«Игра как средства социализации и коммуникации дошкольников с ОВЗ»
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игра как средства социализации и коммуникации дошкольников с ОВЗ»

Сахарова О.П., тьютор, воспитатель МДОУ № 27

Рассмотрим  значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Отмечается роль игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками. Представлен практический материал с кратким описанием игр в процессе всех режимных моментов. В статье описывается важность игры с природными материалами для детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего дошкольного возраста.

При поступлении детей с ограниченными возможностями здоровья в садик, а в частности с задержкой психического развития, основным видом деятельности остаётся игровая деятельность. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют реализации коммуникативных интересов учащихся и выполняют ряд функций:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Что такое игра? По сути – это сценарий, который заставляет вас совершать определенные действия по заранее продуманным условиям. Когда мы говорим про детскую игру, мы должны понимать, что для детей мотивом, побуждающим их к игровой деятельности, не является какая-либо цель, к которой они хотят прийти, для них важен сам процесс. В то время как у взрослых игра с детьми в большинстве случаев носит именно целевой характер – научить правилам поведения, повторить правила дорожного движения, развить навыки коммуникации и социализации. Поэтому, если мы хотим сделать игру средством достижения определённой образовательной цели, мы должны помнить два важных момента:

  1. Правила этой игры задаем мы;
  2. Дети должны получить от игры самое главное – удовольствие от процесса.

Социализация и коммуникация дошкольников происходит постоянно в процессе пребывания в обществе. Особенно хорошо это заметно в детском саду, когда дети не только находятся в кругу своих сверстников, но и располагают богатыми ресурсами для имитирования различных жизненных ситуаций в виде игры. И если мы будем постоянно навязывать детям определенные игровые сценарии, которые будут направлены на социализацию и коммуникацию, то это грозит как нашим педагогическим выгоранием, так и усталостью детей от необходимости постоянно играть по чужим правилам. Поэтому самым лучшим решением в данной ситуации будет оставить детей в покое и позволить им самим выбирать игры, оставив за собой лишь контроль за их корректностью и безопасностью, право голоса на подсказку интересных идей, и, конечно, помощь в организации игрового процесса. Помочь правильно распределить роли, расставить детей в пары, помочь поделить игрушки – это лучший пример, который может дать педагог или родитель. При этом, если грамотно совершать все действия, с обоснованием своего решения и комментариями своего выбора, такая организационная помощь будет иметь огромный образовательный результат. И не надо бояться, что дети еще маленькие и не поймут. Дети склонны копировать поведение взрослых, и, если им постоянно показывать свое дружелюбие, умение играть в команде, навыки вежливого общения, дети обязательно их будут копировать. Особое место игры в воспитании детей с ОВЗ. Как правило, такие дети неусидчивы, гиперактивны, имеют рассеянное внимание. Им не хочется заниматься, а играют они с удовольствием.

Представьте, вам нужно убрать игрушки. Попросите детей помочью. Дети или перестанут это делать через пару минут, или сделают это без какого-либо желания и энтузиазма. А эмоции – это важная составляющая игрового и образовательного процесса. И чем более яркую и радостную эмоцию испытывает ребенок, тем более лучшим выйдет результат. Теперь давайте немного изменим правила – возьмем свисток, таймер, а детям покажем приз. Свистим в свисток, включаем таймер, устраиваем соревнования, в идеале дополняем это веселой музыкой. Ура, игрушки собраны, дети счастливы. Еще один пример. Начнем с самого простого, что любят современные дети? Супергероев. Составьте вместе с детьми рейтинговый список. Например – ученик супергероя, помощник супергероя, супергерой (пусть дети сами выберут себе любимого), а дальше пусть открываются какие-то новые способности героя. И каждый новый уровень будет выдаваться при наборе десяти значков. А вот значки будут выдаваться, когда дети будут помогать друг другу, говорить добрые слова, играть в совместные игры и так далее. Эти правила зависят от ваших целей и от ваших детей, даже пример с супергероями является только примером. Главное, чтобы у вас получилась некая игра, которая идет параллельно с игрой в машинки, с игрой в дочки-матери, с рисованием, прогулкой и сном. Очень важно периодически находить, за что можно поощрить любого ребенка. И если вы ввели такую игру, не забывать про нее, а стимулировать детей. В итоге у вас будут сочетаться обычные детские игры, короткие игры и ваша длинная единая идея, которая помимо маленьких результатов существенно сплотит коллектив.

Смысл игры в превращении скучных процессов, или же процессов, которые детям только предстоит освоить, в интересный повседневный досуг. У детей появляется мотивация завершить начатое. Для этого можно использовать четыре компонента:

Механика. Очки, уровни, шкала прогресса, значки, рейтинги, постоянная обратная связь и т.д.

Награда. Она не обязательно должна быть дорогой, потому что все дело в статусе. Мотивирует сам факт победы над другими игроками, а награда – это то, что подтверждает статус победителя. Это может быть даже какое-то звание.

Измерение. Дети должны понимать, за что им будут выдаваться значки или за что они будут получать баллы.

Постоянство. Дети дошкольного возраста, в отличии от школьников, еще не пытаются понять глубину ваших намерений. Они не откажутся от интересной идеи из-за подозрения, что это сделано специально, чтобы от них чего-то добиться. Поэтому очень важно вам поддерживать интерес и постоянно помнить про правила геймификации, чтобы не разочаровать детские ожидания.

Игры для детей отличаются большим разнообразием. Он различны по своему содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наиболее распространенное деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются для детей взрослыми.

К творческим играм относятся:

Сюжетно-ролевые игры. Они выступают как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Воспитательное значение сюжетных игр у дошкольников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Дошкольники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.

Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Строительно–конструктивные игры. Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

При обучении детей конструированию ставит следующие задачи:

– научить детей приемами строительного конструирования;

– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;

– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;

– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя целесообразность его;

– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;

– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).

Для обучения детей конструированию из строительного материала педагог использует разнообразные приемы:

– сооружение постройки воспитателем, с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;

– показ образца готовой постройки;

– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;

– показ отдельных приемов конструирования;

– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;

– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;

– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

В применении приемов обучения стройки особенно важно установить прямую последовательность. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Игры-драматизации. Игры-драматизации на занятиях формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации целесообразно начинать с инсценировки сказок.

Для организации и проведения игр-драматизаций важен правильный подбор литературного произведения, сюжет которых увлекает детей и в которых преобладает диалогическая форма.

После чтения воспитателем художественного произведения дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст.

Большое значение имеет детальное рассмотрение иллюстраций перед чтением произведения и после чтения. Перед чтением произведения предназначенного для игры-драматизации надо рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие действующих лиц, отметить характерные для них особенности (внешний облик). Обратить внимание на позу, мимику, жест, движение персонажей (невербальные средства общения). Особое значение для проведения игр-драматизации имеет детальное просматривание иллюстраций уже после прочтения произведения. Обращаем внимание на настроение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей, отражающихся в невербальных средствах общения. Важно задавать вопросы к иллюстрациям: Кто? Какой? Почему? Как?

Очень полезно перед игрой провести упражнения в движениях, соответствующим взятой роли (нечто вроде этюдов, когда дети свободно резвятся каждый в своей роли).

При первом проведении игры ведущим может быть воспитатель. Когда усвоен текст, то ведущие роли исполняют дети. Одну и ту же игру можно провести 3-4 раза.

По окончанию игры хорошо провести беседу, в процессе которой проанализировать качество исполнения ролей (начинать с положительного).

Декорации и костюмы можно использовать из тех предметов, которые есть в группе.

Одним из видов игр-драматизаций является рассказывание с игрушками, которые могут выполнять сами дети. Артисты – игрушки, а дети – кукловоды, они передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Важно пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.

Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно делятся:

Дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания.

Подвижные игры. В них совершенствуется движения. К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Речевые игры не требуют специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Такие игры не требуют сложного оформления. Можно использовать детали костюмов.

Деловые игры – развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где побывали и т.д.

Интеллектуальные игры – требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи – загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

В моей работе с дошкольниками ОВЗ систематизированы и используются следующие игровые приемы:

Режимный момент

Игровые приемы

Утро

Добро пожаловать!

Меня ждет воспитатель.

Игровая деятельность: игры на развитие внимания, мышления, памяти, которые предлагает сказочный герой дня. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по развитию речи в виде игры или игровой ситуации, например:
– расскажем кукле, что ты видел по дороге в детский сад и т.д.;
– д/ига «Что лишнее», «Помоги Незнайке» выбрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя полным развернутым ответом.

Чистота залог здоровья.

Гигиенические процедуры с использование малых фольклорных форм или через д/игры, такие как «Уроки Мойдодыра» и другие.

Приятного аппетита!

Завтрак (воспитание культуры еды). Герой дня наблюдает, кто аккуратно ест.

Я познаю мир.

Подготовка к НОД. В совместной образовательной деятельности мы используем прием « Путешествие со сказочным героем», в котором дети помогают сказочному герою, что позволяет поддерживать интерес детей в течение всей образовательной деятельности.

Оздоровительная работа.

 Наши беседы.

Мы играем, мы гуляем

Дети играю с массажными мячами, с

счетными палочками, прищепками, вышивают на планшетах.

Чтение художественной литературы, беседы по теме недели.

Подготовка к прогулке, прогулка. На прогулке играем в п/игры по лексическим темам и по выбору детей, д/ игры, такие как «Отгадай загаданное растение», «Ветер, ветер, ты какой?», «Четвертый лишний», и другие; наблюдаем за живой и неживой природой, за птицами, за животными..

Возвращение с прогулки.

Самообслуживание, самостоятельная игровая деятельность детей в игровых зонах с игрушками: конструктором, кубиками, машинками, куклами. Настольные игры «Пазлы», «Шашки», «Лото», «Домино». Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», « Магазин игрушек» «Столовая» и т. д.

В этот час нам нужна тишина.

Подготовка ко сну, сон с использованием музыкотерапии.

НОД. Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.

Дифференцированный подход

НОД по расписанию. Индивидуальная работа по заданию специалистов.

Индивидуальная работа по математике через Д/ игры «Засели домик числами», «Назови соседей чисел», «Неделя стройся», «Математическая гусеница», игра – головоломка «Танграм», «Квадраты Воскобовича» и другие.

Ну, а вечером опять будем дружно мы играть.

Игры по интересам детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, театрализованная деятельность. В нашей группе имеется игровое пособие «Чемодан со сказками», в котором «живет» много сказочных героев. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты сказок, имитирую движения героев, их интонации.

В игре активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

– игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

– сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

Таким образом, игра в дошкольном возрасте продолжает занимать значительное место. Использование игр в учебно-воспитательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

В заключении хочется сказать, что главное во всех наших педагогических начинаниях, связанных с желанием развить детские таланты, творческие способности, умения коммуницировать, не лишить детей самого главного – удовольствия от игрового процесса. Поэтому у педагогов и родителей стоит очень важная задача, обучать детей по средству игры так, чтобы не мешать.

Список использованных источников и литературы:

  1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
  2. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
  3. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации дошкольника.

Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...

Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников

Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....

Режиссёрская игра как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правил...

Сюжетно-ролевая игра - важное средство социализации и коммуникации

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. По...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Проект : Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.

ГБДОУ « детский сад № 97» Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.Педагогический проект для детей  подготовительной группы. Тема: ...

СТАТЬЯ «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»

laquo;Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка....