Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.
консультация по психологии (средняя группа)
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лафатер.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дети с ТНР - это особая категория детей с особенностями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Чаше всего особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи в каждом отдельном случае, по-разному, но обязательно имеют влияние на психическую деятельность ребенка, и чаще всего проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, коммуникативной сфере, способности к контролю и программированию своего поведения, ориентированию в пространстве, листе и своем теле и т.д.
Особенности развития восприятия:
- Слуховое восприятие выражается в слабости - фонематического слуха, низкая активность припоминания.
- Зрительное восприятие в бедности и недеференцированности зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
- Пространственное восприятие в нарушениях ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Схеме своего и чужого тела.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. ОНР чаще всего характеризуется основными препятствиями в овладении грамотным чтением и письмом.
Важным условием для обучения детей грамоте является развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.
Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Особенности развития памяти:
Отмечается значительное снижение продуктивности запоминания:
-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
-неустойчивость
-трудности переключения и распределения
-трудности в планировании и контроле своих действий
-трудности сосредоточения на вербальном материале
Например, дети с дизартрией вследствие повышенной возбудимости и неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
- Эмоциональная незрелость
-Трудности произвольного поведения
-Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
-Заниженная самооценка (не всегда).
-Повышенная обидчивость, ранимость
-Тревожность
-Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.
Так у детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа.
Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.
Родителям детей с ТНР рекомендуется:
- Грамотно составлять день ребенка (соблюдать постоянный режим дня)
- Дозировать нагрузку (Основная мыслительная и эмоциональная нагрузка должна быть в первой половине дня)
- Минимизировать экранное время ребенка ( 15мин – 1 час в день в зависимости от возраста и эмоциональных реакций ребенка. Чем более эмоционален ребенок, тем меньше ему показаны такие виды активности, либо избегать ее вообще).
- Грамотно подбирать физическую активность (Учитывать интерес ребенка. Иногда лучше гулять в парке или на площадке, чем тащить на секцию, через протест ребенка).
- Регулярно посещать помогающих специалистов (неврологи, остеопаты и пр.)
- Уделять достаточное внимание качественному отдыху ( Не перегружать развлечениями, аниматорами, игровыми комнатами – чаще всего ребенок перевозбуждается и переутомляется от такой активности).
- Родителю также важно быть самому в ресурсе и иметь возможности для собственного отдыха, чтобы помочь ребенку с ТНР преодолеть временные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_tnr_psi_osobenosti.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лафатер.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дети с ТНР - это особая категория детей с особенностями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Чаше всего особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи в каждом отдельном случае, по-разному, но обязательно имеют влияние на психическую деятельность ребенка, и чаще всего проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, коммуникативной сфере, способности к контролю и программированию своего поведения, ориентированию в пространстве, листе и своем теле и т.д.
Особенности развития восприятия:
- Слуховое восприятие выражается в слабости - фонематического слуха, низкая активность припоминания.
- Зрительное восприятие в бедности и недеференцированности зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
- Пространственное восприятие в нарушениях ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Схеме своего и чужого тела.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. ОНР чаще всего характеризуется основными препятствиями в овладении грамотным чтением и письмом.
Важным условием для обучения детей грамоте является развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.
Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Особенности развития памяти:
Отмечается значительное снижение продуктивности запоминания:
-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
-неустойчивость
-трудности переключения и распределения
-трудности в планировании и контроле своих действий
-трудности сосредоточения на вербальном материале
Например, дети с дизартрией вследствие повышенной возбудимости и неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
- Эмоциональная незрелость
-Трудности произвольного поведения
-Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
-Заниженная самооценка (не всегда).
-Повышенная обидчивость, ранимость
-Тревожность
-Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.
Так у детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа.
Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.
Родителям детей с ТНР рекомендуется:
- Грамотно составлять день ребенка (соблюдать постоянный режим дня)
- Дозировать нагрузку (Основная мыслительная и эмоциональная нагрузка должна быть в первой половине дня)
- Минимизировать экранное время ребенка ( 15мин – 1 час в день в зависимости от возраста и эмоциональных реакций ребенка. Чем более эмоционален ребенок, тем меньше ему показаны такие виды активности, либо избегать ее вообще).
- Грамотно подбирать физическую активность (Учитывать интерес ребенка. Иногда лучше гулять в парке или на площадке, чем тащить на секцию, через протест ребенка).
- Регулярно посещать помогающих специалистов (неврологи, остеопаты и пр.)
- Уделять достаточное внимание качественному отдыху ( Не перегружать развлечениями, аниматорами, игровыми комнатами – чаще всего ребенок перевозбуждается и переутомляется от такой активности).
- Родителю также важно быть самому в ресурсе и иметь возможности для собственного отдыха, чтобы помочь ребенку с ТНР преодолеть временные трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...
Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В презентации описаны психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...
Особенности детей с тяжелым нарушением речи
Личностные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи...
Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.
В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....
Психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи
В материале приводятся основные особенности развития высших психических функций детей с ТНР и даны рекомендации для родителей по этой теме....
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...