План самообразования педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии (старшая группа)
План самообразования педагога-психолога ДОУ по теме:
«Развитие высших психических функций через использование нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №167»
План самообразования педагога-психолога ДОУ по теме:
«Развитие высших психических функций через использование нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»
Педагог-психолог:
Кожина И.П.
г. Нижний Новгород, 2024г.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- коррекция неблагоприятных личностных особенностей (поведенческих и эмоциональных проблем);
- развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;
- психолого-педагогическая и просветительская работа с родителями и педагогами
Нейропсихологические игры у детей способствуют:
• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Повышению умственной работоспособности;
• Оптимизации интеллектуальных процессов;
• Совершенствованию способности к концентрации внимания;
• Стабилизации эмоционального фона;
• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
• Развитию самостоятельности и уверенности детей;
• Повышению работоспособности
Актуальность
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей старшего дошкольного возраста.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, восприятие, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Этапы работы
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
- Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»
- Разнообразные нейроигры
3. Взаимодействие с дошкольниками
• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Работа с иллюстрированной картотекой.
4. Взаимодействие с родителями
• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»
• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»
• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»
5. Взаимодействие с педагогами
- Консультация для педагогов «Что такое нейроигры?», «Кинезиологическая гимнастика»
- Разработка картотек «Нейропсихологические игры», ««Кинезиологические упражнения» на группы для детей старшего дошкольного возраста
- Мастер-класс «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»
- Открытое занятие «Подвижные игры с элементами нейропсихологии»
Первый этап (организационно-теоретический) | |
Период | Реализация |
Сентябрь-Октябрь | Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста, анализ имеющихся условий, изучение литературы по теме
|
Второй этап (накопительно-практический) | |
Ноябрь-Май | Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений. Работа с дошкольниками: - Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений - Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений - Создание авторских нейроигр
- Консультации для родителей: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – нейропсихологические игры?»
- Консультация для педагогов: «Что такое нейроигры?», «Кинезиологическая гимнастика» - Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр. |
Третий этап (заключительный) | |
Май | Осуществление распространения опытом. Мастер-класс «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста». Открытое занятие «Подвижные игры с элементами нейропсихологии». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62023.jpg)
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-203162-1515682936.jpg)
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-304777-1705377861.jpg)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-216605-1392185582.jpg)
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565800-1421396315.jpg)
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...