Мастер-класс для родителей "Метафорические ассоциативные карты- как инструмент в психологическом консультировании"
методическая разработка по психологии

Ольга Алексеевна Стуруа

В програме идет описание про МАК карты, их применение в психологическом консультировании детей и в зрослых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание обучающего мероприятия!

С радостью приветствуем вас на мастер-классе по работе с метафорическими ассоциативными картами. Метафорические карты (их ещё называют ассоциативными, проективными) – это относительно новый и развивающийся инструмент психологической работы. Психологи используют их в консультировании, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.

Метафорические ассоциативные карты (сокращённо — МАК) — это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами и понять, что делать дальше.

Наши занятия всегда интересные и не повторяются. Наш прекрасный город расположен на берегу Черного моря, что дает возможность не только наслаждаться видами морской природы, но и оздораливаться.

Одной из любимых форм проведения мероприятий -это на берегу моря, легкий ветер, лучи солнца, галечный пляж, все это располагает на продуктивный процесс взаимодействия всех участников.  

Данный обучающие мероприятия проводятся педагогом- психологом МБДОУ д/с №16 «Пчелка» для родителей детей всех возрастных категорий, с целью ознакомления и обучения теоретическим и практическим методам восстановления своих ресурсов, обучение практическим упражнения, которые помогают восстановить внутренний баланс, найти новые ресурсные каналы, научиться взаимодействовать со своими детьми в конфликтный ситуациях. Для родителей, чьи дети в возрасте от 0-3, данные мероприятия помогают, научиться сохранять свое эмоциональное здоровье, релакс и тренинг восстанавливают нервную систему, а метафорические карты как инструмент, как ключик. который помогает открыть «новые двери», новые пути решения тех или иных сложных ситуаций.

Мастер – класс рассчитан на родителей в количестве не более 5 человек. Время проведения обучающего мероприятия составляет 40-60 минут. Программа мастер- класса включает в себя теоретические и практические методы работ с метафорическими картами. По окончании мероприятия проводится рефлексия.

Таким образом после проведения мастер- класса родители приобретают знания и практический опыт, который могут применять в домашних условиях.

ПРОГРАММА

Мастер – класс для родителей

«Метафорические ассоциативные карты – как инструмент в психологическом консультировании»

Цель: учить понимать собственные чувства и эмоции, это помогает улучшать умственные способности и память, развития творческого мышления, разрешения конфликтов, развитие социальных навыков, улучшение способностей управлять своим временем, учить навыкам управления стрессом.

Задачи:

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, помощь в выборе адекватных форм и установок в процессе взаимодействия с детьми.
  1. Психологическая помощь взрослым членам семьи в осознании истинных причин детского неблагополучия.
  1. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Участники: педагог – психолог, родители.

Место проведения: песчаный или галечный берег Черного моря.

Оборудования и материалы: ресурсные МАК -«Путеводная звезда», универсальные МАК- «Подсказки вселенной»,  МАК, направленные для проработки внутреннего ребёнка.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать. Наш мастер – класс проходит сегодня на берегу Черного моря. Посмотрите вокруг, вдохните морской воздух, постарайтесь насладиться этим днем, откиньте на время нашего мероприятия все терзания и сомнения, настройтесь только на положительные моменты и окунитесь в мир своих эмоций, чувств, в «мир самого себя».

Теоретическая часть

Сегодня я хочу вас познакомит с новым инструментом, который поможет либо найти ответы на все вопросы, либо направить как дальше действовать, возможно для кого это станет источником вдохновения, эмоционального спокойствия и стабильности.

Метафорические карты (их ещё называют ассоциативными, проективными) – это относительно новый и развивающийся инструмент психологической работы. Психологи используют их в консультировании, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.

Существует несколько видов карт, кратко  познакомлю с ними.

 Универсальные

Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда. Универсальные карты применяют для работы со всевозможными запросами.

Персонифицированные

На персонифицированных картах обычно нарисованы люди, животные и другие образы. Человек видит персонажа, называет его свойства, а потом присваивает их себе. Персонифицированные карты используют для работы с эмоциями, личностными качествами, реакциями человека.

Ресурсные

Название говорит само за себя — эти карты помогают обрести ресурс, уверенность, найти мотивацию. На этих картах могут быть изображены пейзажи, сценки из жизни, абстракции.

Специальные

Это колоды, которые психологи используют для работы с определёнными запросами, например, с травмой, кризисом, проблемами в семье. Рисунки на специальных картах соответствуют направленности запроса.

В основе работы с МАК лежит проективный метод психодиагностики, когда человек проецирует свои внутренние переживания во внешний мир. В отличие от других проективных методик, в процессе которых человеку приходится самому создавать образы (а люди не всегда любят, могут и хотят это делать), работа с МАК обычно не вызывает сопротивления.

Когда человек видит картинку, у него возникают ассоциации. Говоря об этих ассоциациях с терапевтом, психологом, психотерапевтом, человек может обнаружить то, что спрятано глубоко в его подсознании. Каждый видит на картах что-то, что соотносится с его текущим эмоциональным состоянием и потребностями.

Как работать с картами? Работать с картами можно по-разному:

1)«вслепую», когда вы рандомно вытягиваете карту из колоды,

2)«в открытую» — когда берёте карту, которая больше откликается.

В любом случае, перед тем как достать карту, нужно проговорить запрос, с которым обращаетесь. Психолог обычно работает не с одной колодой карт, а использует несколько — в зависимости от запроса и хода консультации.

Если вы захотите самостоятельно проработать какую – либо ситуацию, то лучше всего  использовать универсальные и ресурсные карты. С их помощью тренируют эмоциональный интеллект, учатся распознавать свои и чужие эмоции, находят мотивацию.

Сейчас мы с вами остановимся на инструкции работы с метафорическими картами.

Работать с метафорическими картами довольно просто. Психологическая подготовка будет плюсом, но обойтись можно и без нее. Главное — постараться быть честным с собой.

Вместе с тем карты можно использовать как индивидуально, так и в группе (не только психотерапевтической, но и, например, в компании друзей или родственников).

Если речь идет о психотерапии, то выбор техники зависит от запроса клиента, но чаще всего последовательность действий одна и та же, при использовании МАК можно выбирать как одно изображение, так и несколько — с количеством карт можно экспериментировать.

Как тянуть карты?

  1. В открытую — карты лежат изображением вверх. Таким образом мы сначала обращаемся к нашей сознательной части психики. В этом случае человек чувствует себя в большей безопасности, что важно в начале работы.
  2. Вслепую — карты лежат «рубашкой вверх», и мы не видим изображения на карте. Здесь работа идет в большей степени с нашим бессознательным.

Правила работы с картами, которые не стоит нарушать.

  1. Правило эксклюзивности. Правом интерпретировать карту обладает лишь тот, кто ее вытащил. Но это не означает, что нельзя задавать вопросы.
  2. Правило невмешательства. Человек имеет возможность отказаться от работы с картой и выбрать другую. Но чуть позже, когда он почувствует себя в большей безопасности, он может вернуться к ней и поразмышлять о том, что могло вызвать сопротивление.

Как работать с метафорическими картами?

  1. Сначала человеку нужно ознакомиться с колодой. Для этого, например, можно вытянуть карту, рассмотреть ее, затем сделать то же самое со следующей. На этом этапе достаточно оценить МАК визуально — без рефлексии.
  2. Потом необходимо сформулировать запрос. Можно в вопросительном формате. Например: «Где мне сейчас взять силы?» или «Как я могу повлиять на улучшение отношений?»
  3. После этого надо в открытую выбрать две карты, которые отражают суть проблемы, и проанализировать их. Что изображено? Почему выбор пал именно на эти рисунки? Какие чувства они вызывают?
  4. Затем важно отыскать в открытой колоде две-три карты, которые отражают то, чего хочется добиться, каким будет состояние, когда проблема будет решена, и задать себе те же вопросы, что и в предыдущем пункте.

Даже такая простая техника позволит узнать многое о своих истинных потребностях. Полученная информация даст доступ к новым возможностям: например, опираясь на нее, можно будет прописать план достижения своей цели, а затем в своем темпе следовать ему шаг за шагом.

Практическая часть

Я уверена, что после нашего мастер-класса вы сможете увидеть изменения в своей жизни и стать более уверенными и счастливыми. Каждый из вас сможет принять участие в игре, будьте самим собой и окунитесь в мир собственных эмоций. Вместе мы проведем захватывающее путешествие в мир метафорических ассоциативных карт и откроем вам новые горизонты.

Добро пожаловать на мастер – класс-  метафорические ассоциативные карты.

Для начала, предлагаю устроится поудобнее, расслабиться, наслаждаться процессом. Сегодня мы с вами будем работать в группе.

Перед вами на столе лежат МАК карты универсальные «Подсказки вселенной», ресурсные «Путеводная звезда», МАК для проработки своего внутреннего ребенка. Цель метафорических карт- снять внутреннее напряжение; найти выход из неразрешимых ситуаций; отыскать путь к саморазвитию, личностному росту и прогрессу; побороть неуверенность и непринятие себя; обрести внутреннюю свободу и гармонию.

 В ходе нашего мероприятия мы будем правильно учиться ставить вопросы к картам. Перед тем как вы выберете себе карты, нужно в голове сформулировать вопрос, который у вас вызывает наибольший эмоциональный отклик, он может быть как положительным, так и отрицательным. Затем подумайте об этом вопросе несколько секунд и выберите из предложенных карт три, сегодня карты лежат рубашкой вниз, мы проводим наше обучающее мероприятие в открытую. При выборе не торопитесь, просмотрите глазами все карты и лишь потом выбираете.

Каждую карту положите перед собой в том порядке в котором вы ее взяли, это очень важно, от последовательности будет зависеть постановка следующих вопросов, которые плавно вытекают друг из друга.

Для каждой карты сформулируйте вопрос и затем отвечайте на них. У вас получится диалог с картами. Если вам трудно сформулировать вопрос я могу подсказать в каком направлении идти.

Например, «Что сейчас меня тревожит?», «Как я могу справиться с ситуацией?», «Какие действия сейчас целесообразны?», «Кто со мной рядом, есть ли помощник или я один(одна)?», «Что я хочу вместо этого?», «Как я могу повлиять на ситуацию?», «Как я могу этого достичь?» и так далее.

Еще ,как вариант на каждую карту вопрос

Первая карта «Я сейчас» - посмотрите на карту, расскажите, что изображено, что нравиться, что волнует или вас все устраивает.

Вторая карта «Мои действия» - это ваш инструмент, ваш выбор пути, помощь советами со стороны, принимать их или нет, оставить все как есть или искать новые пути.

Третья карта «Я в будущем»- достигли ли вы того чего хотели, как ваш путь проходил, хотите ли вы что – то менять и так далее.

Заключительная часть

Подводя итоги нашего мастер- класса, важно помнить, что вы все уникальны и индивидуальны, каждый сам находить себе путь решения, правильный он или нет – только вам решать, карты вам помогаю выбрать те координаты, которые проведут вас безопасной дорогой.

 На мастер- классе, я максимально хотела вас научить принимать и чувствовать себя, не бояться показывать свои эмоции и научиться их прорабатывать, принимать окружение свое, принимать своих детей такими какие они есть, научить их справляться с негативом и стрессом, помочь им научиться прорабатывать сои эмоциональные качели. Запомните, вы РОДИТЕЛЬ – он РЕБЕНОК, все что он знает и умеет даете вы ему.

Рефлексия

Уважаемые родители, если вам понравился наш мастер-класс или вы нашли эмоциональные отклик, нарисуйте радость, используя камушки и песок, если же нет, но нарисуйте грусть. Поделитесь, что именно вам понравилось или не понравилось (родители высказываются, делаться своими впечатлениями). Большое спасибо всем! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в на...

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Предлагаемый материал можно использовать как а музыкальных занятиях, так и на выступлениях....

Мастер-класс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов

Теоретический, наглядный и практический материал для педагогов и родителей по изготовлению и применению детских музыкальных инструментов....

Конспект мастер- класса для родителей Тема: «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям.Задачи:1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкаль...

Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК)  как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...

«Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.Знакомство и изуче...

Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога

Метафорические  карты - относительно новый и развивающийся инструмент работы психолога. Их с успехом можно использовать в консультировании , в индивидуальной и групповой работе с детьми и взрослы...