Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.
консультация по психологии (средняя группа)

Максакова Дарья Константиновна

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер.

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Дети с ТНР - это особая категория детей с особенностями  в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Чаше всего особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи в каждом отдельном случае, по-разному, но обязательно имеют влияние на психическую деятельность ребенка, и чаще всего проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, коммуникативной сфере, способности к контролю и программированию своего поведения, ориентированию в пространстве, листе и своем теле и т.д.

Особенности развития восприятия:

- Слуховое восприятие выражается в слабости  - фонематического слуха, низкая активность припоминания.

- Зрительное восприятие  в бедности и недеференцированности  зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.

 - Пространственное восприятие в нарушениях ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Схеме своего и чужого тела.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. ОНР  чаще всего характеризуется основными  препятствиями в овладении грамотным чтением и письмом.

Важным  условием для обучения детей грамоте является  развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.

Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.

Особенности развития памяти:

Отмечается значительное снижение продуктивности запоминания:

 -Характерно долгое запоминание и быстрое забывание

-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы

-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)

-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания

Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с ТНР:

 -неустойчивость

-трудности переключения и распределения

-трудности в планировании и контроле своих действий

 -трудности сосредоточения на вербальном материале

Например,  дети  с дизартрией вследствие повышенной возбудимости  и  неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.

Особенности развития мышления:

-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

 -Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.

Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально –волевой сферы:

 - Эмоциональная незрелость

-Трудности произвольного поведения

 -Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению

 -Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)

 -Заниженная самооценка (не всегда).

 -Повышенная обидчивость, ранимость

 -Тревожность

 -Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.

Так у  детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа.

Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Родителям детей с ТНР рекомендуется:

 - Грамотно составлять день ребенка (соблюдать постоянный режим дня)

- Дозировать нагрузку (Основная мыслительная и эмоциональная нагрузка должна быть в первой половине дня)

- Минимизировать экранное время ребенка ( 15мин – 1 час в день в зависимости от возраста и эмоциональных реакций ребенка. Чем более эмоционален ребенок, тем меньше ему показаны такие виды активности, либо избегать ее вообще).

 - Грамотно подбирать физическую активность (Учитывать интерес ребенка. Иногда лучше гулять в парке или на площадке, чем тащить на секцию, через протест ребенка).

 - Регулярно посещать помогающих специалистов (неврологи, остеопаты и пр.)

 - Уделять достаточное внимание качественному отдыху ( Не перегружать развлечениями, аниматорами, игровыми комнатами – чаще всего ребенок перевозбуждается и переутомляется от такой активности).

 - Родителю также важно быть самому в ресурсе и иметь возможности для собственного отдыха, чтобы помочь ребенку с ТНР преодолеть временные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_tnr_psi_osobenosti.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер.

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Дети с ТНР - это особая категория детей с особенностями  в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Чаше всего особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи в каждом отдельном случае, по-разному, но обязательно имеют влияние на психическую деятельность ребенка, и чаще всего проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, коммуникативной сфере, способности к контролю и программированию своего поведения, ориентированию в пространстве, листе и своем теле и т.д.

Особенности развития восприятия: 

- Слуховое восприятие выражается в слабости  - фонематического слуха, низкая активность припоминания.

- Зрительное восприятие  в бедности и недеференцированности  зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.

 - Пространственное восприятие в нарушениях ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Схеме своего и чужого тела.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. ОНР  чаще всего характеризуется основными  препятствиями в овладении грамотным чтением и письмом.

Важным  условием для обучения детей грамоте является  развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.

Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.

Особенности развития памяти: 

Отмечается значительное снижение продуктивности запоминания:

 -Характерно долгое запоминание и быстрое забывание

-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы

-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)

-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания

Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с ТНР:

 -неустойчивость

-трудности переключения и распределения

-трудности в планировании и контроле своих действий

 -трудности сосредоточения на вербальном материале

Например,  дети  с дизартрией вследствие повышенной возбудимости  и  неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.

Особенности развития мышления:

-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

 -Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.

Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально –волевой сферы:

 - Эмоциональная незрелость

-Трудности произвольного поведения

 -Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению

 -Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)

 -Заниженная самооценка (не всегда).

 -Повышенная обидчивость, ранимость

 -Тревожность

 -Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.

Так у  детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа.

Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Родителям детей с ТНР рекомендуется:

 - Грамотно составлять день ребенка (соблюдать постоянный режим дня)

- Дозировать нагрузку (Основная мыслительная и эмоциональная нагрузка должна быть в первой половине дня)

- Минимизировать экранное время ребенка ( 15мин – 1 час в день в зависимости от возраста и эмоциональных реакций ребенка. Чем более эмоционален ребенок, тем меньше ему показаны такие виды активности, либо избегать ее вообще).

 - Грамотно подбирать физическую активность (Учитывать интерес ребенка. Иногда лучше гулять в парке или на площадке, чем тащить на секцию, через протест ребенка).

 - Регулярно посещать помогающих специалистов (неврологи, остеопаты и пр.)

 - Уделять достаточное внимание качественному отдыху ( Не перегружать развлечениями, аниматорами, игровыми комнатами – чаще всего ребенок перевозбуждается и переутомляется от такой активности).

 - Родителю также важно быть самому в ресурсе и иметь возможности для собственного отдыха, чтобы помочь ребенку с ТНР преодолеть временные трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...

Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

В презентации  описаны психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...

Особенности детей с тяжелым нарушением речи

Личностные особенности детей с  тяжелыми нарушениями речи...

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.

В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....

Психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи

В материале приводятся основные особенности развития высших психических функций детей с ТНР и даны рекомендации для родителей по этой теме....

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...