Картотека игр на формирование и развитие пространственно-временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
картотека по психологии (средняя группа)

Баранникова Елена Николаевна

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственно-временных представлений. Формирование временных представлений и освоение окружающего пространства помогает ребенку сформировать для себя целостную картину мира и понять свое в нем место. Процесс этот сложный и многоступенчатый, в результате которого формируются мышление, память, внимание, речь,  умение устанавливать межанализаторные связей, чувство ритма, слухо-зрительно-моторная координация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр                                                                                                                          на умение ориентироваться в пространстве                                                              для детей среднего дошкольного возраста



Составила:                                                                                                               Баранникова Е.Н.,                                                                                                          педагог-психолог МБДОУ № 314                                                                                                    г. Ростов-на-Дону

Кто внимательный.

Цель. Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.

Оборудование. Наборы строителя по количеству детей.

Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами).

1-й вариант. Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы педагог сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. Педагог дает оценку выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».

2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию.

 Внизу - наверху. 

Цель. Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.

Оборудование. Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.

Ход игры.

1-й вариант. Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.

2-й вариант. Игра проводится с куклами.

Положи верно. 

Цель. Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, подражание.

Оборудование. Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики), мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.

Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).

Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.

Сделай картинку.

Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под. Оборудование. Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.

Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д. - Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).

Передай мяч назад.

Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета – тело); употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху».

 Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

Рассели жильцов.

Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».

Оборудование. Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей.

Ход игры: Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом. (На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить. Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом». «Ежик будет жить справа». Один из детей помещает ежика в окно справа. Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где живет лягушка?» и т. д. Для игры «Рассели жильцов» можно использовать мягкий конструктор. он хорош тем, что первоначально сам домик для животных можно сконструировать совместно с детьми, а затем уже «заселять в него жильцов».

«Аист»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Ход игры: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

«Динамические картинки»

Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Оборудование: Магнитная доска, изображение ёлки, берёзки, гриба, кустика, зайца, белки, вороны, ежа, домика.

Ход игры: На магнитной доске выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввод детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по заданию:

Например: - Берёзка справа от ёлки.

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.


«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) 

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Где правая, где левая?»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе

«Как растут овощи»

Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.


«На, над, под»

Цель: Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

Оборудование: Изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.

Ход игры: Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.


«Сделай так, как я скажу»

Цель: Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики.

Оборудование: У детей геометрические фигуры и лист бумаги, у воспитателя такие же фигуры, но большего размера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил все фигуры.

«Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения, образного мышления, пополнению словарного запаса.

Оборудование: Зайчонок, кукла, мышонок, мяч.

Ход игры: Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы.

Играющий выбирается с помощью считалки:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Затем воспитатель говорит: — Направо пойдешь — куклу найдешь; налево пойдешь — зайчонка найдешь; вперед пойдешь — мышонка найдешь; назад пойдешь — мячик найдешь. Куда ты пойдешь? Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где ее нашёл. Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.





Предварительный просмотр:

 

Картотека игр для

развития временных представлений

детей среднего дошкольного возраста

   

 

 

Составила:                                                                                                               Баранникова Е.Н.,                                                                                                          педагог-психолог МБДОУ № 314                                                                                                    г. Ростов-на-Дону

Игры для детей средней группы

Части суток

Детей средней группы  учат определять в первую очередь день и ночь. Затем  утро и потом вечер. Можно начинать знакомить со временем суток используя следующие игровые упражнения:

Игра  «Когда это бывает?»  Детям предлагаются картинки с изображением различных видов деятельности, характерных для каждой части суток. Дети дают названия частей суток, изображённых на картинке.

Рассмотри рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

  Для лучшего запоминания можно предложить  стихи, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия:

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать…     А. Барто

Наступила ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра.

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

                       Н. Воронько

Встала − прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась.

                            С. Баруздин

           Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых,  как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!»− говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром».  Кроме того,  для утра и ночи  характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон). Различение и называние дня и вечера,  как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова. К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток).  Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом − для вечера, зимой − для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым  употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер!  Вечером мы пойдём в гости….»

Беседа Последовательность,  сменяемость суток

Стенд " Части суток" . Изучаем утро-день-вечер-ночь.

Примерные вопросы к беседе:

- Работает ли  кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

- Что дети делают ночью дома?

- Что они делают утром дома, когда встанут?

- Что делают утром родители?

- Что делают днём дети?

- Что делают днём родители? И т. д.

      После того, как дети научились определять части суток по разнообразной  деятельности,  их внимание необходимо сосредоточить на объективные показатели,  символизирующие время (положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба и т. д.) Можно использовать модели (утро − розовый квадратик, день − жёлтый, вечер − серый, ночь − чёрный).

Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку».  

Необходимый материал – картинки, изображающие части суток: утро, день, вечер, ночь.

Педагог: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом?  Или

 Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

Игра «Назови словечко». 

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

- Мы умываемся утром, а ложимся спать −…

- Мы спим ночью, а просыпаемся −…

Игра  «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Дети  отправляются  в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы)  делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

Игра  «Когда это бывает?» 

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ  ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро − розовая, день − жёлтая, вечер − серая, ночь − чёрная.

«Какое время суток»

Воспитатель читает стихотворение, дети показывают соответствующую карточку-модель и называют соответствующее время суток.

Над рекой заря встает,                        

На дворе петух поет.                            

Умываются котята,                            

Просыпаются ребята. (Утро)            

Солнце в небе высоко,

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.   (День)

Солнце красное зашло.                      

Белка прячется в дупло.                        

Дрема в гости к нам идет,                    

Сказку он с собой ведет. (Вечер)          

В небе звездочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках

Ну а мы – в своих кроватках. (Ночь)

На лугу цветы проснулись,                

Мы в кроватках потянулись.  (утро)                                            

Молоко лакает кот,

Нас на кухне ждет компот. (День)

Стали птицы тише петь,                    

Сели мы кино смотреть. (Вечер)                                                          

За стеной шуршат мышата,

Спят игрушки и ребята. (Ночь)

«Что следует зачем?»

1 вариант: Дети раскладывают карточки-модели «Части суток» по порядку.

2 вариант: Дети раскладывают картинки, изображающие прием пищи по порядку в соответствии с последовательностью частей суток.

3 вариант: Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопросы (например: «Утро. А за ним?»). Поймавший отвечает на него («День») и бросает мяч воспитателю. Варианты вопросов:

- Ночь, что за нею?

- Что делают дети утром?

Что делают дети вечером? И т.д.

   

«Когда это бывает?»

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток.

Воспитатель предлагает рассмотреть их, затем называет определенное время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: розовый – утро, голубой – день, серый – вечер, черный – ночь.

«Живые части сутки»

4 ребенка берут по 1 карточке-модели и по сигналу выстраиваются по порядку. Остальные дети задают им вопросы, дают команды:

- день, хлопни в ладоши 5 раз.

- день, расскажи что делают люди в твое время суток?

- день, какая часть суток идет перед тобой?

- и т.д.

«Не ошибись»

Воспитатель называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают в это время);

«Назови пропущенное слово»

Идем в детский сад – утром, а из садика - …;

Завтракаем – утром, а ужинаем…

       

Время года

  Со временем  года можно знакомить детей  уже с младшей группы. Начинают с определения и поиска 2х времен года: зимы и лета. В средней группе знакомят с 4 временами года.

 С этой целью используются наблюдения на прогулке, рассматривание различных иллюстраций, чтение  стихов, рассказов, сказок.

     -Когда это бывает? Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные?

                           

                                        Лето                                                                                   Осень

                           

                                   Зима                                                                                       Весна

Игра «Когда это бывает?»  Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы различные времена года.  Воспитатель называет одно из времён года, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют свой выбор.

Игра «Разложи картинки по порядку». На столе 4 картинки с изображением времён года.  Детям предлагается разложить все картинки по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Интерактивная игра по развитию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "Собери корзинки"

Дидактическая игра«Собери корзины»(интерактивная)Цель: закрепление геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)  и цветов (красный, зеленый и синий). Ход игрыВоспитатель пре...

Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".

Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...

ПРОЕКТ-Использование блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы и синтезировались элементы познав...

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднегот возраста, разработана мной с учетом темы недели календарного плана....