Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Калашникова Ирина Владимировна

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельности как аппликация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_applikatsii.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 21» г. Тобольска

Образовательная программа

 дошкольного образования

«Волшебный мир аппликации»

(для детей 3-4 лет)

Составил: воспитатель Калашникова И. В.

Тобольск, 2014

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3
  2. Возрастные особенности дошкольников 3-4 лет…………………….…………4
  3. Аппликация. Тематическое планирование.……………………………………...5
  4. Диагностика……………………………………………………………………….7

Список использованной литературы…………………………………………………..13

Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы «Цветные ладошки»

 автор: Лыкова И. А. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельности как аппликация.

Аппликация - это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом матерьяле, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.  

  Аппликация может быть:

  • Предметной, состоящей из отдельных изображений (Лист, ветка, дерево, птица, цветок);
  • Сюжетной, отображающей те или иные события;
  • Декоративной, включающей орнаменты узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Ребенок, осваивает аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности.

Действуя с предметами и матерьялами, ребенок на практике познает некоторые ее свойства- твердость, мягкость, объём величину, вес, сопротивляемость и т. д.

Цель программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.  Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.

Задачи:

  • Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
  • Воспитывать выдержку, волевые усилия, способности быстро переключать внимание.  
  • Совершенствовать умение и формировать навыки работы нужными инструментами при работе: кисть, губка, ножницы.
  • Формировать умение выполнять аппликацию нетрадиционными способами: аппликации из ваты, из конфетти, из поролона, полиэтилен, из песка или соли, из крупы и бросового материала.
  • Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
  • Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • плоская аппликация из бумаги и салфеток;
  • фоновая аппликация;
  • объемная аппликация;
  • аппликация из природных и нетрадиционных материалов;
  • обрывная аппликация;
  • симметричная, силуэтная аппликация.

Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.

Возрастные особенности – один из основополагающих педагогических принципов, которые были использованы при написании программы.  Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Данная программа рассчитана на детей 3-4 лет. Детям этой возрастной группы свойственны нижеизложенные особенности: усвоение основных представлений о цвете, величине, форме; умение слушать сказки; сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинках.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (в аппликации – силуэтное). Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги. Этот материал должен всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но его постепенно начинает интересовать его качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покормить ежика изготовленными грибами, спеть песенку наряженной елочке. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он склеил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

Аппликация.

Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.

 Воспитателю необходимо приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

 Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижать салфеткой.

 Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

 Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических фигур, и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма. 

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

Длительность занятий можно варьировать в зависимости от ситуации и желания детей (в начале обучения длительность занятий составляет 10-15 минут, но постепенно их продолжительность можно увеличивать).

Ожидаемые результаты.

К концу года дети могут:

  • свободно пользоваться нужными инструментами при работе: кисть, губка, ножницы.
  • Самостоятельно подбирать нужный материал для выполнения аппликации, будь то бумага или вата, или конфетти.
  • Доделать работу до конца, выполнив ее аккуратно, радоваться созданному изображению.

Диагностика

Аппликация

Фамилия, имя ребенка

Создает изображения предметов из готовых фигур

Украшает заготовки из бумаги разной формы

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

  1. Сидоров Иван

2

1

1

Результаты:

- низкий уровень—1 балл;

- средний уровень- 2 балла;

- высокий уровень- 3 балла.

Тематическое планирование

2 занятия в неделю, всего 72 занятия

Тема занятия

Материал

Сентябрь

1.

«Кубик на кубик»

Цветная бумага

2.

«Репка»

Цветная бумага

3.

«Воздушные шарики»

Полиэтилен

4.

«Муравей»

Крупа

5.

«Фрукты в вазе»

Цветная бумага

6.

«Бусы для куклы»

Поролон, краски

7.

«Ягоды клубники»

Цветная бумага

8.

«Коврик для зайчат»

Цветная бумага, конфетти

Октябрь

9.

«Гриб»

Цветная бумага

10.

«Пушистая тучка»

Вата

11.

«Укрась шарфик узором»

Конфетти

12.

«Билетики»

Цветная бумага

13.

«Мы – милашки, куклы неваляшки»

Цветная бумага, крупа

14.

«Солнце в тучках»

Цветная бумага, вата

15.

«Листья из леса»

Засушенные листья

16.

«Лоскутное одеяло»

Цв. бумага, вата, крупа, конфетти (по желанию ребенка)

Ноябрь

17.

«Платок для матрешки»

Бумага, конфетти, крупа

18.

«Птичка-невеличка»

Вата

19.

«Разноцветные камешки»

Цветная бумага

20.

«Что можно сделать из квадратиков»

Цветная бумага

21.

«Чашки трех медведей»

Бумага, конфетти, крупа, соль

22.

«Вот какие у нас кораблики!»

Поролон, цв. бумага

23.

«Осенний букет»

Засушенные листья

24.

«Красивый платочек»

Цв. бумага, конфетти, вата, крупа

Декабрь

25.

«Елочка»        

Еловые иголки

26.

«Зажжем разноцветные огоньки»

Конфетти

27.

«Снеговик – великан»

Цветная бумага, поролон

28.

«Зайка беленький сидит»

Цв. бумага, вата, поролон

29.

«Падают снежинки»

Салфетки, вата

30.

«Гирлянда из флажков»

Цветная бумага

31.

«Скворечник»

Поролон, цв. бумага, вата

32.

«Зимняя сказка»

Цв. бумага, поролон, вата, салфетки

Январь

33.

«Крошки для птичек»

Крупа, вата

34.

«Зайка в сугробе»

Вата, салфетки

35.

«Снегири на ветке»

Цв. бумага, вата, салфетки

36.

«Варежки»

Цветная бумага

37.

«Снежное небо»

Салфетки, вата

38.

«Елочки - иголочки»

Белая бумага

39.

«Снеговик идет гулять»

Вата, салфетки, соль

40.

«Самолет»

Цв. бумага

Февраль

41.

«Заснеженные деревья»

Цв. бумага, вата

42.

«Катание на льду»

Цв. бумага, вата, поролон

43.

«Катание с горки»

Поролон, вата, сухие веточки

44.

«Воздушный шар»

Цв. бумага, поролон, вата, конфетти, салфетка (по желанию ребенка)

45.

«Белый медведь»

Вата, крупа, соль

46.

«Подарок для папы»

Цв. бумага, конфетти, фантики, крупа, салфетка

47.

«Снежный город»

Цв. бумага, вата, салфетка, конфетти, поролон, сухие веточки

48.

«Снежный лес»

Цв. бумага, вата, салфетка

Март

49.

«Подснежники»

Цв. бумага, вата

50.

«Идет весна»

Цв. бумага, вата, соль, сухие веточки

51.

«Подарок для мамы»

Цв. бумага, конфетти, фантики, крупа, салфетка

52.

«Мячики»

Цв. бумага

53.

«Птички прилетели»

Цв. бумага, вата, салфетки, сухие веточки

54.

«Фонарики»

Цв. бумага, конфетти, полиэтилен

55.

«Птички в гнезде»

Цв. бумага, сухие веточки, крупа

56.

«Рыбка в аквариуме»

Цв. бумага, бусинки

Апрель

57.

«Веселые личики»

Цв. бумага

58.

«Ежик с грибочком»

Цв. бумага, салфетки, бусинки

59.

«Бабочки»

Цв. бумага, конфетти,, бусинки, крупа

60.

«Звездное небо»

Цв. бумага

61.

«Ракета»

Цв. бумага, поролон

62.

«Барашки»

Цв. бумага, вата, бусинки

63.

«Массажный коврик»

Крупа, бусинки, поролон

64.

«Веселое солнышко»

Цв. бумага, крупа, бусинки

Май

65.

«Салют»

Конфетти, цв. бумага, фантики, крупа

66.

«Цветок гвоздика»

Салфетка, цв. бумага

67.

«Красивые тарелочки»

Цв. бумага, крупа, конфетти, фантики

68.

«Курочка с цыплятами»

Цв. бумага, салфетки, вата, сухие веточки

69.

«Жар – птица»

Цв. бумага, крупа, салфетки, конфетти

70.

«Паровозик из Ромашкова»

Цв. бумага, салфетка

71.

«Цыплята»

Поролон, салфетка, крупа

72.

«Ваза с цветами»

Цв. бумага, фантики, конфетти, салфетки, бусинки

Список использованной литературы:

  1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки". - М.: Карапуз-Дидактика, 144 стр., 2006 г.
  2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
  3. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
  4. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
  5. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
  6. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, 304 с
  8. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
  9. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волшебная мастерская"...

2020-2021 уч.г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев

Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...