Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Керимова Алвана Сулфиддин кызы

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapelka_alvana.doc594.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

7

1.1.

Пояснительная  записка

7

1.1.1.

Цели   и задачи  реализации Программы.  

9

1.1.2.

Принципы и походы к  формированию  Программы

10

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

10

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

13

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

13

2.1.

Методы и приемы

13

2.2.

Перспективный план

16

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

39

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

39

3.2.

Учебно-тематический план

39

3.3.

График посещения ДПУ

40

Приложение

Паспорт программы:

Наименование программы

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька» (для детей от 5 до 7 лет )

Основание  для разработки Программы

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155«Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок» на 2015- 2016г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №38 «Домовёнок»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

Исполнитель Программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС «Домовёнок» №38

Цель Программы

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи Программы

  • Формировать у воспитанников дошкольного возраста художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
  • Развивать и совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
  • Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Срок реализации Программы

Один год

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
  • Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
  • Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

1. Целевой раздел.

1. 1. Пояснительная записка.

Программа по дополнительной платной услуге «Капелька», разработана на основе Программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,2007г.  Разработана с  учетом ФГОС ДО.

Программа по дополнительной платной услуге «Капелька» (далее Программа)  разработана в соответствии с  действующими нормативно-правовыми документами  в системе дошкольного образования:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155«Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок» на 2015- 2020г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №538 «Домовенок»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

В соответствии с ФГОС ДО программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы платной услуги «Занимательная математика»  направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников осуществляется в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создает условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, лучше ориентироваться в современном социуме.

         Актуальность  программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования.

Обучение от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года.  Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы.

На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом,  создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят  творческий характер.

Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.

Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.

Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. Систематическое овладение нетрадиционными техниками рисования обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственное, физическое).

Программа, в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя три основных раздела, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовательных отношений:        

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание и включает перспективный план.

Организационный раздел устанавливает механизм реализации компонентов Программы.

  1. Цель и задачи реализации Программы.

Программа по дополнительной платной услуге составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которой утверждены основные цели, задачи и принципы.

Данная Программа решает основную цель ФГОС ДО - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Основными задачами реализации программы являются:

  • Формировать у воспитанников дошкольного возраста художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
  • Развивать и совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
  • Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник..

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

  • Само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Основными участниками реализации программы дополнительной платной услуги являются воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста.

Программа реализуется на государственном языке согласно ст.14 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей.

Старший дошкольный возраст (От 5-7 лет).

Дети проявляют высокую познавательную активность.  Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками.  Их речевые контакты становятся все более длительными и активными.  Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий.  В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.  Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.  Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.  При распределении    ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией   ролевого поведения.  Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».  В игре дети часто пытаются контролировать друг друга -  указывают, как должен  вести  себя  тот  или  иной  персонаж.

Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах,  интонации  голоса.  Проявляет интерес к поступкам сверстников.

В трудовой деятельности освоенные ранее виды детскоготруда  выполняются  качественно, быстро,  осознанно.  Активно  развиваются  планирование  и  само оценивание  трудовой  деятельности.

Познавательное и речевое  развитие

      Общение  детей  выражается  в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Продолжает  совершенствоваться  речь,  в  том  числе ее  звуковая  сторона.  Дети могут  правильно  воспроизводить  шипящие,  свистящие и  сонорные  звуки.  Развивается  фонематический  слух,  интонационная  выразительность  речи  при  чтении  стихов  в  сюжетно-ролевой  игре  и в  повседневной  жизни. Совершенствуется  грамматический  строй  речи.  Дети  используют  все  части  речи,  активно  занимаются  словотворчеством.  Богаче  становится  лексика:  активно  используются синонимы  и  антонимы.  Развивается  связная речь:  дети  могут  пересказывать,  рассказывать  по  картинке,  передавая  не  только  главное,  но  и  детали.

В  познавательной  деятельности  продолжает  совершенствоваться  восприятие  цвета,  формы  и  величины,  строения  предметов;  представления  детей  систематизируются. Дети  называют  не только  основные  цвета  и  их  оттенки,  но  и  промежуточные  цветовые  оттенки;  форму  прямоугольников, овалов, треугольников. К  6-ти  годам  дети  легко  выстраивают  в  ряд – по  возрастанию  или  убыванию – до  десяти  предметов  разных  по  величине.  Однако  дошкольники  испытывают трудности  при  анализе пространственного  положения  объектов,  если  сталкиваются  с  несоответствием  формы  и  их пространственного  расположения.   В  старшем  дошкольном  возрасте  продолжает  развиваться  образное  мышление.  Дети  способны  не  только  решить  задачу  в  наглядном  плане,  но  и  совершить  преобразования  объекта.  Продолжают  совершенствоваться  обобщения,  что  является  основой  словесно-логического  мышления.  5-6  лет  -  это  возраст  творческого  воображения.  Дети  самостоятельно  могут  сочинить  оригинальные  правдоподобные  истории.  Наблюдается  переход  от  непроизвольного  к  произвольному  вниманию.

Конструирование  характеризуется   умением  анализировать  условия,  в  которых  протекает  эта  деятельность.  Дети  используют и  называют  различные  детали  деревянного  конструктора.  Могут  заменять  детали  постройки  в  зависимости  от  имеющегося  материала.  Овладевают  обобщенным  способом  обследования  образца.  Конструктивная  деятельность  может  осуществляться  на  основе  схемы,  по  замыслу  и по  условиям.  Дети  могут  конструировать  из бумаги,  складывая  ее  в  несколько  раз (2,4,6 сгибов);  из  природного   материала.

Художественно-эстетическое  развитие

       В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке    детям  не  представляется  трудности  создать  более  сложное  по  форме  изображение.   Дети  успешно  справляются  с  вырезыванием  предметов  прямоугольной  и  круглой  формы  разных  пропорций.

Старших  дошкольников  отличает  яркая  эмоциональная  реакция на  музыку.  Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация  музыкального  восприятия.  Дошкольники  могут  петь  без  напряжения,  плавно,  отчетливо  произнося  слова;  свободно  выполняют  танцевальные  движения:  полуприседания с  выставлением  ноги  на пятку,  поочередное  выбрасывание  ног  вперед в  прыжке  и  т.д.  Могут  импровизировать,  сочинять  мелодию  на  заданную  тему. Формируются  первоначальные  представления  о жанрах  и видах  музыки.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы  представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоениявсех компонентов, составляющих содержательную основупрограммы:

  • Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
  • Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
  • Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

В начале обучающего периода проводится  мониторинг, с целью выявления навыков и способностей детей дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговыймониторинг.

2.Содержательный раздел.

2.1. Методы и приемы поэтапного развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста  средствами  нетрадиционных техник рисования.

На первым этапе.  Проводится работа по ознакомлению с  простейшими  нетрадиционными  художественно – графическими  техниками, доступными для выполнения детьми:  Оттиск  пробкой,  поролоном,пенопластом, мятой бумагой, тычок  жесткой  полусухой  кистью.

         Рисование пальчиками, ладошками.

Данная работа проводилась на специально – организованных  занятиях.  При  проведении  первых  ознакомительных  занятий с нетрадиционными техниками рисования  использовала   предметное  рисование, т.к. развитие  какой-либо  сюжетной  линии  здесь  не  играет  главной   роли -    здесь важно дать понять детям    сам  принцип  рисования  в  той  или  иной  технике,   научить  свободно  действовать  с  необходимым  материалом.    

Тематика  рисунков,  на  этом  этапе,  предлагается  самим  взрослым.

На  данном этапе,  (в  свободное  от  занятий  время,  в  индивидуальной  работе,  либо  непосредственно  перед  занятием),  мною    используются игры и  тренинговые   упражнения. Данные  упражнения позволяют  развивать   пластику,  снимают  мышечные  зажимы,  дают  ребенку  ощущение  свободы  и  радости,  способствуют  игровой  инициативе,  стимулируют  моторное  и  эмоциональное  самовыражение.

        Так, например, при  проведении  игрового упражнения  «Смешной рисунок»  детям предлагается  повторить  за  ведущим  рисунок, который  тот  рисует  в воздухе  кисточкой или пальцем  и  отобразить  его  на  листе  бумаги.

       Для  того  чтобы  у  детей  повышался   интерес  к    рисованию, закреплялись  умения  использовать  нетрадиционные  техники рисования, полученные на занятиях  в свободной изобразительной деятельности,  создаю условия для  самостоятельного   экспериментирования  с  новым ИЗО материалом,  обогащая    предметно-развивающую  среду  ИЗО – уголка многообразием изобразительного материала, необходимого для работы в нетрадиционной технике: (трафаретами,  печатями  из  пробки,  ластика,  поролона,  пенопласта,  палочками  для  процарапывания, ватными палочками,   штемпельными  подушечками,  свечами и др.)

Так  же   предметно – развивающую   среду  группы  пополнила  альбомами  «насмотренности»,  дидактическими  играми.

Учитывая наглядно – образное мышление детей старшего дошкольного возраста использую в  работе  по развитию изобразительных навыков   метод моделирования. Мною  на данном этапе используются  модели  поэтапного  изображения  предметов,   которые находятся в ИЗО уголке и являются  своеобразной подсказкой для детей  при  рисовании.  

  После  того,  как  дети  овладели  несложными приемами  рисования  в  различных  нетрадиционных  техниках,  на  втором  этапе   мною    используется  сочетание  нетрадиционных  и  традиционных  техник  рисования.Например:  изобразив  какое-либо  животное,  дети  могут  взять  на  выбор  любой  изобразительный  материал,  и  с  помощью  дорисовки  дополнить  это изображение   до  осмысленного  целого,  выстраивая  несложную  сюжетную  линию.  

              Музыка,  художественное  слово,  изобразительное  искусство – источник  особой  детской  радости  в  дошкольном  возрасте.  Именно  поэтому,  на  втором  этапе,   я     использовала  комплексные  занятия,  с  использованием  музыкального  сопровождения,  художественного  слова .  

Кроме  этого,  независимо  от  тематики  занятия,  его  организации,  наряду  с  прослушиванием  музыкальных  произведений,  творческая  изобразительная  деятельность   включает  в  себя  упражнения  из  пальчиковой  речедвигательной  разминки.

  Дидактические  игры,  как  известно,  способствуют   умственному,  эстетическому  и  нравственному  воспитанию  детей  дошкольного  возраста.  

Если дидактическая  игра  включена  в  процесс  обучения  изобразительной  деятельности,  то  она  совершенствует  его.    Осуществляя  обучение детей ,  я   использую дидактические  игры, которые организую в совместной деятельности воспитателя с детьми.    Например,  игры  «Веселые  человечки», «Придумай  портрет», «Народные  промыслы», «Контуры», и т.д., которые помогают  детям   в   овладении  определенными   навыками  и  умениями  для  реализации задуманных  идей,    знакомят  детей  с  пейзажем,  натюрмортом, портретом,  архитектурой,  а  так  же  декоративно-прикладным  творчеством.

Использование  в  работе  таких  игр  как: «Одежда  для  куклы», «Цветное  лото»  позволяет   детям  научиться  правильно  сочетать  цвета,  подбирать  необходимые  оттенки.

Детям  очень  нравится  работать   вместе,  поэтому часто  на  занятиях  я  использую  коллективное  творчество.  Такие  работы  могут  создаваться  на  протяжении  2-3 занятий, либо  основное содержание  выполняется  на  занятии,  а  затем  в  свободное  время,  композиция  обогащается, расширяется,  дополняется.  В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершению  работы  ребята радуются результатом совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их.  При создании коллективной работы каждый ребенок выполняет свою часть изображения, как отдельную,  законченную, а затем все рисунки, объединяются  в  общую  работу.

    В процессе реализации    второго этапа   детям предлагается  рисование по замыслу, что позволяет ребенку проявлять творчество при отражении своих впечатлений  в процессе создания рисунка с использованием изученных нетрадиционных техник, их комбинировании с  традиционными.

         На третьем    этапеОбучаем детей    правильному  и  рациональному  использованию  нескольких  нетрадиционных  техник  в  сочетании  с  традиционными  техниками.  Так,  например,  рисование  в  технике граттаж,  лучше  использовать  самостоятельно,  а  рисование  по  мокрому  слою  бумаги  хорошо  сочетается  со  многими  другими  техниками (рисование пальчиками, ватными палочками, кляксография  и  т.д.).

Если  на  предыдущем  этапе  темы  для  рисования     предлагались   мною,  то  сейчас  я  делаю  упор  на  самостоятельное  возникновение,  развитие,  осознание,  оформление  замысла  у  детей.

 На  последнем  этапе  мы  с  детьми  закрепляем  умения  создавать сюжетную   многоплановую композицию.  Обучая  детей правильному композиционному построению,    

использую     дидактическое пособие  «Удивительная  картинка»,  «Дальше - ближе». Пособие  позволяет наглядно продемонстрировать детям  многоплановость изображения, показать  как изменяется величина предмета,  прорисовка его деталей   в зависимости от его удаленности  от первого плана.            В своей  работе  стараюсь  воспитывать  в  детях  умение  доводить  начатое  дело  до  конца,  добиваться  нужного  результата.     Для  этого  мы  в  изобразительном  уголке  отвели   место  для  хранения  рисунков,  которые  будут  накапливаться  в  индивидуальных  папках  у  каждого.  В  любое  свободное  от  занятий  время,  ребенок  может  выбрать  из  своей  папки  нужный  ему  рисунок  и  дорисовать  его. Возвращение детей к своим работам  поможет  научить   анализировать,  сравнивать результаты  своей  работы  на  начальном  и  конечном  этапе  обучения.

Для сохранения интереса к творческим работам детей, развития творческого воображения, фантазии, я использую          коллективное  сочинение  рассказов,  сказок, позволяющие  обогащать детские замыслы. Рисунки детей, с сочиненными к ним рассказами, сказками подшиваются в единую книгу.


2.2. Перспективный план

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет.

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраст

Задачи:

  1. Формировать художественное творчество.
  2. Формировать и развивать восприятие красоты.
  3. Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования.
  4. Развивать индивидуальный творческий потенциал.
  5. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
  6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Тема

Техника выполнения

Цель

Средства выразительности

Материалы

Октябрь

1

Цветовведения

Техника выполнения

Познокомить с цветами которые относятся к тёплой и холодной части спектра.Познокомить со способом получения

Сретство вырозительности

Акварель  гуаш  бумага для рисования

2.

Весёлые уроки карандаша

.

,

Тема

Техника выполнения

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветовосприятие

Ноябрь

1

В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов.

Работа на палитре

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее.

Развивать фантазию.

Акварель, гуашь, трафарет петушка, бумага для рисования,

3

4

Радуга-дуга

Рисование ребром ладошки

Декабрь

1

Портрет зимы

Восковые мелки + акварель

Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер

2

Черный маркер + акварель

3

Елочка

Оттиск поролоном

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Закрепить холодные  цвета

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона

4

Снеговик

Обрывание бумаги

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы

5

Снеговик

Комкание бумаги, скатывание

6

Укрась елочку

Любая

Развивать моторику

Учить работать в коллективе

Закрепить холодные  цвета

Все имеющиеся в наличии

7

8

Зимний пейзаж со снеговиком

Мятая картина

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

Январь

1

Елочные игрушки

Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Фактура, пятно, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки

2

Снег идет

Свеча + акварель

Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество.

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Необычное пятно

(по замыслу)

Кляксография обычная

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

Пятно

Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля)

4

Зимнее дерево

Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой

Пятно

5

Звездная ночь

Набрызг

Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.

Точка, фактура

Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа

6

Дорисуй лес и его обитателей

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

Портрет

Февраль

1

Укрась шарфик

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Вырабатывать у детей силу нажима

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

2

Мой воспитатель

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, точка, штрих

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом, сангина, черный маркер

3

4

Укрась свитер

Тычок жесткой кистью, печать различными печатками

Развитие моторики

Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага

5

Галстук для папы

Печать по трафарету

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

6

Мой папа

Сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, точка

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы.

7

Как я вырос за год

Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер

8

Март

1

Открытка для моей мамы

Ладошки, печать по трафарету

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.

Развивать фантазию.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

2

Два клоуна

Обрывание

Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

3

Лицо моей мамы

Рисование макаронами

4

Милой мамочки портрет

Рисование нитками

5

Платье, сарафан для моей мамы

Живопись по – мокрому

Пятно, цвет

Акварель, кисти, бумага

6

Печать-клише

Фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

Анималистический жанр

7

Рисуем мыльными пузырями

Мыльные пузыри

Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение.

Фактура, цвет

Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля

8

Золотая рыбка

Рисование фигурными макаронами

Фактура, объем

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

Апрель

1

Звезды и кометы

Обрывание

Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

2

Петушок

Ладошками

Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки

3

Цыплята

Комкание бумаги или обрывание

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

4

Ежик в лесу

Печать мятой бумагой

5

Осьминожка

Ладошка

6

Курочка

Ладошками, пальчиковая живопись

7

Мышка и карандаш

Мелки + акварель

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти

8

Вылупился из яйца цыпленок

Рисование нитками

Освоить новую технику рисования – рисования нитками

Фактура, цвет

Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Чудо дерево

Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись

Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера

2

Два клоуна

Обрывание

Совершенствование обрывной техники.

Фактура, объем

Альбомные листы, цветная бумага, кисточка

3

Солнышко удивляется

Макароны

Создание аппликативных картин на заданную тему.

Фактура, объем

Макароны, клей, картон

4

Сказочное дерево

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Цвет, объем, фактура

Все имеющиеся в наличии

5

Смешной поросенок

Макароны цветные

Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность.

Фактура, объем

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

6

7

Путаница – перепутаница.

Рисование – фантазирование по замыслу.

Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография).Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, ложечка, разведенная гуашь

8

Иллюстрирование сказка «Три поросенка» (коллективная работа)

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Фактурность окраски, цвет

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведи разных размеров), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом.


Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет.

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формировать художественное творчество.
  2. Формировать и развивать восприятие красоты.
  3. Заложить фундамент эстетических основ.
  4. Развивать индивидуальный творческий потенциал.
  5. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

Тема

Техника

Цель        Цель

Средства выразительности

Материалы        Материалы

Цветоведение

Ноябрь

1

Азбука цветов

Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Веселые уроки карандаша

3

Холодные и теплые картины

4

Летний луг, который я видел летом

Мелки + акварель

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти.

Декабрь

1

Листья на ветру

Графический граттаж

Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белогограттажа. Учить передавать настроение ветра с помощью графики. Упражнять в использовании средств выразительности.

Линия, штрих.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами

2

Кораблик в море

Живопись по – мокрому, акварельные мелки

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Цвет, пятно, фактура, точка

Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти

3

Лесные тропинки

Мятая бумага, обрывание

Гелевая ручка, цветные карандаши, скомканная бумага, газетные листы, гуашь

4

5

Ночь в лесу

Обрывание, напыление

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания.

Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага

6

7

Новогодняя елочка

Любая

8

Кто живет в зимнем лесу

Мятая бумага, напыление, пальчиковая живопись

Январь

1

Снеговик во дворе

Мятая картина

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Цвет, фактура

Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей

2

3

Узоры Деда Мороза

Свеча, граттаж, процарапывание

Фактура, линия, цвет

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти, палочки для процарапывания

4

5

Волшебные узоры

Выдувание из пятна

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага

6

Зимняя картина

Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

Портрет

Февраль

1

Азбука настроений

Работа по схемам

Акварель + восковые мелки

Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь

2

Дед Мороз идет по лесу

Обрывание, напыление

3

Мой портрет

Черно-белый граттаж

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, точка, штрих

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы.

4

Я рисую своего папу

Мятая бумага, обрывание

Цвет, фактура, объем

Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти

5

Платье для принцессы

Тычкование ватными палочками

Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность.

Цвет, фактура, объем

Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках, трафареты.

6

Лесовичок

Тычок жесткой кистью

Фактура, цвет

7

Одежда для моего папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

8

Мой друг

Любая

Март

1

Моя мама

Сангина

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты

2

Мой воспитатель

Графические средства, сангина

3

4

Гриб - боровик

Любая

5

Автопортрет

Работа по трафарету

6

Мой друг карандаш

Любая

Все имеющиеся в наличии.

7

Я модельер

Свеча + акварель

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

8

Любая

Все имеющиеся в наличии

Анималистика

Апрель

1

Пингвины на льдине

Ладошка

Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, цвет, фантастический силуэт

Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги

2

Снег – мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

3

Я рисую пушистика и колючую голову

Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой

Фактурность окраски, цвет

4

Птицы прилетают с юга

Кляксография

Пятно

5

Паук-крестовик

Обрывание

Совершенствовать  умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями

Фактурность, цвет

Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель.

6

Стрекоза

Тычкование

7

Дружная семейка (совы) на ветке

Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями

8

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Зеленый лягушонок в зеленой траве

Напыление красками разными по оттенку

Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Фактура, точка, цвет, пятно

Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

2

Волшебная карета

Печать по трафарету, ладошки, пальчиковая живопись

3

4

Шапка-невидимка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

5

Иллюстрируем сказку «Три медведя»

По выбору детей

6

Кот Мурлыка

Напыление, выкладывание рисом

Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации

7

Чунга–чанга

(коллективная работа)

Обрывание, пальчиковая живопись

Фактура, цвет, пятно

Бумага для рисования, бумага для обрывания,  гуашь, клей, эскизы, иллюстрации

8

Ладошки, мятая картина, печать

Бумага для рисования, скомканная бумага, кисти, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации


3. Организационный раздел.

        3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченностьметодическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально - техническоеобеспечениеПрограммысоответствуеттребованиямСанПиН, ФГОС ДО  Дляреализации программы,предусмотрен оборудованный кабинет.

Методическое обеспечение.

  • Нетрадиционные техники:
  • Монотипия;
  • Отпечатывание;
  • Печать-клише;
  • Смешивание красок;
  • Линогравюры;
  • Набрызг;
  • Граттаж;
  • Пальчиковая живопись;
  • Кляксография;
  • Объемная аппликация, коллаж;
  • Бумажная пластика;
  • Рисование макаронами и т.д.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • кисти;
  • клей,
  • тушь;
  • подставки под кисти;
  • альбомы;
  • цветная бумага;
  • пластилин.

3.2 Учебно-тематический план

Работа дополнительной платной услуги: развитие у детей художественных способностей   «Капелька»  осуществляется под руководством педагога,   в форме игровыхзанятий. Учебный тематический план включает оптимальную нагрузку в соответствии с возрастом детей. Нагрузка установлена в соответствии с нормами СанПиН.

Учебный план

дополнительной платной услуги

по развитию художественных  способностей

  «Капелька»

Количество         детей.

Количество занятий в неделю.

Количество занятий в месяц.

Количество минут в неделю.

Количество минут в месяц.

        10

         2

         8

        60

       240

3.3. График посещения ДПУ:

Группа

Дни недели

Время

«Умелые ручки» 1

Вторник, Четверг

17.30-18.00

Литература:

  1. Богатеев З.А. «Чудесные  поделки из бумаги» изд. «Просвещение»
  2. Никологорская О. Основы художественного ремесла «Волшебные краски» изд. «АСТ – пресс»
  3. Комарова Г.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»
  4. Регицкая Е.Г., Сошина Е.А. «Развитие творческого воображения» изд. «ВЛАДОС»
  5. Нищева Н.В. «Разноцветные краски» изд. «Детство – пресс».
  6. Григорьева Г.В. «Игровые приемы в обучении дошкольников Изобразительной деятельности» изд. «Просвещение».
  7. Косминская, Н.Б.Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., изд. «Просвещение».
  8. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., изд. «Просвещение».
  9. Михейшина М.  Уроки рисования. Минск. Изд. В.М.Скакун.
  10. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки»,2007г.
  11. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь. М., изд. «Мозаика – синтез»
  12. Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по ИЗО № 1,2,3. Москва, изд. «Дом педагогики».
  13. Марысаев В. Рисование Практика. Раб.тетрадь. Москва. Изд. «Айрис пресс».
  14. Сахарова О.М. Я учусь рисовать. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».
  15. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».
  16. Я учусь рисовать. Животные.
  17. Я учусь рисовать. Рисуем героев русских сказок.
  18. Школа рисования. Рисуем человека. Изд. «Оникс»
  19. Творческая тетрадь к учебнику  «Изобразительное искусство», Москва, изд. «Просвещение».
  20. Ж. «Эскиз»
  21. Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-97, № 2-02, № 2-04,  « 2-05,  № 2-06, № 10-2000
  22. Ж. «Ребенок в детском саду» № 3,4 – 02,  № 4 – 03.
  23. Е.Иванов. Я учусь рисовать  М.: ГАРТ, 1994
  24. П. Корчмарош. Я научу вас рисовать. М.: Русланд, 1993

Приложение

Игры для развития воображения и художественных способностей.

Рисуем по кругу

Для игры вам понадобятся бумага, цветные карандаши.

Ход игры. Участники садятся в круг. Каждый выбирает карандаш любого цвета, но лучше, чтобы цвета не повторялись. У водящего — простой карандаш. Он рисует квадрат и передает лист одному из игроков. Тот должен дорисовать какую-нибудь деталь, чтобы геометрическая фигура стала каким-то предметом, например крышу, тогда это будет дом. Желательно, чтобы цвет дорисованных деталей соответствовал реальному (не стоит рисовать красную траву или фиолетовое небо). Дорисовав деталь, игрок передает листок дальше.

Тем временем водящий на следующем листе рисует новую фигуру и передает по кругу в другую сторону.

После игры можно сравнить рисунки, устроив «выставку».

 

Заводные игрушки

Выбирается водящий — покупатель. Остальные участники игры — заводные куклы. Они выстраиваются в ряд. Водящий подходит и говорит: «Подхожу я к магазину и смотрю в его витрину. Выбираю, покупаю заводного...» — тут он называет любую игрушку или другой предмет, например медвежонка. Игроки немедленно принимают позу названной игрушки.

Водящий подходит к одному из них и «включает», к примеру, нажав на пуговицу. Ребенок изображает игрушку в движении так, как он ее себе представляет. Потом его «выключают» и смотрят следующую «игрушку». Когда все игроки показали свой вариант названного предмета, водящий выбирает, какой из них понравился ему больше всего. Он указывает на него со словами: «Покупаю что хочу, сколько надо заплачу». Указанный игрок занимает его место, а водящий становится в «витрину».

Примечание. Водящий может «включать игрушки» по одной, по две или все сразу.

 

Зоопарк

Для игры вам понадобятся картинки с изображениями животных.

Ход игрыВыбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники наугад берут по одной картинке. Они будут жестами изображать животное, изображение которого им досталось. Причем дети не должны издавать звуков. Входит водящий и пытается угадать, кто кого показывает. Если он правильно назовет всех животных, то первый игрок, животное которого угадал водящий, занимает его место. Если водящий не может сказать, какое животное изображает игрок, или ошибается, то он остается водящим.

Примечание. На каждый новый тур игроки заново выбирают карточки, так чтобы каждый из них попробовал изобразить всех животных.

 

Кем быть?

Для игры вам понадобятся карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные игроки вытягивают карточки и без слов, пантомимой, изображают человека на картинке за работой. Задача водящего — угадать, какую профессию показывает каждый из игроков. Если он называет все верно, то первый из названных занимает его место. Если же он ошибается или не знает, что ответить, то остается водящим на следующую игру.

Примечание. Каждый раз игроки должны изображать новую профессию, не повторяясь.

 

Небывалый зверь

Для игры вам понадобится лист бумаги, поделенный на три части пунктиром, карандаши.

Ход игры. Игрок получает лист бумаги и рисует в первой трети его голову животного. Во второй трети он намечает двумя точками, откуда продолжать рисовать контуры зверя. Потом загибает по пунктирной линии свой рисунок так, чтобы его не было видно. Второй игрок рисует во второй четверти продолжение животного — туловище и передние ноги. Потом намечает границы его тела в третьей части листа и тоже загибает свой рисунок. Третий игрок дорисовывает задние ноги и хвост.

Получившемуся забавному зверю можно дать имя и придумать историю — где живут эти существа и почему они такие необычные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-7 лет)

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошколь...

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

Программа по дополнительной платной услуге «Капелька», разработана на основе Программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,2007г....

Дополнительная образовательная программа образовательной услуги «Проведение занятий по развитию художественных - творческих способностей у детей: «Пластилиновая страна» на 2020-2021 учебный год

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необ...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика»  для детей 3х – 4х лет...