Проект : Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.
проект (подготовительная группа)
ГБДОУ « детский сад № 97»
Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.
Педагогический проект для детей подготовительной группы.
Тема: «Мы – юные журналисты»
Участники:воспитатели группы №10Короткова Ирина Александровна,Аверьянова Юлия Олеговна,дети, родители.
Вид: социально- педагогический
Масштаб: долгосрочный (1 год), многопроектный, групповой, творческий.
Пояснительная записка
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское собирательство и интервьюирование. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.
Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего ГБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).
И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
Актуальность
Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.
И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:
1) детская игра;
2) детский фольклор и художественное творчество;
3) коммуникативное поведение детей.
Все три составляющие не являются новыми для науки. Детская культура является культурой в культуре, которая, несмотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые ведут наши дети в интернете, поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.
Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашей группы разработали и внедряем социально-педагогический проект «Мы – юные, журналисты!». Название проекта не случайно, так как при работе с детьми по данному проекту мы охватываем такие области, как «Коммуникация», «Социализация».
Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.
Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека) и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях). Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.
Проблема:
Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Гипотеза:
Если создать предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. В результате реализации проекта воспитанники научаться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.
Цель:
Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
Задачи проекта:
- Организовать в предметно –пространственной развивающей среде группы центр журналиста.
- Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
- Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
- Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
- Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.
Ожидаемый результат:
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета:
- использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:
- этика поведения, права и обязанности;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
- принципы оформления газеты, альманаха;
- анализировать полученную информацию;
- составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
- сочинять газетные заметки, репортажи;
- составлять фоторепортаж.
Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
Содержание работы над проектом по этапам
I этап – подготовительный(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)
График проектных мероприятий с детьми
Мероприятия с детьми | Ответственные |
Создать в предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр журналиста для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе. | Воспитатели группы,
|
Беседа «Журналист - профессия творческая». | Воспитатели |
Творческая игра: «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?» | Воспитатели группы |
Беседа «Я и мои эмоции» | Воспитатели группы |
Беседа «Правила приличия журналиста» | Воспитатели |
Разработка моделей (карточек - схем). Обучение работы с моделями. | Воспитатели |
Сюжетно – ролевая игра: «Журналисты» | Воспитатели группы |
Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств, методов и форм работы | Воспитатели группы, |
График проектных мероприятий с родителями(октябрь, 2022г. – январь 2023года)
мероприятий с родителями | Ответственные |
Изготовление оборудования, поделок, атрибутов из бросового материала: Детские компьютеры Печатная машинка Детские кинокамеры Детские фотоаппараты Блокноты Карандаши Нагрудные знаки Кепки с символикой Косынки-галстуки Микрофоны | Воспитатели группы, родители детей. |
Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи с последующим обсуждением. | Воспитатели группы, родители детей.
|
Подборка детских журналов и газет. | Воспитатели группы, родители детей.
|
Анкетирование родителей «Я хочу, я умею, я знаю.» | Воспитатели группы |
II - этап – Основной (реализация намеченных планов)
График проектных мероприятий с детьми ( январь, 2022г. – май, 2023 года )
Мероприятия с детьми | Ответственные |
Игры на закрепление и расширение знаний детей о профессиях, (упражнения «Угадай, о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» и др.); | Воспитатели |
Детско - педагого - родительская газета «Веселый язычок» издается ежеквартально. | Дети, воспитатели группы, родители детей. |
Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?» |
воспитатели группы. |
Речевые игры: «Острый глаз», «Дружеское интервью». Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков. | Воспитатели группы, |
Упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот» Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия | Воспитатели группы, |
Игра «Скажи правильно» Построение деформированной фразы. | Воспитатели группы, |
Игра «Дополни предложение» Дополнение предложений нужным по смыслу словом; | Воспитатели группы, |
Игра «Подумай и ответь!» Упражнение в составлении предложений-ответов. | Воспитатели группы, |
Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?» Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот. | Воспитатели группы, |
Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми. | Воспитатели группы, |
Речевая игра «Приём телефонных звонков» Формирование умения вести диалог по телефону. | Воспитатели группы, |
Репортаж об интересном событии. «Времена года» | Воспитатели группы. |
Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе; | Воспитатели группы, |
Сюжетно – ролевая игра «Журналисты» Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе. | Воспитатели группы |
Составление описательных рассказов «Моя мама» посвященные дню матери. | Воспитатели группы |
Организация пресс-центра «Мы – юные журналисты» | Воспитатели группы |
График проектных мероприятий с родителями ( январь, 2023г. – май, 2023года )
мероприятий с родителями | Ответственные |
Проведение семинара по теме: «Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников» | Воспитатели группы, |
Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей. | воспитатели |
НОД посвященное дню матери «Вот какая мама» с использованием метода интервьюирования. | воспитатели |
Репортаж с весеннего праздника «Мамочку поздравим» | Воспитатели группы |
III этап – заключительный( май, 2023 г. .)
Мероприятия с детьми
| Ответственные |
Награждение лучшихЮнкоров. | Воспитатели группы, родители детей. |
Оформление фото – выставки «Наши традиции» | Воспитатели группы, |
Ток - шоу «Мы журналисты» итоговое мероприятие | Воспитатели группы, |
Анкетирование родителей «Я хочу, я умею, я знаю » о результатах проводимой работы. | Воспитатели группы, родители детей.
|
Диагностическое обследование детей по развитию связной и диалогической речи. | воспитатели |
Итоговое родительское собрание с презентацией, фотоотчетом, выставкой детско-родительских журналов и видеозаписью НОД. | Воспитатели группы, родители детей.
|
Выпуск методического пособия для последующей кружковой работы «Мы – юные журналисты» | Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей.
|
В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.
Литература
- Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,
2004, № 4.
- Интернет - ресурс
- Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
- Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
- Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
- Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
- Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
- "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
- "Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
- Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.
Приложение по проекту.
Контроль за выполнением
Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:
- Принцип комплексного подхода.
- Принцип целостного, системного анализа.
- Принцип динамического изучения.
Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.
Задачи:
- Подготовка обследования.
- Обследование.
- Анализ полученных данных.
Диагностические задания.
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа представляет собой ряд вопросов:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
- Какой детский сад, группу ты посещаешь?
- Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
- Ты с ними часто ссоришься? Почему?
- Какие обязанности ты выполняешь в группе?
- Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
- Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
- Что тебе в них не нравится?
- Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
- Ты помогаешь родителям?
- У тебя есть друзья во дворе?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Критерии оценки.
- Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
- Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
- Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
- Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
- Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.
- 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
- 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
- 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
- 0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
- Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников. | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ « детский сад № 97»
Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.
Педагогический проект для детей подготовительной группы.
Тема: «Мы – юные журналисты»
Участники:воспитатели группы №10 Короткова Ирина Александровна,Аверьянова Юлия Олеговна, дети, родители.
Вид: социально- педагогический
Масштаб: долгосрочный (1 год), многопроектный, групповой, творческий.
Пояснительная записка
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское собирательство и интервьюирование. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.
Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего ГБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).
И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
Актуальность
Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.
И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:
1) детская игра;
2) детский фольклор и художественное творчество;
3) коммуникативное поведение детей.
Все три составляющие не являются новыми для науки. Детская культура является культурой в культуре, которая, несмотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые ведут наши дети в интернете, поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.
Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашей группы разработали и внедряем социально-педагогический проект «Мы – юные, журналисты!». Название проекта не случайно, так как при работе с детьми по данному проекту мы охватываем такие области, как «Коммуникация», «Социализация».
Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.
Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека) и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях). Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.
Проблема:
Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Гипотеза:
Если создать предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. В результате реализации проекта воспитанники научаться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.
Цель:
Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
Задачи проекта:
- Организовать в предметно –пространственной развивающей среде группы центр журналиста.
- Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
- Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
- Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
- Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.
Ожидаемый результат:
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета:
- использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:
- этика поведения, права и обязанности;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
- принципы оформления газеты, альманаха;
- анализировать полученную информацию;
- составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
- сочинять газетные заметки, репортажи;
- составлять фоторепортаж.
Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
Содержание работы над проектом по этапам
I этап – подготовительный(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)
График проектных мероприятий с детьми
Мероприятия с детьми | Ответственные |
Создать в предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр журналиста для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе. | Воспитатели группы, |
Беседа «Журналист - профессия творческая». | Воспитатели |
Творческая игра: «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?» | Воспитатели группы |
Беседа «Я и мои эмоции» | Воспитатели группы |
Беседа «Правила приличия журналиста» | Воспитатели |
Разработка моделей (карточек - схем). Обучение работы с моделями. | Воспитатели |
Сюжетно – ролевая игра: «Журналисты» | Воспитатели группы |
Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств, методов и форм работы | Воспитатели группы, |
График проектных мероприятий с родителями(октябрь, 2022г. – январь 2023года)
мероприятий с родителями | Ответственные |
Изготовление оборудования, поделок, атрибутов из бросового материала: Детские компьютеры Печатная машинка Детские кинокамеры Детские фотоаппараты Блокноты Карандаши Нагрудные знаки Кепки с символикой Косынки-галстуки Микрофоны | Воспитатели группы, родители детей. |
Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи с последующим обсуждением. | Воспитатели группы, родители детей. |
Подборка детских журналов и газет. | Воспитатели группы, родители детей. |
Анкетирование родителей «Я хочу, я умею, я знаю.» | Воспитатели группы |
II - этап – Основной (реализация намеченных планов)
График проектных мероприятий с детьми ( январь, 2022г. – май, 2023 года )
Мероприятия с детьми | Ответственные |
Игры на закрепление и расширение знаний детей о профессиях, (упражнения «Угадай, о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» и др.); | Воспитатели |
Детско - педагого - родительская газета «Веселый язычок» издается ежеквартально. | Дети, воспитатели группы, родители детей. |
Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?» |
воспитатели группы. |
Речевые игры: «Острый глаз», «Дружеское интервью». Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков. | Воспитатели группы, |
Упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот» Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия | Воспитатели группы, |
Игра «Скажи правильно» Построение деформированной фразы. | Воспитатели группы, |
Игра «Дополни предложение» Дополнение предложений нужным по смыслу словом; | Воспитатели группы, |
Игра «Подумай и ответь!» Упражнение в составлении предложений-ответов. | Воспитатели группы, |
Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?» Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот. | Воспитатели группы, |
Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми. | Воспитатели группы, |
Речевая игра «Приём телефонных звонков» Формирование умения вести диалог по телефону. | Воспитатели группы, |
Репортаж об интересном событии. «Времена года» | Воспитатели группы. |
Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе; | Воспитатели группы, |
Сюжетно – ролевая игра «Журналисты» Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе. | Воспитатели группы |
Составление описательных рассказов «Моя мама» посвященные дню матери. | Воспитатели группы |
Организация пресс-центра «Мы – юные журналисты» | Воспитатели группы |
График проектных мероприятий с родителями ( январь, 2023г. – май, 2023года )
мероприятий с родителями | Ответственные |
Проведение семинара по теме: «Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников» | Воспитатели группы, |
Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей. | воспитатели |
НОД посвященное дню матери «Вот какая мама» с использованием метода интервьюирования. | воспитатели |
Репортаж с весеннего праздника «Мамочку поздравим» | Воспитатели группы |
III этап – заключительный( май, 2023 г. .)
Мероприятия с детьми | Ответственные |
Награждение лучшихЮнкоров. | Воспитатели группы, родители детей. |
Оформление фото – выставки «Наши традиции» | Воспитатели группы, |
Ток - шоу «Мы журналисты» итоговое мероприятие | Воспитатели группы, |
Анкетирование родителей «Я хочу, я умею, я знаю » о результатах проводимой работы. | Воспитатели группы, родители детей. |
Диагностическое обследование детей по развитию связной и диалогической речи. | воспитатели |
Итоговое родительское собрание с презентацией, фотоотчетом, выставкой детско-родительских журналов и видеозаписью НОД. | Воспитатели группы, родители детей. |
Выпуск методического пособия для последующей кружковой работы «Мы – юные журналисты» | Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей. |
В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.
Литература
- Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,
2004, № 4.
- Интернет - ресурс
- Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
- Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
- Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
- Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
- Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
- "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
- "Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
- Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.
Приложение по проекту.
Контроль за выполнением
Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:
- Принцип комплексного подхода.
- Принцип целостного, системного анализа.
- Принцип динамического изучения.
Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.
Задачи:
- Подготовка обследования.
- Обследование.
- Анализ полученных данных.
Диагностические задания.
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа представляет собой ряд вопросов:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
- Какой детский сад, группу ты посещаешь?
- Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
- Ты с ними часто ссоришься? Почему?
- Какие обязанности ты выполняешь в группе?
- Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
- Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
- Что тебе в них не нравится?
- Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
- Ты помогаешь родителям?
- У тебя есть друзья во дворе?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Критерии оценки.
- Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
- Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
- Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
- Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
- Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.
- 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
- 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
- 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
- 0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
- Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»
В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Проект "Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков дошкольника"
Я начала этот проект с желанием, чтоб мои воспитанники пошли в школу с навыками сотрудничества, чтоб они умели находить выход из проблемных ситуаций, чтоб они умели работать по определенным прави...
Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...
Проект «Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...