рисунки в паре», игры с тенями, «Гадалка».

  1.  Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школе.

*на развитие произвольной регуляции деятельности

«Речка», «Раскрась фигуры», «Копирование», «Зачеркни фигуры», «Закончи ряд до конца», «Сделай так же», «Летает – не летает», «Нарисуй …», ««Да» и «Нет» не говорить», «Узоры и волшебные лесенки», «Топотушки»

* На развитие эмоциональной сферы

"Царевна Несмеяна", «Угадай эмоцию», «Король боровик», «Зеркало», «Королевство эмоций», «День рождения», «Ровным кругом», «Пчелка в темноте», «Отгадай настроение» , игры с зеркалом

*на развитие самоконтроля 

«Замиралки», «Театр теней», «Я кубик несу и не уроню» «Говори по сигналу», «Шептушки», «Узнай по звучанию», «Разведчики», «Слепое знакомство на мостике дружбы», «Внимательный  агент», «Сокровища пирата», «Секретное слово», Игры-экспериментирование и др.

  1. Также используются возможности дистанционного обучения, создаются ЭОР с использованием интерактивных технологий/ технологического приема «Волшебная труба» - анимации в мультимедийных презентациях в MS Office PowerPoint.
  •      Интеракция – деятельность между индивидуумами, группами, при котором в ходе коммуникации  они своим поведением влияют на других, вызывая ответные реакции).
  •       В основе интерактивных технологий лежит диалог, взаимодействия.

Данный прием эффективен в развитии общей осведомленности, в моделировании, при подготовке к обучению грамоте, решение ребусов, для предупреждения предпосылок к дисграфии т.д.

Употребление рифмованных перевертышей, небылиц на развитие чувства юмора и воображения. Это лингвистические сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» в различных вариантах. Веселая игра слов в шутливой форме смешит и путает - это еще 1 путь к творчеству.

Изложенные методы развивают связную речь, логическое мышление, формируют культуру дискуссии. Регулируется самооценка, совершенствуется коммуникативная компетентность.

РЕБЕНОК опирается на мнение: «Меня выслушали и приняли».

Но самое главное, верить в успешность ребенка, ценить его усилия. Успешный ребенок – это любимый ребенок, у которого все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно ролевая игра как средство коррекции психических процессов и речи.

Как показывает практика, особая роль в корекции принадлежит сюжетно - ролевым играм. В них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей....

Коррекция психических процессов у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольного учреждения.

Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал р...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....

Спортивный танец, как средство коррекции психических процессов у детей ЗПР.

     Спортивный танец – это направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку....

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР....

Игры с песком, как одна из форм развития зрительного внимания. Коррекция психических процессов.

Конспекты игр-занятий, проводимых с использованием песка на развитие и коррекцию зрительного внимания....

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...