План самообразования педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии (старшая группа)

Кожина Ирина Петровна

План самообразования педагога-психолога ДОУ по теме:

«Развитие высших психических функций через использование нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №167»

План самообразования педагога-психолога ДОУ по теме:

«Развитие высших психических функций через использование нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

Педагог-психолог:

Кожина И.П.

 г. Нижний Новгород, 2024г.


Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и упражнений для развития  высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  • развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  •  коррекция неблагоприятных личностных особенностей (поведенческих и эмоциональных проблем);
  •  развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;
  •  психолого-педагогическая и просветительская работа с родителями и педагогами

 Нейропсихологические игры  у детей способствуют:

•        Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

•        Развитию межполушарного взаимодействия;

•        Повышению умственной работоспособности;

•        Оптимизации интеллектуальных процессов;

•        Совершенствованию способности к концентрации внимания;

•        Стабилизации эмоционального фона;

•        Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

•        Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

•        Развитию самостоятельности и уверенности детей;

•        Повышению   работоспособности

Актуальность

   Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

   Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

   Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

   Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.    Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей старшего дошкольного возраста.

   Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, восприятие, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. 

 

Этапы работы

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

  • Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»
  • Разнообразные нейроигры

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Взаимодействие с педагогами

  • Консультация  для педагогов «Что такое нейроигры?», «Кинезиологическая гимнастика»
  • Разработка картотек «Нейропсихологические игры», ««Кинезиологические упражнения» на группы для детей старшего дошкольного возраста
  • Мастер-класс «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»
  • Открытое занятие «Подвижные игры с элементами нейропсихологии»

Первый этап (организационно-теоретический)

Период

Реализация

Сентябрь-Октябрь

Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста, анализ имеющихся условий, изучение литературы по теме

 

Второй этап (накопительно-практический)

Ноябрь-Май

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений.

Работа с дошкольниками:

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений

- Создание авторских нейроигр

 

- Консультации для родителей: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – нейропсихологические игры?»

 

- Консультация для педагогов:  «Что такое нейроигры?», «Кинезиологическая гимнастика»

- Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр.

Третий этап (заключительный)

Май

Осуществление распространения опытом.

Мастер-класс «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста».

Открытое занятие «Подвижные игры с элементами нейропсихологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...