Сюжетно-ролевая игра - важное средство социализации и коммуникации
статья (старшая группа) на тему

Наталья Александровна Розанова

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

                                                                                       А. Макаренко

В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство.  Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре.  Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил. Если в игре принимает активное участие взрослый, то это позволяет ему сблизиться с ребенком, установить более тесный контакт.  Сюжетно-ролевые игры в детскомсаду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Сюжетно-ролевые игры в детскомсаду представляют собой соревнование в решении задач взаимодействия людей. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.

Тема значения сюжетно - ролевой игры и роль руководства воспитателя в ней актуальна и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Для интеллектуального развития дошкольника сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение.

Одним из направлений моей работы является формирование и активизация навыков сюжетно-ролевых игр для дошкольников.

 Цель работы – формирование и активизация навыков сюжетно-ролевых игр старших дошкольников посредством их комплексного руководства.

Задачи:

  • Научить ребенка играть
  • Содействовать объединению детей в игре
  • Тактично руководить выбором игры
  • Приучать детей соблюдать правила во время игры
  • Воспитывать в детях чувство доброжелательности и взаимопомощи.
  • Активизировать социальное познание дошкольников

Сюжетно-ролевые игры в детском саду, как и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций.

  • Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
  • Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!
  • В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности  (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)
  • В-четвертых, сюжетно-ролевые игры выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
  • И, наконец, сюжетно-ролевые игры осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать».Вывод: надо научиться!»).

Для того чтобы игра получалась полной, привлекательной для всех детей необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, тот материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. Предоставление оборудования для игры поможет вызвать у детей интерес и желание организовать сюжетно - ролевую игру.

Игры в детском саду контролирует воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры. Игры должны проводиться в правильно выбранном темпе: замедленный темп утомляет, расхолаживает детей, слишком быстрый – не дает возможность успевать сориентироваться в ситуации. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию малышей!

На сегодняшний день организовывать игры в детском саду и дома достаточно просто и весело, так как существуют специально созданные производителями детских товаров наборы для игры «в магазин» или «в больницу», «в хозяюшек» или «в военных», «в дочки-матери» и что еще подскажет фантазия. Существуют специально на детей пошитые костюмы, символизирующие разнообразные социальные роли и дающие ребенку полностью окунуться в любой образ. Существуют наборы для пальчикового театра, представляющего собой ту же хорошо организованную сюжетно-ролевую игру, и наборы–конструкторы, позволяющие построить целый маленький «игровой мир». И это прекрасно. Потому что в этом и выражается наша забота о развитии  ребенка-дошкольника – дать ему возможность полноценной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сюжетно-ролевая игра0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

Выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стан...

Режиссёрская игра как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правил...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

СТАТЬЯ «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»

laquo;Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка....

«Игра как средства социализации и коммуникации дошкольников с ОВЗ»

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а ...