Цикл тренинговых занятий для педагогов ДОУ «Мотивация профессионального самосовершенствования педагогов»
методическая разработка по психологии
Содержание тренинговых занятий направлено на развитие у педагогов дошкольных образовательных учреждений мотивации к профессиональному росту, навыков саморефлексии, осознание своих профессиональных возможностей и трудностей, навыков их конструктивного преодоления, развитие профессионально значимых личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_treningovyh_zanyatiy_dlya_pedagogov_dou.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл тренинговых занятий для педагогов ДОУ
«Мотивация профессионального самосовершенствования педагогов»
Цель и задачи тренинга:
Целью тренинга мотивации профессионального самосовершенствования педагогов является актуализация потребности в саморазвитии, осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма.
Данный тренинг направлен на решение следующих задач:
- актуализация каждым педагогом своей профессиональной позиции и ее концептуализация;
- расширение сферы осознаваемого в понимании затруднений в своей профессиональной деятельности;
- актуализация и расширение мотивов профессионального самосовершенствования;
- укрепление личностной и профессиональной самооценки участников, осознание ими своих личностных особенностей и творческих возможностей.
Целевая аудитория: педагоги
Режим проведения тренинга
Для предлагаемого тренинга наиболее подходящей представляется трехдневная форма проведения занятий продолжительностью по два часа.
Программа тренинга
1 этап. Знакомство в группе
Цель: адаптация участников к новой для них тренинговой среде.
Вводное слово
Чаще всего перед началом работы в группе возникает необходимость рассказать немного о тренинговых формах обучения, их образовательной эффективности. Вступительное слово может быть, примерно, следующим: «Тренинг - это один из активных методов обучения, ориентированный на достижение гармонии в профессиональной и личностной сфере человека. Исходное положение создания этого психологического метода заключалось в понимании того, что изменения в поведении и установках людей происходят гораздо эффективнее в процессе группового взаимодействия. Условия группы дают возможность получения обрат ной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений и поступков имеет огромную психологическую ценность и может служить нашим персональным вкладом в общий групповой психологический банк. Чем больше будет вклад каждого участника, тем богаче и мощнее будет этот банк. «Чудо» тренинга заключается в том, что наш общий, накопленный благодаря персональным вкладам, психологический капитал не придется потом делить по кусочкам как пирог на праздничном столе, - после занятий каждый из нас сможет забрать с собой весь этот банк целиком. Механизм самого процесса персонального вклада в психологический банк заключается в нашей открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие мы есть. Мы будем учиться избегать оценивать друг друга, а станем с благодарностью принимать любой вклад в наш банк, понимая его уникальную ценность для каждого из нас».
Упражнение «Имя как аббревиатура»
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в дан ном кругу, а затем «расшифровать» имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, «расшифровать» достаточно только имя.
Например:
ИРИНА: И - искренняя, Р - решительная, И - инициативная, Н - независимая, А - альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его «расшифровку».
Упражнение «Интервью»
Участникам предлагается сформулировать и записать на листочке шесть вопросов, которые они хотели бы задать человеку, чтобы лучше его узнать. После того, как подготовка к интервью будет закончена, каждый участник задает свои вопросы шестерым другим участникам тренинга - по одному вопросу каждому. При этом важно запомнить (можно зафиксировать на листочке), кому был задан вопрос, и какой был дан ответ. По окончании интервью группа начинает воссоздавать портрет каждого участника, опираясь на полученные от него ответы. Каждый, кто интервьюировал конкретного участника, высказывается, оглашая полученную информацию. Таким образом создается портрет каждого участника, что углубляет знакомство, способствуя созданию атмосферы психологической безопасности.
Упражнение «Личный герб и девиз»
Участникам раздаются бланки «Герб и девиз» и предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:
первое поле - «Я как педагог»;
второе поле - «Мои ученики»;
третье поле - «Я глазами моих учеников»;
четвертое поле - «Моя профессиональная мечта».
Сами поля герба также можно закрашивать «подходящими» цветами.
На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом. Это может быть как известное изречение или строфа, так и фраза, придуманная самим участником.
2 этап. Я как профессионал
Цель: актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции.
Психогимнастическое упражнение
Все участники сидят в кругу.
«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 57, в середине 12. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?».
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других людей. Это особенно важно перед началом дискуссии, которая планируется на третьем этапе тренинга и является его кульминацией.
Рефлексивное упражнение «Здесь и теперь»
Ведущий предлагает участникам выразить свое состояние в данный момент. Можно использовать несколько вариантов этого представления.
1. В вербальной форме все проговаривают свое состояние. Например: «Я чувствую некоторую тревогу...».
2. Все представляют свое состояние в невербальной форме, используя мимику и жесты.
3. Каждый из членов группы в семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.
4. Участники выражают свое состояние на листе бумаги в любой форме.
Упражнение «Профессиональный автопортрет»
Участникам предлагается заполнить таблицу (ведущий раздает каждому заранее подготовленные бланки).
Вопросы | Ответы | ||
Детям | Коллегам | Руководству | |
За что меня ценят на работе? | |||
За что меня можно критиковать? |
После того, как участники закончат заполнение таблицы, предложить желающим прочитать свои варианты ответов или хотя бы некоторые из них, выбрав возможную для себя в данный момент «меру откровенности».
На основании ответов обобщить те затруднения, с которыми сталкиваются члены группы в своей профессиональной деятельности.
При обсуждении тренер может задать группе следующие вопросы: «Чем вызваны обозначенные трудности в профессиональной деятельности?», «Что мешает избежать этих затруднений?», «Какие вы видите возможности преодоления имеющихся затруднений?».
3 этап. Профессиональная компетентность педагога
Цель: актуализация представлений о профессионально компетентной деятельности педагога.
Психогимнастическое упражнение
Назначение психогимнастики на данном этапе работы - поддержание и восстановление работоспособности участников.
Вся группа становится по кругу. Тренер дает инструкцию: «Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.
«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он хочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».
В ходе упражнения тренер побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Каково ваше настроение?».
Упражнение позволяет повысить сплоченность группы, улучшить, выровнять эмоциональное состояние, преодолеть или снизить возникшую на предыдущем этапе по тем или иным причинам напряженность. Кроме того, повышается внимание, интеллектуальная и физическая активность участников, снижается усталость, улучшается настроение.
Дискуссия «Профессиональная компетентность педагога»
Назначение:
- осознание участниками своей профессиональной педагогической позиции;
- выработка общегруппового представления о сущности профессионально компетентной деятельности педагога;
- выявление проблем, не позволяющих каждому участнику группы эффективно строить педагогическую деятельность.
Дискуссия проводится в три этапа:
1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4-5 человек).
2. Защита своей работы в групповой дискуссии.
3. Обсуждение итогов дискуссии (рефлексия, обратная связь).
На первом этапе вся группа разбивается на микрогруппы, которые в течение 30 минут обсуждают проблему «Профессиональная компетентность педагога». Желательно, чтобы группа оформила обсуждаемое и наработанное в схемы, рисунки, модели на листах ватмана. Это более наглядно для восприятия и обсуждения на групповой дискуссии.
Примечание для ведущего: для более эффективного обсуждения проблемы можно предложить участникам использовать элементы методики инновационной игры, разработанной В.С.Дудченко, в частности технологию группового решения проблемы. Технология представляет собой последовательность процедур, выполнение которых обеспечивает содержательное решение стоящей перед участниками задачи. Микрогруппам можно раздать бланки с описанием технологии.
Технология группового решения проблемы.
1. Диагностика задачи. Каждый участник формулирует, как он лично понимает задачу, что для него означает профессиональная компетентность педагога.
2. Диагностика ситуации. Каждый участник оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа пытается выстроить модель своей групповой ситуации: что не позволяет каждому эффективно строить педагогическую деятельность, эффективно общаться с детьми и коллегами, полноценно реализовывать себя, достигать высоких результатов в обучении и воспитаниидошкольников. Это «нечто» должно стать основой для построения модели профессиональной компетентности педагога.
3. Диагностика и постановка проблем. Участники микрогруппы обсуждают те проблемы, которые не позволяют им быть максимально эффективными в педагогической деятельности.
4. Определение целей. Участники заканчивают работу тем, что определяют цели своего профессионального самосовершенствования, обсуждают пути решения тех проблем, которые они обозначили. Кроме того, с целью повышения эффективности обсуждения можнопредложить участникам опираться на модель профессиональной компетентности педагога, построенную А.К.Марковой.
Цели профессиональногосамосовершенствования | Составляющие профессиональной компетентности |
|
личностные качества |
На втором этапе вся группа собирается вместе для защиты своей работы в групповой дискуссии. Предложенный материал обсуждается, участники обмениваются точками зрения.
Дискуссия направлена на то, чтобы вычленить цели профессионального саморазвития участников. Их осознание способствует усилению мотивации профессионального самосовершенствования.
От каждой микрогруппы выступает один или несколько человек. После выступления другие участники задают вопросы на понимание, выражают согласие или несогласие.
На третьем этапе ведущий дискуссии совместно с участниками подводит итоги, давая качественный анализ всех сообщений, выделяя наиболее конструктивные моменты в выступлениях. В заключение обозначаются те проблемы, которые мешают педагогам быть максимально эффективными в профессиональной деятельности, а также цели профессионального самосовершенствования.
Для получения обратной связи можно обсудить отношение участников к проведенной работе:
1. Насколько вы удовлетворены своим участием в дискуссии?
2. Что мешало вам в этой работе?
3. Насколько вы удовлетворены полученными результатами дискуссии?
4. Что дала вам эта работа в содержательном плане?
Примечание для ведущего: дискуссия позволяет участникам увидеть собственную профессиональную деятельность на фоне построения модели профессионально компетентной деятельности педагога, выделить проблемы в своей педагогической деятельности, задуматься над возможностями их преодоления, осознать цели профессионального роста. Осознаваемое при этом расхождение между «Я реальное» и «Я идеальное» в педагогической деятельности является стимулом к профессиональному самосовершенствованию, создает мотивацию профессионального роста.
Упражнение «Я расту»
Назначение: формирование установки на личностный и профессиональный рост на психосоматическом уровне.
Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти».
«Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше».
После окончания «роста» участникам предлагается сесть на стул и максимально расслабиться.
Упражнение «Рисование для немых»
Материалы и подготовка:
Участникам раздаются листы для рисования и простые карандаши (ластики не выдаются!); подготавливается бланк с изображением. Участники рассаживаются «как на занятии в группе». Один стул, «для воспитателя», ставится перед ними на расстоянии приблизительно двух метров.
Процедура:
Участникам предстоит разыграть мини занятие, проходящее в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного воспитателя». Ему запрещается в процессе деятельности вставать со своего стула и показывать что-либо руками «воспитанникам» - другим участникам группы, сидящим напротив. «Воспитанники», в свою очередь, «немые», им запрещается издавать голосом какие-либо звуки, а также вставать со своего места.
Ведущий показывает «воспитателю» бланк с изображением композиции из семи, соприкасающихся хотя бы в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелепипедов. «Воспитанники» этого изображения видеть не должны. Ведущий ставит перед «воспитателем» задачу и задает ему вопрос: «Посмотрите очень внимательно на этот рисунок. Вам предстоит рассказывать словами, что здесь изображено. Ваши воспитанники должны по вашему рассказу нарисовать у себя идентичную картину. Теперь скажите, сколько времени вам нужно, чтобы группа справилась с этим заданием»? Получив ответ, ведущий засекает время, и работа начинается.
Если проходит контрольное время, установленное «воспитателем», а задание еще не выполнено, ведущий говорит, что время уже закончилось и спрашивает: «Сколько еще времени вам нужно, чтобы группа справилась с заданием?» Получив ответ, ведущий снова запускает отсчет времени, и работа продолжается. Когда работа заканчивается, ведущий просит «воспитателя» выставить оценки каждому «воспитаннику» по результатам его работы. Так завершается первый этап упражнения.
На втором этапе участники обсуждают ситуацию. Каждый высказывает свои пожелания «воспитателю». Воспитатель тоже делает анализ своей работы.
Примечание для ведущего: успешно выполнить упражнение - значит получить от группы рисунки, идентичные оригиналу. При этом время выполнения задания ведущим никак не ограничивается. Тем не менее «воспитатели» всегда почему-то стремятся запросить его как можно меньше. Реально на выполнение задания необходимо 15-20 минут. Эту цифру, как правило, выбирают только со второй попытки после обсуждения.
Эти 20 минут складываются за счет постоянной поэтапной обратной связи с каждым участником после каждой операции. По-другому справиться с данной работой невозможно. Педагоги явно недооценивают этого. Типично, когда «воспитатель», не отрывая взгляда от листа, рассказывает его содержание, а полной безмолвной паники в рядах своих воспитанников не замечает вовсе. Другой вариант, когда невербальная обратная связь осуществляется только с одним воспитанником, «отличником», а на остальных необращается внимание, и т.д. Педагоги, оказавшиеся в такой смоделированной ситуации обучения, по их словам, «теперь начинают многое понимать».
Проводя данное упражнение, следует иметь в виду его сильный лабилизационный эффект. Участники тренинга могут быть сильно расстроены, осознав свои профессиональные просчеты. Недопустимо оставить их под этим впечатлением. На роль «воспитателя» стоит выбирать наиболее эмоционально устойчивых участников. К тому же они, как правило, менее сензитивны и к другим, поэтому более ярко демонстрируют неэффективную стратегию выполнения данного упражнения.
Таким образом, данное упражнение дает возможность участникам «на конкретном педагогическом материале» почувствовать собственные профессиональные просчеты. Их осознание и обсуждение, как нам кажется, способствует дальнейшему развитию стремления их преодолеть, а значит усиливает мотивацию профессионального самосовершенствования.
4 этап. Мысли образ дня
Цель: актуализация рефлексии, осмысление итогов, развитие творческих способностей участников.
Процедура:
Участникам предлагается:
- придумать эпиграф дня;
- выбрать цвет, наиболее соответствующий восприятию этого дня;
- нарисовать символ дня;
- вспомнить «цитату дня» - фразу, высказанную кем-либо из участников или ведущим;
- отметить «изюминки» дня – наиболее ценные, с личной точки зрения, мысли, слова, какие-то детали, полезные «мелочи»;
- «Чем Я могу сегодня гордиться» и «О чем Я сейчас сожалею».
Затем участники собираются в общий круг. Им предлагается сдвинуть стулья как можно теснее. Каждому предоставляется итоговое слово. Участники делятся с группой своим состоянием, настроением, размышлениями об итогах совместно прожитого дня, используя при этом по желанию «мыслеобраз дня».
Список рекомендуемой литературы
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учебн. пособие для вузов / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2005. – 256 с.
- Ежова, Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
- Занюк С.С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – К.: Эльга-Н ; Ника-Центр, 2002. – 351с.: илл. – (Новейшая психология)
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
- Клюева Н.В., Свистун МА. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
- Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)
- Педагогическая психология. / Под ред. Н.В. Клюевой/ – М., 2006.
- Петровский Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.,1989.
- Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения : учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.
- Тренинг развития жизненных целей: программа психологического содействия успешной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...
«Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов
Тренинговое занятие для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...
Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Культура речи педагога,как фактор развития речевой коммуникации детей"
Методическая разработка учителя-логопедаДОУ...
Методическая разработка (тренинговое занятие для педагогов) «Профилактика профессионального выгорания»
Методическая разработка является частью методических материалов по работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, улучшению психологического климата коллектива, формированию комму...
Консультация для педагогов «Самообразование как ведущий компонент профессионального самосовершенствования педагогов»
Консультация для педагогов«Самообразование как ведущий компонент профессионального самосовершенствования педагогов» Всякое настоящее образование добывается только путем самообразовани...
Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика профессионального выгорания" в доу
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Переход современного образования на личностно-орие...