Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop107.docx70.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 107 общеразвивающего вида» г.Ухта

ПРИНЯТО

Протокол Совета педагогов №__1__

«_21__»_августа 2013г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ №107

_____________И.В. Ковальчук

«21» августа 2013г

Приказ № 01 -10/ 60«а» от 21.08.2013г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

по художественно – эстетическому развитию

образовательная область

«Художественное творчество»

Ухта пгт. Водный 2013г

Содержание

  1. Пояснительная записка……………...............................................................3

  1. Учебный план дополнительной образовательной программы…………...8

  1. Комплексно – тематическое планирование………………………………..9

  1.  Содержание программы……………………………………………………11

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов….24

     6.Методическое обеспечение  программы…………………………………….26

  1. Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

         Цель: овладение детьми  умениями  и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать  аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать  интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы: 

1.Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2.Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3.Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4.Принцип систематичности  - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5.Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6.Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7.Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка. 

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Занятия проводятся:

  • с подгруппой детей  (12 - 15 человек);
  •   1 раз в неделю (вторник);
  • в группе;  
  • длительность занятий 30 минут 

Формы занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия;

Методы и приемы:  игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Условия для занятий

  1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)
  2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
  3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
  4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
  5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
  6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
  7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети  знают: 

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
  • технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
  • определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
  • о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
  • о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
  • правила композиционного построения изображений

Дети  умеют: 

  • работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
  • использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
  • использовать  схемы при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

        1.Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

        2.Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

        3.Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

        4.Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

        5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления знаний.

2.Учебный план дополнительной образовательной программы

Название

Кол – во занятий и часов неделю

Кол – во занятий и часов  в год

1

Дополнительная  образовательная программа по художественно – эстетическому развитию

образовательная область

«Художественное творчество»

1/30мин(0.5ч)

36/1080мин (18ч)

                                                      ВСЕГО:

1/30мин(0.5ч)

36/1080мин (18ч)

3. Комплексно – тематическое планирование.

Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка к различным материалам, развивать творческие способности детей, используя в художественной деятельности различные приемы работы, изобразительные средства: I блок - Аппликация из природного и искусственного материала, II блок  - Пластилинография, III блок - Оригами.

Один год обучения (дети 6-7 лет).

блок

тема

Аппликация из природных и искусственных материалов

I «Осень в гости к нам пришла» (1 квартал)

(природный материал)

  1. Дары природы (экскурсия в парк)
  2. Золотой петушок
  3. Наш аквариум
  4. На лесной полянке (коллективное занятие)

II «Каша-малаша»(коллажи из крупы) (2 квартал)

  1. Каша-малаша (экскурсия на кухню д/с)
  2. Мишка косолапый по лесу идет
  3. Птичка синичка
  4. Чудо остров (коллективное творчество)

III «Чудеса под рукой» (3 квартал)

  1. Путешествие на чудо фабрику (занятие-путешествие)
  2. Грибочки (картонное кружево)
  3. Жар-птица (карандашные стружки)
  4. Открытка для мамы (контрольное занятие)

                                   

пластилинография

I «Зимушка, зима…»(1 квартал)

    1. Пластилиновое чудо

    2. Снегурочка

    3. Живые яблочки на веточках

    4. Пингвины на льдине

II «Животные леса» (2 квартал)

  1. Змейка
  2. Мишка косолапый
  3. Совушка-сова – большая голова
  4. В гости к ежику (занятие-путешествие)

III «В гостях у сказки» (3 квартал)

  1. Золотая рыбка
  2. Теремок
  3. Чебурашка
  4. Этот сказочный мир (коллективная работа)

Оригами

I «Животные» (1 квартал)

  1. Путешествие в Японию (вводное занятие)
  2. Заяц
  3. Лиса
  4. Ёж

II «Птицы» (2 квартал)

  1. Уточка
  2. Ворона
  3. Воробушек
  4. Голубь

III «Насекомые» (3 квартал)

  1. Бабочка
  2. Муха
  3. Волшебная бумага (досуг-викторина с родителями)
  4. «Чудесная картинка» (Контрольное занятие)

4. Содержание программы

I блок: Аппликация из природных и искусственных материалов

Этот блок предполагает работу с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.

         Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.

В процессе работы дети должны овладеть:

  • знаниями об особенностях, используемых материалов;
  • различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных  материалов;
  •  умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
  •  навыками безопасной работы с ножницами;
  •  умениями композиционного построения изображения;
  • навыками последовательного выполнения поделки.

 II блок: пластилинография

Этот блок включает в себя работу с пластилином, знакомит с аппликацией из пластилина. Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Данный вид художественного труда оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики рук.

Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображающих предметов.  Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов способствует формированию у детей изобразительных умений и навыков, созданию детьми ярких, неповторимых образов в собственной художественно-продуктивной деятельности, развитию творческих способностей детей. В процессе работы дети должны овладеть:

  • различными техниками декоративной лепки;
  •  способами и приемами работы с пластилином (выполнение декоративных налепов, раскатывание, сплющивание, вытягивание деталей от общей формы, гофрирование, «закрашивание» картинок пластилином, нанесение фактуры с помощью ткани);
  •  умением соотносить целое и части, различать величину;
  •  умением правильно пользоваться стекой, печатками.
  • умением подбирать цвет пластилина в соответствии с замыслом или умение раскрашивать изделия водорастворимыми красками.

III блок:  оригами

Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Этот блок включает в себя складывание и вырезание бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами.         Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу.   Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.

Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.

В процессе работы дети должны:

  • закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
  • овладеть техникой оригами;
  • приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
  • развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
  • развивать умение выполнять работу по схеме.

Содержание занятий.

блок

Тема, форма занятия

Материал

Методы и приемы

План занятия

Аппликация из природных и искусственных материалов

Диагностика детей

Цель: выявить творческие способности каждого ребенка

Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, цветной картон

Задание детям, упражнение, использование схем.

"Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности"

Осень в гости к нам пришла

Экскурсия в парк «Дары природы»

Природный материал

Наблюдение, рассматривание, рассказ, беседа, сбор природного материала, художественное слово.

-беседа с детьми на тему «На что это похоже?» (листья, камни, веточки деревьев, коряги и пр.);

-сбор и рассматривание природного материала.

«Золотой петушок»

Иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», готовое панно для наглядности, цветной картон, клей, кисти, сушеные листья и трава

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ

-Чтение отрывка произведения А.С Пушкина «Сказка о золотом петушке»,

-беседа по теме,

 -рассматривание иллюстраций к произведению,

-практическая часть (аппликация из осенних листьев и травы)

«Наш аквариум» (совместная деятельность с родителями)

Цветной картон, клей кисти, засушенные листья, арбузные семечки, ракушки

Наблюдение, беседа, художественное слово, объяснение, показ.

-Наблюдение за рыбками, живущими в нашем аквариуме,

-беседа по теме,

-чтение стиха,

-практическая часть (аппликация из засушенных листьев и ракушек).

«На лесной полянке» (коллективное творчество)

Лист ватмана с изображенной на нем лесной поляной, засушенные листья, веточки деревьев, кора дерева, сухая трава, клей, кисти, иллюстрации леса и поляны.

Рассматривание, беседа, игровой метод, слушание аудио-записи, сюрпризный момент, упражнения

-заинтересовывающее начало,

-рассматривание иллюстраций с изображением леса, поляны, зверей живущих в лесу и беседа,

-практическая часть (аппликация на ватмане из листьев, веток, травы).

Каша-малаша

Экскурсия на кухню д/с «Каша-малаша»

Крупа разных видов, готовая аппликация из крупы

Экскурсия; рассказ повара и воспитателя; рассматривание образца;

художественное слово

Экскурсия на кухню д/с; -беседа;

-рассматривание готовой аппликации из крупы

Игрового типа «Мишка косолапый по лесу идет»

Цветной картон, клей, кисти, трафареты медведя, карандаши.

Проблемная ситуация, беседа по теме, художественное слово, показ способов деятельности

-беседа по теме "О медведе";

-практическая часть (аппликация из гречи);

- п/и «У медведя во бору»;  

«Птичка синичка»

Готовая работа для показа; эскиз для каждого ребенка; клей, кисти, крупа двух видов;

картинки с изображением птиц

Рассказ, рассматривание картинок с изображением птиц;  художественное слово; слушание аудио-записи; напоминание

-Беседа по теме с рассматриванием иллюстраций;

-анализ готовой аппликации;

-пальчиковая игра;

  -практическая часть (аппликация из пшена и гречи).

Коллективное творчество

«Чудо остров»

Лист ватмана, клей, кисти, крупы(несколько видов)

Беседа по теме, обсуждение плана действий, проблемная ситуация; использование музыкального произведения; алгоритм выполнения работы.

-Беседа;

-практическая часть (аппликация на ватмане из гречи, риса, пшена, манки, макаронных изделий);

-слушание и подпевание песни.

Чудеса под рукой

Занятие –путешествие

«Путешествие на чудо - фабрику»)

Готовые аппликации выполненные различными техниками; цветной картон, клей, кисти, эскизы на каждого ребенка, вата

Игра-путешествие, рассматривание материалов, экспериментирование с ними; художественное слово; беседа, объяснение, показ

-Игра-путешествие на «чудо -фабрику» (знакомство со свойствами материалов);

-рассматривание аппликаций;

-пальчиковая игра;

-практическая часть (аппликация из ткани "Украсим платок").

«Грибочки»

Картинки с изображением грибов, гофрированный картон, клей, кисти, ножницы

Рассматривание иллюстраций, художественное слово, объяснение, показ, сравнение, использование схемы (техника безопасности при работе с ножницами)

-Беседа по теме;

-знакомство с новым материалом;

-повторить технику безопасности при работе с ножницами;

-показ новой техники аппликации;

-практическая часть (аппликация из гофрированного картона)

Занятие- путешествие

«Жар-птица»

Выставка работ на тему «Сказочные птицы», аудио-запись «Голоса птиц», цв. картон, кисти, клей, карандашные опилки

Игра-путешествие, рассматривание иллюстраций, слушание аудио-записи, беседа, напоминание.

-Игра – путешествие;

-рассматривание нового материала для поделок;

-практическая часть (аппликация из карандашных опилок).

Контрольное занятие

«Открытка ко дню матери»

Открытки для наглядности, ножницы, цветная бумага, материал использовавшийся ранее на занятиях(выбор материала по желанию ребенка)

Беседа, задание, рассматривание открыток, художественное слово, сравнение.

-Беседа по теме;

-рассматривание открыток;

- практическая часть (сюжет и материал по замыслу ребенка).

Зимушка - зима

Пластилинография

Вводное занятие «Пластилиновое чудо»

Готовые работы для наглядности, цветной картон, пластилин, диафильм «Пластилиновая ворона»

Просмотр диафильма, рассматривание, беседа, объяснение, показ, экспериментирование, упражнения.

-Просмотр диафильма «Пластилиновая ворона»;

-рассматривание готовых работ, беседа по теме;

-экспериментирование с пластилином;

-практическая часть ("Зимняя картинка" в технике налепа)

«Снегурочка» занятие игрового типа

Цветной картон с силуэтом Снегурочки, блестки для украшения, кукла Снегурочка для рассматривания, стека, пластилин

Художественное слово, рассматривание иллюстраций, объяснение, игра, загадывание загадок

-Беседа по теме;

-объяснение задания, закрепление правил и приемов работы с пластилином;

-практическая часть (техника объемного налепа, вдавливание блесток).

«Живые яблочки на веточках»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, фотоиллюстрация со снегирями

Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций со снегирями, сравнение, аналогия, показ ребенка.

-беседа по теме;

-практическая часть (изображение снегирей с помощью приемов скатывания, расплющивания, примазывания, в полуобъеме).

«Пингвины на льдине»

(совместная деятельность с родителями)

Цветной картон с контуром округлых льдин, пластилин, доска для лепки, стека, картинки с изображением медведя, волка, жирафа, слона, коровы, пингвина

Рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово, загадывание загадок, пальчиковая игра, показ детей и воспитателя, упражнения.

-беседа по теме;

-разминка для пальчиков;

-практическая часть (изображение пингвинов с помощью приемов скатывания, расплющивания, "закрашивание" пластилином).

"Лесные жители"

«Змейка»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, игрушка - змейка

Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, показ ребенка, пояснение

-беседа по теме;

-практическая часть (лепка змейки в технике налепа с использованием приема перекручивания)

«Мишка косолапый» занятие игрового типа

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», шапочка маска медведя для п/и

Сюрпризный момент,  беседа, художественное слово, беседа, подвижная игра, рассматривание картины, показ и пояснение ребенка.

-Сюрпризный момент; -беседа по теме;

-практическая часть (изображение медведя в полуобъеме);

-подвижная игра «У медведя во бору»

«Совушка-сова – большая голова»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением совы, игрушка - сова

Художественное слово, беседа, загадывание загадки, сравнение, напоминание.

-беседа по теме;

-практическая часть (выполнение в технике "налепа")

Занятие- путешествие «В гости к ёжику»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, трафареты различных животных, игрушки-ежи для рассматривания, половинки зубочисток, простой карандаш

Игровой метод: путешествие на лесную поляну, рассматривание, беседа, слушание аудио-записи, художественное слово

-игра-путешествие «В гости к ёжику»;

-беседа;

-практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме, закрашивание контура пластилином)

В гостях у сказки

«Золотая рыбка»

Цветной картон, пластилин, стека, футляр от таблеток, бусинка, блестки, набор картинок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», готовое панно по теме занятия

Художественное слово, рассматривание иллюстраций, беседа, анализ образца, показ детей

-Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-беседа с детьми по теме;

-практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме)

«Теремок»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением теремка, шапочки для драматизации сказки «Теремок»

Художественное слово, игровой метод, рассматривание иллюстрации, загадывание загадок, напоминание.

-беседа по теме;

-практическая часть (раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов);

-инсценировка сказки «Теремок».

«Чебурашка»

Цветной картон, пластилин, иллюстрация с изображением Чебурашки, аудио-запись «песня Чебурашки»

Художественное слово, слушание аудио-записи, загадывание загадок, рассказ детей о последовательности выполнения.

-беседа с детьми по теме;

 -практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме);

-слушание и подпевка песни  В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка»

«Этот сказочный мир» (коллективная работа)

Лист ватмана, цветной картон, пластилин, стека, иллюстрации различных сказочных героев, аудио-запись

Беседа, сюрпризный момент,  слушание аудио-записи, рассматривание иллюстраций, показ способов действия и пояснение детьми, обсуждение.

-сюрпризный момент;

-беседа;

-практическая часть (использование знакомых приемов по выбору детей).

Животные

Занятие – путешествие «Путешествие в Японию и Китай» (вводное занятие)

Бумага, фото-иллюстрации и готовые поделки оригами для наглядности, элементы костюмов.

Рассказ, беседа, слушание аудио-записи, показ, объяснение, игра-путешествие, рассматривание фотографий, иллюстраций

-Рассказ об истории возникновения и развития оригами;

-рассматривание готовых поделок оригами и иллюстраций;

-показ приемов оригами;

- практическая часть (складывание из бумаги "Самолет").

«Заяц»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка зайца для наглядности

Художественное слово, загадывание загадок, беседа, показ, объяснение, использование схемы, упражнения.

-беседа;

-объяснение и показ;

-практическая часть (складывание зайца на основе базовой формы "воздушный змей").

«Лиса»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка лисы, маски для п/и

Художественное слово, беседа,  объяснение, игровой метод, работа со схемой, упражнения

-беседа по теме;

-анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы "треугольник);

 -п/и «Лиса и куры»

«Ёж»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка, фото-иллюстрация с изображением ежа

Художественное слово, беседа, показ, объяснение, работа со схемой, упражнение, сравнение, аналогия, загадывание загадок, рассказ воспитателя.

-Беседа по теме;

-анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы "треугольник);

Птицы

«Уточка»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка

Художественное слово, беседа, объяснение, работа со схемой

-Чтение отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»;

-беседа по теме;

-практическая часть (складывание  на основе базовой формы "воздушный змей");

«Ворона»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, иллюстрация с изображением вороны, аудио-запись «голоса птиц»

Беседа, рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, аудио-запись, работа со схемой, анализ образца

-Беседа по теме;

-анализ образца;

-практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы "воздушный змей");

«Воробушек»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка

Художественное слово, беседа, показ, объяснение, сравнение, работа со схемой

-Чтение стиха С. Маршака «Где обедал воробей»;

-беседа по теме;

-анализ схемы;

-практическая часть (складывание  на основе базовой формы "треугольник);

«Голубь»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, иллюстрация с изображением голубя

Беседа, показ, объяснение, рассматривание иллюстраций, работа со схемой

-беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – "двойной треугольник");

-встреча с детьми младшей группы (подарить голубей).

Насекомые

«Бабочка»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисавывания частей тела, готовая поделка, фото-иллюстрации различных бабочек

Художественное слово, игровой метод, беседа, показ, объяснение, рассматривание и сравнение иллюстраций, работа со схемой, сюрпризный момент

-Сюрпризный момент; -чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной»; беседа;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – "двойной треугольник");

-украшение  группы, сделанными бабочками

«Муха»

Бумага, схема изготовления поделки, готовая поделка, иллюстрация мухи

Беседа, рассматривание иллюстрации, показ, объяснение, работа со схемой

-Беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – "треугольник").

«Волшебная бумага» (досуг-викторина с родителями)

Бумага, схема изготовления поделок, готовые поделки для украшения зала, элементы костюмов.

Сюрпризный момент, использование загадок, художественного слова, вопросы, ребусы, использование музыкальных произведений.

-Конкурсы для участников команд;

-музыкальные номера.

«Чудесная картинка» (контрольное занятие)

Бумага, цветной картон, клей, кисти, схемы изготовления различных поделок, фломастеры

Беседа, объяснение задания, напоминание, фиксация результатов в диагностической карте

-Беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельный выбор детей).


  1. Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности (М.В. Крулехт).

Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку, поделку, самому придумать ее, выбрав материал нужного цвета, формы, структуры и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из образцов.

Педагог раскладывает перед ребенком на столе различные поделки и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих критериев деятельности:

  • Умение принять цель деятельности;
  • Выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место;
  • Наличие общетрудовых и специальных умений;
  • Сформированность обобщенных способов работы с материалом;
  • Развитость комбинаторных умений;
  • Умение использовать пооперационные карты;
  • Владение действиями самоконтроля;
  • Репродуктивный или творческий характер деятельности;
  • Результативность и самостоятельность в достижении результата.

При этом следует обратить внимание на владение элементами культуры труда: экономное расходование материала,  поддержание порядка на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и пр.

Оценка уровня творческой самостоятельности и овладения ребенком позиции субъекта в ручном труде осуществляется по следующим параметрам:

Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимости прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества.

Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, подключения взрослого к трудовому процессу), замысел реализован частично.

Высокий уровень – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования, полная самостоятельность, освоение позиции субъекта, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

6.Методическое обеспечение программы.

6.1 Список  литературы

  • Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
  • Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  • Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  • Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  • Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г
  • Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
  • Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г

6.2. Детская литература: 

  • отрывки из сказок А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»;
  • сказка «Как бабочка стала разноцветной» ( Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).

стихи:

-И. Токмакова «Где спит рыбка»; «Стой зайчонок»;

- Е. Благинина «Есть одна игра для вас», «Снегурка»,

  • А.Белова «Песенка Снегурочки»;
  • Т. Белозеров «Снегири», "Заяц";
  • Г. Абрамов «Снегирь»;
  • П.Воронько «Снегири»;
  • А. Картина, Н. Сторожкова, С. Маршак, Алан Милин «Три пингвина»;
  • А. Коваленков «Почему медведь зимой спит»;
  • С. Маршак «Где обедал воробей»
  • загадки ("1000 загадок" сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития, 2004 г.).

6.3. Познавательные рассказы:

  • рассказы «История возникновения аппликации», «История возникновения оригами»;
  • сказка «Как бабочка стала разноцветной» ( Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).
  • рассказы "Медведь", "Птицы", "Лиса", "Заяц", "Еж", "Утки", Снегирь", "Синица", "Воробей", "Голубь", "Сова", "Насекомые" (Соколова С.В. "Оригами для старших дошкольников". – СПб.: "Детство-пресс", 2007)

6.4 Демонстрационный наглядный материал и атрибуты:

  • иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбки»;
  • иллюстрации с изображением леса, поляны;
  • картинки и фотографии животных, птиц, грибов, насекомых;
  • фотографии и открытки с видами Китая, Японии;
  • иллюстрации к русским народным сказкам;
  • открытки ("Маме", "С Новым годом");
  • схемы изготовления поделок;
  •  игрушки – Снегурочка, плюшевый мишка, еж,  Чебурашка, бабочка;
  • маски животных;
  • элементы костюмов (национальный японский, животных);
  • диафильм  «Пластилиновая ворона»

6.5. Музыкальные произведения:

  •  "Звуковое оформление интегрированных занятий в подготовительной к школе группе на тему «Четыре времени года», треки: №7, 24; 26; 27; 28 (диск);
  •  запись «Голоса птиц» (диск);
  • В. Шаинский, Э. Успенский «Песня Чебурашки»;
  • В. Шаинский песня "Чунга-Чанга"
  • Музыка  «В гостях у сказки».

6.6.Материал:

Аппликация: природный материал (засушенные листья, трава, веточки, камни, ракушки ит.д.), ватман для коллективных работ, цветной картон, гофрированный картон, цветная бумага, пряжа, вата, карандашные опилки, различные крупы (греча, пшено, рис, манка), макаронные изделия, кисти, клей, ножницы, карандаши, трафареты.

Пластилинография: цветной картон, пластилин, стека, бусины, блестки.

Оригами: цветная бумага, ватман для коллективных работ, фломастер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика»

Данная программа содержит в себе календарно - тематический план с разработанными занятиями. А также описание танцевального материала, используемого в течении года и карту диагностики уровня музыкально...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»

Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...