Дополнительная образовательная программа дошкольного образования "Смекалочка"
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Целью программы "Смекалочка" является формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации программы у детей формируются представления и умения: описывать признаки предметов, слов, чисел; узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова, числа; обобщать;классифицировать; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; выделять отношения между предметами (часть - целое); развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развивать речь, находчивость, сообразительность. Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smekalochka_shakirova_a.r._st.gr_.docx | 60.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для детей старшей логопедической группы «Смекалочка»
Содержание
I | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 5 |
1.3. | Планируемый результат | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1. | Комплексно-тематическое планирование | 8 |
III | Организационный раздел | 20 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение | 20 |
3.2. | Расписание | 20 |
3.3. | Список литературы | 21 |
I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая программа составлена для работы в МАДОУ детский сад №15 г. Туймазы. Программа составлена в соответствии:
- Федеральным законом РФ «Об образовании» в редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»;
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования;
- Уставом МАДОУ детский сад №15 г. Туймазы.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Развивающие игры делают процесс познания увлекательным, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Направленность программы: социально-педагогическая, познавательное развитие дошкольников.
Новизна программы в том, что в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.
Актуальность. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенными в дальнейшей жизни. А ведь современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, логически верно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствуют становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании мотивации учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Программа построена с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях кружкового творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формировать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логического мышления.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование основных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
- формирование навыков произвольного внимания: сосредоточения, устойчивости, концентрации.
Развивающие:
- развитие навыков наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие разных видов памяти: моторной, визуальной, аудиальной, тактильной.
Воспитательные:
- воспитание усидчивости, аккуратности;
- воспитание умения работать в команде.
Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по развитию познавательных процессов дошкольников.
Характерной особенностью программы является воплощение концепции личностно-ориентированной модели развития и воспитания детей. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
Осуществляется комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий. Для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, используется также «Танграм». Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному, где взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 5-6 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год – 32 часа. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю длительностью 25 минут.
Форма и режим занятий.
∙Фронтальная (одновременно со всей подгруппой).
∙Индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
∙ Групповая (работа в парах).
∙Индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных, малоподвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Структура занятий: вводная часть 3мин., основная 15-20мин., заключительная 2мин.
Методы и формы решения поставленных задач. Занятия по логике делятся на несколько видов:
1. Занятия по формированию представлений, умений и навыков. На этих занятиях детально разбираются понятия, определения признаков предметов. Формирование представлений начинается со знакомства с предметом логики, его основными категориями.
2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор пройденного материала. Некоторые задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае опора делается на полученные знания детей.
3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.
На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины, предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.
В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Ведущая деятельность на занятии – игровая.
1.3. Планируемый результат
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу обучения обучающиеся:
- будут знать основные мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- будут стремиться к проявлению наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- получат опыт проявления произвольного внимания: сосредоточения, устойчивости, концентрации; разных видов памяти: моторной, визуальной, аудиальной, тактильной;
- расширят представления о коммуникативных навыках при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В ходе реализации программы у детей формируются представления и умения: описывать признаки предметов, слов, чисел; узнавать предметы по заданным признакам; определять различные и одинаковые свойства предметов; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова, числа; обобщать; классифицировать предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; определять отношения между предметами типа часть – целое; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развивать речь, находчивость, сообразительность.
Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие детей в конкурсах, фотоотчет с занятий.
II Содержательный раздел
2.1. Комплексно-тематическое планирование
№ п/п | Тема № занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Кол-во часов |
(объяснение заданий, наводящие вопросы, приведение примеров анализа, сравнения, обобщения…) | (выполнение упражнений, заданий, проигрывание игр) | |||
1. | Занятие №1 Тема: «Сад-огород» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Отгадай загадки 2. «Какой получится сок, если его сделать из…» 3. «Разложи фрукты и овощи по местам, фрукты в корзинку, овощи в ведро» 4. «Чем фигуры похожи, чем отличаются» 5. «Какая картинка лишняя» | 1 |
2. | Занятие №2 Тема: «Хлеб-всему голова» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Соедини между собой предметы по смыслу» (что выпекают из муки) 2.«Расставь рисунки по порядку» (как хлеб на стол пришел) 4. «Найди предметы по описанию» 5. «Раскрась торт по памяти» | 1 |
3. | Занятие №3 Тема: «Наша страна. Наша республика» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие, зрительную память, речь | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» (Символика России и Башкортостана) 2. «Продолжи по аналогии» 3. «Заплатки» (найди фрагмент орнамента) 4. «Что изменилось?» 5. «Сабантуй» (найди и опиши башкирские народные игры и состязания) | 1 |
4. | Занятие №4 Тема: «Осень» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Отгадай загадку 2. «Нелепицы» 3. «Сравни картинки» (времена года) 4. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» (признаки осени) 5. «Пассажиры» 6. Заполни таблицу по памяти. | 1 |
5. | Занятие №5 Тема: «Перелетные птицы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Отгадай загадку. 2. «Назови элемент» (части тела птицы) 3. «Нарисуй недостающий элемент» 4. «Какой? Какая?» (длинный клюв у аиста- длинноклювый…) 5. «Четвертый лишний» 6. «Цапля, ласточка, сова» (игра на внимание) | 1 |
6. | Занятие №6 Тема: «Лес. Деревья. Грибы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «На какие группы можно разложить эти карточки» (деревья, кусты, грибы; деревья, листья, семена) 2. «Найди предмет, по его тени» 3. «Сравни предметы» 4.Танграм -выложить ель 5. «Лесные обитатели» (игра на внимание) | 1 |
7. | Занятие №7 Тема: «Поздняя осень» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Найди пары» 2. «Расставь картинки по порядку» 3. «Найди лишнее» 4. «Недостающий фрагмент» 5. «Найди и сосчитай все елки, березы, грибы) 6. Раскрась зонтик по памяти
| 1 |
8. | Занятие №8 Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. Отгадай загадки 2. «на какие группы вы разделите картинки» (одежда, обувь, головные уборы) 3. «Недостающий фрагмент» (правильно ли нарисовал художник одежду) 4. «Кому, что нужно» (детская, взрослая одежда; одежда для школы, одежда для прогулки…) 5. «Скажи наоборот» 6. «Найди пару» (расскажи, когда носят эту обувь) | 1 |
9. | Занятие №9 Тема: «Дикие животные» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1. «Четвертый лишний» 2. «Подбери словечко» 3. «Узнай зверя по описанию» 4. «Чей хвост?» 5. «Кто где живет?» 6.Лабиринт «Помоги медведю» | 1 |
10. | Занятие №10 Тема: «Домашние животные» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «На какие группы можно разложить картинки, так чтобы у них было что-то общее?» (классификация на домашних и диких животных) 2.Отгадай загадку (корова, баран, свинья, козел…) 3. «Продолжи по аналогии» 4. «Сравни картинки» 5.Лабиринт «Помоги козлику» 6. «Что изменилось» (переставляются местами фигуры домашних животных) | 1 |
11. | Занятие №11 Тема: «Зима» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и. Развивать восприятие формы, величины | 1. «Что общего на этих картинках?» (признаки зимы) 2. «Расставь рисунки по порядку» (времена года) 3. «Найди лишнее» 4. «Закончи предложение» 5.Загадки о зиме 6.«Нарисуй морозные узоры по памяти» | 1 |
12. | Занятие №12 Тема: «Животные севера и жарких стран» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Отгадай загадку 2. Упражнение «Найди лишнее» 3. Упражнение «Сравни картинки» 4.Упражнение «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 5.Упражнение «Что изменилось?» (какие животные исчезли, а какие появились) | 1 |
13. | Занятие №13 Тема: «Зимние забавы и развлечения» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Отгадай загадки 2. «Назови следующий элемент» (гирлянды на елке) 3.Упражнение «Какой? Какая? Какие?» (снеговик, мишура, Дед Мороз…) 4.Упражнение «Найди лишнее» 5.«Зимние забавы» (на внимание, выполняют различные команды) 6.«Лабиринт» | 1 |
14. | Занятие №14 Тема: «Зимующие птицы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать зрительную и двигательную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» (зимующие и перелетные птицы) 2. «Найди птицу по описанию» 3. «Найди отличия» 4. «Что изменилось?» (по памяти) 5. «Танграм» (выложи птицу) | 1 |
15. | Занятие №15 Тема: «Мебель. Дом и его части» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Назови по описанию» 2. «Разрезные картинки» (дом, мебель) 3. «Найди лишнее» 4. «Назови недостающие части дома» 5. «Закончи предложение» 6. «Что общего и чем различаются» | 1 |
16. | Занятие №16 Тема: «Посуда» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2.Отгадай загадки 3. «Недостающий фрагмент» 4. «Кому, что нужно» 5. «Продолжи по образцу» 6.Разрезные картинки (посуда) | 1 |
17. | Занятие №17 Тема: «Продукты питания» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать зрительную память. | 1. «Что общего и чем различаются» 2. «Нарисуй недостающий фрагмент» 3. «Расставь рисунки по порядку» 4. «Найди лишний» 5. «Что изменилось» | 1 |
18. | Занятие №18 Тема: «Бытовые приборы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1.Упражнение «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2. Отгадай загадки 3.Заполни таблицу по памяти 4. «Расскажи для чего нужен этот прибор» 5. «Сравни картинки» 6. «Четвертый лишний» | 1 |
19. | Занятие №19 Тема: «День защитника отечества» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1. «Назови кто где служит» 2. «Расставь рисунки по смыслу» 3. «4 лишний» 4. «Сравни» 5. «Будь внимателен» (задания по командам: авиация, военно-морской флот, танковые войска) | 1 |
20. | Занятие №20 Тема: «Транспорт» | Формировать умение сравнивать, обобщать Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» (транспорт водный, наземный, воздушный, подземный) 2.Отгадай загадки 3. «Что общего и чем различаются» 4. «Четвертый лишний 5. «Танграм» выложить лодку | 1 |
21 | Занятие №21 Тема: «Мамин праздник. Семья» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Продолжи по образцу» 2. «Найди недостающий фрагмент» 3. «Расставь рисунки по порядку» 4. «Найди лишний» 5. «Лабиринт» 6. «Раскрась Букет по памяти» | 1 |
22 | Занятие №22 Тема: «Весна. Первоцветы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1 «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2.Отгадай загадки 3. Логические задачи (признаки весны) 4. «Заполни таблицу» 5. Танграм – выложить первоцвет | 1 |
23 | Занятие №23 Тема: «Наше тело» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. | 1. «Назови парные части тела» 2. «Расставь рисунки по порядку» 3. «Найди лишний» 4.«Сравни картинки» 5.Закончи предложение | 1 |
24 | Занятие №24 Тема: «Профессии» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2. Отгадай загадки 3. Логические задачи 4. «Сравни картинки» 5. «Кто что делает?» 6. «Кому это нужно для работы?» | 1 |
25. | Занятие №25 Тема: «Космос» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Отгадай загадки 2. «Нарисуй недостающий фрагмент» 3. «Расставь рисунки по порядку» 4. «Найди лишний» 5. «Закончи предложение» 6. «Танграм» -выложи космический корабль | 1 |
26. | Занятие №26 Тема: «Перелетные птицы весной» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2.Отгадай загадки 3. «Найди лишнее» 4. «Сравни картинки» 5. «Нарисуй по памяти» | 1 |
27. | Занятие №27 Тема: «Рыбы. Обитатели водоемов» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Отгадай загадки» 2. «Назови части тела рыбы» 3. «Четвертый лишний» 4. «Сравни картинки» (аквариумных и речных рыб) 5. Продолжи по образцу | 1 |
28. | Занятие №28 Тема: «Насекомые» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 2. Отгадай загадки 3. «Найди лишний» 4. «Сравни» 5. «Разрезные картинки» 6. Нарисуй по памяти бабочку | 1 |
29. | Занятие №29 Тема: «День Победы» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины | 1. «Кто назовет больше признаков» (Родина какая, Победа какая, воин какой, салют какой) 2. «Расскажи, что изображено на картине» 3. «Собери разрезные картинки» 4. «Скажи наоборот» 5. «Выложи салют» из счетных палочек | 1 |
30. | Занятие №30 Тема: «Лето» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. | 1. «Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» (признаки лета) 2. Отгадай загадки 3. «Нелепицы» 4. «Сравни картинки» 5. «Лабиринт» 6. «Продолжи ряд» | 1 |
31 | Занятие №31 Тема: «Природа - наш друг» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. Развивать восприятие формы, величины. | 1.Упражнение «Найди пары» 2.Упражнение «Расставь рисунки по порядку» 3. «Найди сходства и отличия» 4.Упражнение «Найди недостающий фрагмент» 5.Продолжи предложение (о бережном отношении к природе) | 1 |
32 | Тема: «Безопасность» | Формировать умение сравнивать, обобщать. Учить выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи Развивать логическое мышление. Развивать зрительную память. | 1.«Отгадай загадки» 2.«Покажи рисунки, которые логически связаны с образцом» 3. «Найди лишний» 4. «Лабиринт» 5. «Решение проблемных ситуаций» | |
Общее количество занятий на учебный год | 32 |
Содержание рабочей программы дополнительного образования.
Занятия проводятся в интересной и доступной для детей форме. В основе их проведения используются игры, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, головоломки, Танграм.
Предложенная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие познавательных процессов. Содержание занятий направлено на формирование основных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; развитие навыков наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование навыков произвольного внимания: сосредоточения, устойчивости, концентрации; развитию разных видов памяти: моторной, визуальной, аудиальной, тактильной; на формирование коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Методическое обеспечение программы.
В процессе реализации программы используются следующие методы работы:
-по источнику познания:
- словесный (объяснение, беседа, инструктаж, анализ задания и т.д.);
- наглядный (демонстрация, видео метод, рассмотрение, наблюдение);
-практический (выполнение упражнений, участие в развивающих играх);
-по степени продуктивности (характеру познавательной деятельности):
-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
- репродуктивный (повтори движения);
- проблемный (беседа, проблемная ситуация, обобщение);
- на основе структуры личности:
- методы формирования понятий (рассказ, беседа);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, использование общественного мнения, примера).
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников:
- коллективный (проигрывание коллективных игр);
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных заданий и коллективных, одновременно со всеми);
Организация учебно-воспитательного процесса:
Учебно-методическое обеспечение составляют: образовательная программа работы объединения, дидактический материал для проведения игр.
Структурное описание учебного занятия:
- Организационный момент: определение цели.
- Проигрывание развивающих игр, упражнений, головоломок, проведение беседы.
- Подведение итогов занятия: опрос воспитанников (чему научились, что узнали, что чувствовали).
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, фотоотчет для родителей.
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение: помещении с естественным и искусственным освещением, стулья и столы по количеству обучающихся, наглядные пособия, дидактические игры, раздаточные листы с заданиями.
Учебный план
Группа, возраст детей | |
Старшая группа, 5-6 лет | |
Длительность условного часа организованной образовательной деятельности (ООД) | 25 мин |
Количество условных часов в неделю | 1ч. |
Общее астрономическое время ООД в неделю | 25 мин |
Количество условных часов в месяц | 4 |
Общее астрономическое время ООД в месяц | 1ч 40мин |
Количество условных часов в год | 32 |
Общее астрономическое время ООД в год | 13ч30мин |
3.2. Расписание дополнительной образовательной услуги
День недели | время |
понедельник | 9.35 |
3.3. Список литературы
1.Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт-сост. Е.Н. Носова, Р.Л. Непомнящая/(Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 2013.
2.Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие»/Ред.-сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 176с.
3.Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
4.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баллас», 2012.
5.Развиваем мышление и логику. Автор- составитель В.Полушкина.-М.: Астрель;СПб.,2009
6.Смолярчук И.В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тамбов, ИПКРО, 1995
7.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2004.
8.Черенкова ЕФ. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. –М.: «Дом 21 век».
9. Развиваем мышление и логику. Автор- составитель В.Полушкина.- М.: Астрель; Р17 СПб, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика»
Данная программа содержит в себе календарно - тематический план с разработанными занятиями. А также описание танцевального материала, используемого в течении года и карту диагностики уровня музыкально...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетвор...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)...
Дополнительная образовательная программа "Дошкольная Академия Рост"
Данная программа обеспечивает непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....
Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»
Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...