Мастер-класс для родителей "Метафорические ассоциативные карты- как инструмент в психологическом консультировании"
методическая разработка по психологии
В програме идет описание про МАК карты, их применение в психологическом консультировании детей и в зрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАК -карты - как инструмент в психологическом консультировании для родителей | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание обучающего мероприятия!
С радостью приветствуем вас на мастер-классе по работе с метафорическими ассоциативными картами. Метафорические карты (их ещё называют ассоциативными, проективными) – это относительно новый и развивающийся инструмент психологической работы. Психологи используют их в консультировании, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
Метафорические ассоциативные карты (сокращённо — МАК) — это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами и понять, что делать дальше.
Наши занятия всегда интересные и не повторяются. Наш прекрасный город расположен на берегу Черного моря, что дает возможность не только наслаждаться видами морской природы, но и оздораливаться.
Одной из любимых форм проведения мероприятий -это на берегу моря, легкий ветер, лучи солнца, галечный пляж, все это располагает на продуктивный процесс взаимодействия всех участников.
Данный обучающие мероприятия проводятся педагогом- психологом МБДОУ д/с №16 «Пчелка» для родителей детей всех возрастных категорий, с целью ознакомления и обучения теоретическим и практическим методам восстановления своих ресурсов, обучение практическим упражнения, которые помогают восстановить внутренний баланс, найти новые ресурсные каналы, научиться взаимодействовать со своими детьми в конфликтный ситуациях. Для родителей, чьи дети в возрасте от 0-3, данные мероприятия помогают, научиться сохранять свое эмоциональное здоровье, релакс и тренинг восстанавливают нервную систему, а метафорические карты как инструмент, как ключик. который помогает открыть «новые двери», новые пути решения тех или иных сложных ситуаций.
Мастер – класс рассчитан на родителей в количестве не более 5 человек. Время проведения обучающего мероприятия составляет 40-60 минут. Программа мастер- класса включает в себя теоретические и практические методы работ с метафорическими картами. По окончании мероприятия проводится рефлексия.
Таким образом после проведения мастер- класса родители приобретают знания и практический опыт, который могут применять в домашних условиях.
ПРОГРАММА
Мастер – класс для родителей
«Метафорические ассоциативные карты – как инструмент в психологическом консультировании»
Цель: учить понимать собственные чувства и эмоции, это помогает улучшать умственные способности и память, развития творческого мышления, разрешения конфликтов, развитие социальных навыков, улучшение способностей управлять своим временем, учить навыкам управления стрессом.
Задачи:
- Повышение социально-психологической компетентности родителей, помощь в выборе адекватных форм и установок в процессе взаимодействия с детьми.
- Психологическая помощь взрослым членам семьи в осознании истинных причин детского неблагополучия.
- Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.
Участники: педагог – психолог, родители.
Место проведения: песчаный или галечный берег Черного моря.
Оборудования и материалы: ресурсные МАК -«Путеводная звезда», универсальные МАК- «Подсказки вселенной», МАК, направленные для проработки внутреннего ребёнка.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать. Наш мастер – класс проходит сегодня на берегу Черного моря. Посмотрите вокруг, вдохните морской воздух, постарайтесь насладиться этим днем, откиньте на время нашего мероприятия все терзания и сомнения, настройтесь только на положительные моменты и окунитесь в мир своих эмоций, чувств, в «мир самого себя».
Теоретическая часть
Сегодня я хочу вас познакомит с новым инструментом, который поможет либо найти ответы на все вопросы, либо направить как дальше действовать, возможно для кого это станет источником вдохновения, эмоционального спокойствия и стабильности.
Метафорические карты (их ещё называют ассоциативными, проективными) – это относительно новый и развивающийся инструмент психологической работы. Психологи используют их в консультировании, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
Существует несколько видов карт, кратко познакомлю с ними.
Универсальные
Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда. Универсальные карты применяют для работы со всевозможными запросами.
Персонифицированные
На персонифицированных картах обычно нарисованы люди, животные и другие образы. Человек видит персонажа, называет его свойства, а потом присваивает их себе. Персонифицированные карты используют для работы с эмоциями, личностными качествами, реакциями человека.
Ресурсные
Название говорит само за себя — эти карты помогают обрести ресурс, уверенность, найти мотивацию. На этих картах могут быть изображены пейзажи, сценки из жизни, абстракции.
Специальные
Это колоды, которые психологи используют для работы с определёнными запросами, например, с травмой, кризисом, проблемами в семье. Рисунки на специальных картах соответствуют направленности запроса.
В основе работы с МАК лежит проективный метод психодиагностики, когда человек проецирует свои внутренние переживания во внешний мир. В отличие от других проективных методик, в процессе которых человеку приходится самому создавать образы (а люди не всегда любят, могут и хотят это делать), работа с МАК обычно не вызывает сопротивления.
Когда человек видит картинку, у него возникают ассоциации. Говоря об этих ассоциациях с терапевтом, психологом, психотерапевтом, человек может обнаружить то, что спрятано глубоко в его подсознании. Каждый видит на картах что-то, что соотносится с его текущим эмоциональным состоянием и потребностями.
Как работать с картами? Работать с картами можно по-разному:
1)«вслепую», когда вы рандомно вытягиваете карту из колоды,
2)«в открытую» — когда берёте карту, которая больше откликается.
В любом случае, перед тем как достать карту, нужно проговорить запрос, с которым обращаетесь. Психолог обычно работает не с одной колодой карт, а использует несколько — в зависимости от запроса и хода консультации.
Если вы захотите самостоятельно проработать какую – либо ситуацию, то лучше всего использовать универсальные и ресурсные карты. С их помощью тренируют эмоциональный интеллект, учатся распознавать свои и чужие эмоции, находят мотивацию.
Сейчас мы с вами остановимся на инструкции работы с метафорическими картами.
Работать с метафорическими картами довольно просто. Психологическая подготовка будет плюсом, но обойтись можно и без нее. Главное — постараться быть честным с собой.
Вместе с тем карты можно использовать как индивидуально, так и в группе (не только психотерапевтической, но и, например, в компании друзей или родственников).
Если речь идет о психотерапии, то выбор техники зависит от запроса клиента, но чаще всего последовательность действий одна и та же, при использовании МАК можно выбирать как одно изображение, так и несколько — с количеством карт можно экспериментировать.
Как тянуть карты?
- В открытую — карты лежат изображением вверх. Таким образом мы сначала обращаемся к нашей сознательной части психики. В этом случае человек чувствует себя в большей безопасности, что важно в начале работы.
- Вслепую — карты лежат «рубашкой вверх», и мы не видим изображения на карте. Здесь работа идет в большей степени с нашим бессознательным.
Правила работы с картами, которые не стоит нарушать.
- Правило эксклюзивности. Правом интерпретировать карту обладает лишь тот, кто ее вытащил. Но это не означает, что нельзя задавать вопросы.
- Правило невмешательства. Человек имеет возможность отказаться от работы с картой и выбрать другую. Но чуть позже, когда он почувствует себя в большей безопасности, он может вернуться к ней и поразмышлять о том, что могло вызвать сопротивление.
Как работать с метафорическими картами?
- Сначала человеку нужно ознакомиться с колодой. Для этого, например, можно вытянуть карту, рассмотреть ее, затем сделать то же самое со следующей. На этом этапе достаточно оценить МАК визуально — без рефлексии.
- Потом необходимо сформулировать запрос. Можно в вопросительном формате. Например: «Где мне сейчас взять силы?» или «Как я могу повлиять на улучшение отношений?»
- После этого надо в открытую выбрать две карты, которые отражают суть проблемы, и проанализировать их. Что изображено? Почему выбор пал именно на эти рисунки? Какие чувства они вызывают?
- Затем важно отыскать в открытой колоде две-три карты, которые отражают то, чего хочется добиться, каким будет состояние, когда проблема будет решена, и задать себе те же вопросы, что и в предыдущем пункте.
Даже такая простая техника позволит узнать многое о своих истинных потребностях. Полученная информация даст доступ к новым возможностям: например, опираясь на нее, можно будет прописать план достижения своей цели, а затем в своем темпе следовать ему шаг за шагом.
Практическая часть
Я уверена, что после нашего мастер-класса вы сможете увидеть изменения в своей жизни и стать более уверенными и счастливыми. Каждый из вас сможет принять участие в игре, будьте самим собой и окунитесь в мир собственных эмоций. Вместе мы проведем захватывающее путешествие в мир метафорических ассоциативных карт и откроем вам новые горизонты.
Добро пожаловать на мастер – класс- метафорические ассоциативные карты.
Для начала, предлагаю устроится поудобнее, расслабиться, наслаждаться процессом. Сегодня мы с вами будем работать в группе.
Перед вами на столе лежат МАК карты универсальные «Подсказки вселенной», ресурсные «Путеводная звезда», МАК для проработки своего внутреннего ребенка. Цель метафорических карт- снять внутреннее напряжение; найти выход из неразрешимых ситуаций; отыскать путь к саморазвитию, личностному росту и прогрессу; побороть неуверенность и непринятие себя; обрести внутреннюю свободу и гармонию.
В ходе нашего мероприятия мы будем правильно учиться ставить вопросы к картам. Перед тем как вы выберете себе карты, нужно в голове сформулировать вопрос, который у вас вызывает наибольший эмоциональный отклик, он может быть как положительным, так и отрицательным. Затем подумайте об этом вопросе несколько секунд и выберите из предложенных карт три, сегодня карты лежат рубашкой вниз, мы проводим наше обучающее мероприятие в открытую. При выборе не торопитесь, просмотрите глазами все карты и лишь потом выбираете.
Каждую карту положите перед собой в том порядке в котором вы ее взяли, это очень важно, от последовательности будет зависеть постановка следующих вопросов, которые плавно вытекают друг из друга.
Для каждой карты сформулируйте вопрос и затем отвечайте на них. У вас получится диалог с картами. Если вам трудно сформулировать вопрос я могу подсказать в каком направлении идти.
Например, «Что сейчас меня тревожит?», «Как я могу справиться с ситуацией?», «Какие действия сейчас целесообразны?», «Кто со мной рядом, есть ли помощник или я один(одна)?», «Что я хочу вместо этого?», «Как я могу повлиять на ситуацию?», «Как я могу этого достичь?» и так далее.
Еще ,как вариант на каждую карту вопрос
Первая карта «Я сейчас» - посмотрите на карту, расскажите, что изображено, что нравиться, что волнует или вас все устраивает.
Вторая карта «Мои действия» - это ваш инструмент, ваш выбор пути, помощь советами со стороны, принимать их или нет, оставить все как есть или искать новые пути.
Третья карта «Я в будущем»- достигли ли вы того чего хотели, как ваш путь проходил, хотите ли вы что – то менять и так далее.
Заключительная часть
Подводя итоги нашего мастер- класса, важно помнить, что вы все уникальны и индивидуальны, каждый сам находить себе путь решения, правильный он или нет – только вам решать, карты вам помогаю выбрать те координаты, которые проведут вас безопасной дорогой.
На мастер- классе, я максимально хотела вас научить принимать и чувствовать себя, не бояться показывать свои эмоции и научиться их прорабатывать, принимать окружение свое, принимать своих детей такими какие они есть, научить их справляться с негативом и стрессом, помочь им научиться прорабатывать сои эмоциональные качели. Запомните, вы РОДИТЕЛЬ – он РЕБЕНОК, все что он знает и умеет даете вы ему.
Рефлексия
Уважаемые родители, если вам понравился наш мастер-класс или вы нашли эмоциональные отклик, нарисуйте радость, используя камушки и песок, если же нет, но нарисуйте грусть. Поделитесь, что именно вам понравилось или не понравилось (родители высказываются, делаться своими впечатлениями). Большое спасибо всем! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в на...
Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»
Предлагаемый материал можно использовать как а музыкальных занятиях, так и на выступлениях....
Мастер-класс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов
Теоретический, наглядный и практический материал для педагогов и родителей по изготовлению и применению детских музыкальных инструментов....
Конспект мастер- класса для родителей Тема: «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»
Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям.Задачи:1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкаль...
Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»
Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...
«Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»
Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.Знакомство и изуче...
Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога
Метафорические карты - относительно новый и развивающийся инструмент работы психолога. Их с успехом можно использовать в консультировании , в индивидуальной и групповой работе с детьми и взрослы...