Аналитический отчет работы за год педагога психолога
учебно-методический материал по психологии
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2021-2022 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_22-23.docx | 233.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Адрес: Россия, 662159, Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район, строение 49,
Телефоны: 8 (39151) 7- 51-91, 8(39151) 7-26-78
E-mail:dsad-50@yandex.ru
Годовой отчет педагога-психолога
Осиповой М.В.
за 2022-2023 учебный год
Г. Ачинск - 2023г.
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2021-2022 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психопрофилактика, психологическое просвещение;
- Психологическая диагностика;
- Развивающая работа и психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа. Количество охваченных групп – 10 группы.
«Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (консультации, мастер-классы).
В течение года использовалась стендовая информация:
Агрессивное поведение ребенка-дошкольника; Игрушка в жизни ребенка;
Если ребенок не хочет идти в детский сад; Адаптационный период в детском саду; Гиперактивный ребенок;
Психологическая готовность к школе;
Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
Категории обследуемых, сроки выполнения | Методика и цель |
Дети группы раннего возраста (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за адаптацией детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения |
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении |
Дети старшей группы (октябрь-апрель) | Диагностика психологической готовности к обучению в школе: «Диагностико-прогностический скрининг за авторством Е.А. Екжановой. |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей |
Дети старшей группы (октябрь, ноябрь) | Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др. |
Диагностика родителей | Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета) |
Диагностика готовности детей старшей группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания ) | |
Диагностика педагогическо- го коллектива | Стиль общения с детьми (Анкета) |
Результатом данной работы являлось:
Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов; Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития; Выступление на родительских собраниях с полученными результатами; Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% -
средний уровень адаптации (рис.1).
Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ
Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.
Уровень психологической готовности воспитанников к школьному обучению
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные психологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мотивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школьной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки.
Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта.
В старшей группе был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики. Результаты представлены в таблице:
Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года
Уровень | Старшая группа | Всего |
высокий | 3 | (33%) |
средний | 4 | (45%) |
низкий | 2 | (22%) |
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и подгрупповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Результаты оказались следующие:
Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года
Уровень | Старшая группа | Всего |
высокий | 5 | (56%) |
средний | 3 | (33%) |
низкий | 1 | (11%) |
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого- педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей
старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы
риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в список детей для занятий с психологом. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старшей группе, характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Воспитателям были предложены рекомендации: Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой
сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы | Виды и формы работы |
Развивающая работа в период адаптации к ДОО | Групповые развивающие занятия |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений | Групповые и индивидуальные развивающие занятия |
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:
Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду» В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие; Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду»;
Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»
А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для занятий с детьми 3- 7 лет.
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа
Дети | Познавательная сфера | Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера | ||
Индивидуальные занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | Подгрупповые занятия | |
2-я младшая (3-4 года) | 2 | 2 | 2 | 2 |
Средняя группа | 4 | 4 | 4 | 4 |
Старшая группа (5- 6 лет) | 13 | 13 | 13 | 13 |
Подготовительная группа | 9 | 9 | 9 | 9 |
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной
степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 6)
«Консультации (индивидуальные)»
№ | Тема | Количество | |
родители | педагоги | ||
1 | Психологическое консультирование по проблемам трудностей в обучении | 4 | 2 |
2 | Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений | 6 | 4 |
3 | Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе. | 2 | 3 |
4 | Психологическое консультирование по проблемам раннего развития | 3 | 2 |
6 | Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе | 5 | 1 |
7 | Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка | 6 | 2 |
8 | Всего | 52 | 26 |
Мероприятия, проводимые с родителями (памятки, семинары, родительские собрания и др.):
- Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей дошкольного возраста) – 4 встречи;
- Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 1 встречи.
- Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»-
- Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»- 2 встречи.
Мероприятия, проводимые с педагогами
- Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»
- Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».
- Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»
- Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».
- «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»
Вывод:
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Задачи на следующий год:
Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.
Задачи педагога-психолога:
- Развитие индивидуальных особенностей и личности каждого ребенка.
- Создание благоприятного для развития детей микроклимата в детском саду.
- Оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.
- Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2011 - 2012 учебный год
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2011 - 2012 учебный годВ конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР.Основной целью р...
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2012 - 2013 учебный год
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2012 - 2013 учебный год В конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР. Осно...
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2013 - 2014 учебный год
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2013 - 2014 учебный год В конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР. О...
Алгоритм составления аналитического отчета за учебный год педагогами ДОУ
Перед составлением аналитических отчетов у педагогов может возникнуть ряд вопросов:- с чего начать составление презентации;- в каком стиле она должна быть оформлена;- какой именно материал необходимо ...
Аналитический отчет работы педагога за 2020-2021 и 2021-2022 учебные года.
Аналитический отчет раскрывает работу воспитателя по всем направлениям деятельности за текущий учебный год. Структурированность и системность позволяют отметить все формы работы и грамотно транслирова...