Психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья
В материале приводятся основные особенности развития высших психических функций детей с ТНР и даны рекомендации для родителей по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологические особенности детей с ТНР | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
- слухового: нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания;
- зрительного: бедность и недифференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей;
- пространственного: нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Особенности развития памяти:
- отмечается снижение продуктивности запоминания; характерно долгое запоминание и быстрое забывание;
- объём зрительной памяти практически не отличается от нормы;
- объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов);
- относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
Особенности внимания детей:
- неустойчивость;
- трудности переключения и распределения;
- трудности в планировании и контроле своих действий;
- трудности сосредоточения на вербальном материале.
Особенности развития мышления:
- с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
- вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности;
- характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
- эмоциональная незрелость;
-трудности произвольного поведения;
- зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению;
- нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм);
- заниженная самооценка;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- тревожность;
- агрессивное поведение разной степени выраженности.
В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение, но и память, мелкую моторику.
Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание.
Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т. д.
Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения. Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребёнка. Важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи....
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...
Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
Статья посвящена проблеме усвоения письма и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....
Психологические особенности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Дети с нарушениями речи имеют ряд характерных особенностей развития познавательных процессов, личностной и коммуникативной сферы, которые необходимо учитывать педагогам в своей профессиональной деятел...
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации для родителей.Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестава...