Лекторий для воспитателей.Адаптация к дошкольному учреждению.Практикум.
методическая разработка по психологии (младшая группа)
C:\Users\User\Desktop\Лекторий для воспитателей_.адаптация к детскому саду.pptx
Сценарий лекции для воспитателей на тему: «Конструктор адаптации. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование с возможностью демонстрации презентации, микрофон, презентер № Текст Примечания
1 Титульный слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут (ФИ), я педагог-психолог школы. Сегодня мы поговорим про адаптацию к детскому саду. Каждый год к нам приходят новые дети, которым мы помогаем адаптироваться, но каждый раз это происходит по-разному, так как мы сталкиваемся с разными ситуациями, разными родителями и, самое главное, разными детьми. Так мы приобретаем опыт, который позволяет нам находить выход из сложных ситуаций, и помогать детям приобрести новые навыки. И поэтому задача нашей сегодняшней встречи вспомнить и обсудить основные моменты адаптации и поделиться опытом. Время нашей совместной работы составит один час. Важно подчеркнуть опыт воспитателей и наличие у них базовых знаний.
2 Слайд 2 Всем нам в жизни приходилось адаптироваться: рождение детей или внуков, переезд на новое место или смена работы. Поднимите руку те, кому за последний год приходилось адаптироваться к чему-то новому. Отлично, большинству из нас знакома такая ситуация! Кто может поделиться опытом, легко ли было? (Благодарим за ответы) Да, было нелегко, еще сложнее бывает детям. Что же такое адаптация? Ответьте пожалуйста, одним словом, на вопрос: (Собираем ответы, комментируем результаты) Важно подчеркнуть, что адаптация проходит у любого человека в течение всей жизни. И в любом возрасте нам необходимо приспосабливаться и привыкать к новым условиям.
3 На экране результаты опроса 100 человек, которых попросили продолжить фразу «Адаптация – это…» Наиболее распространенными были ответы: привыкание, изменение, что-то новое. А для некоторых адаптация ассоциируется с эмоциями, играми, правилами, режимом.
4 В первые месяцы пребывания в детском саду ребенку необходимо привыкнуть − к новому взрослому − к новому коллективу − к новым правилам − к новому пространству А от кого зависит успешная адаптация ребенка к детскому саду? (Собираем ответы) Все верно, от педагогов и родителей.
5 Что важно для родителя в процессе адаптации ребенка? (Собираем ответы) Важно, чтобы ребенок привык к детскому саду, ходил туда без слез и не болел. А что же для этого делает родитель? (Собираем ответы) Важно донести до педагогов, что родитель тоже адаптируется к новым условиям, и ему тоже непросто. Родитель волнуется и поэтому расспрашивает воспитателя о том, как прошел день, задает вопросы ребенку после того, как забрал его из сада. Или наблюдает за тем, как проходит прогулка или занятия. Родители ребят тоже нуждаются в адаптации, принятии того, что ребенок может какую-то часть дня проводить с другим взрослым, играя самостоятельно или с другими детьми. Как же мы можем помочь родителям адаптироваться?
6 Давайте представим или вспомним себя родителями дошкольника. Что мы чувствуем, когда видим поделку или рисунок ребенка в детском саду? (Собираем ответы) Да, правда, на душе становится тепло, ведь поделка – это способ рассказать родителю о том, как прошел день его ребенка. Такая информация в форме поделок, рисунков, фотографий является своеобразным мостиком между воспитателями и родителями. Поэтому очень важно в конце дня, по возможности, сказать каждому родителю что-то приятное о его ребенке. Например, кто-то сам оделся или помог другому, съел всю кашу или собрал игрушки (можно привести примеры из личного опыта). Особенно важно быть на связи с родителями, при этом обговорить правила общения – когда лучше позвонить, а когда лучше написать. У родителей должна быть возможность задать вопрос воспитателю, а не другой маме. Правила общения помогут нам относиться с уважением друг к другу. А своевременная информация по важным вопросам добавит уверенности и спокойствия родителям. Важно подчеркнуть, если мы поможем родителю справиться с тревогой, то спокойствие родителя и положительное отношение к детскому саду будет передаваться и ребенку.
7 Бывают ситуации, когда наладить контакт с родителем тяжело. Есть несколько ситуаций, требующих особого внимания, условно это три типа родителей: − тревожный родитель − недовольный родитель − безучастный родитель Тревожный родитель может задавать воспитателю чрезмерно много вопросов как в конце, так и во время всего дня. Недовольный родитель иногда критикует и делает замечания. Безучастный, наоборот, игнорирует просьбы воспитателя, нарушает режим посещения детского сада. Как взаимодействовать с родителями в подобных ситуациях? Тревожный родитель. Что делать? (Собираем ответы) Недовольный родитель. Что делать? (Собираем ответы) Безучастный родитель. Что делать? (собираем ответы) Также бывают ситуации, когда нам необходимо поговорить с родителем о трудностях ребенка. Важно дать посыл, что, используя индивидуальный подход с родителями, можно всегда договориться.
8 Как же построить эффективный разговор с родителями? − Во-первых, важно начать разговор с позитивной информации, о том, с чем ребенок справляется, в чем он молодец. − Далее сообщите максимально корректно и деликатно о том, что же вызывает трудности. Приведите конкретные примеры. − После предложите свой вариант решения сложившейся ситуации, выслушайте мнение родителя. − Обсудите совместный план действий в сложившейся ситуации.
9 Давайте разберем на конкретной ситуации, как это работает. (Зачитываем кейс) Как поговорить с родителем, используя алгоритм? Слушаем участников и показываем на слайде вариант решения. Даем рекомендации. Если мы придерживаемся алгоритма, то нам будет проще договориться с родителями. Важно опробовать алгоритм на практике, предложенный на слайде вариант решения показываем после общего обсуждения, как возможный вариант.
10 Групповая работа № 1 Переходим к групповой работе. Объединитесь в 3 группы. Возможны варианты деления на группы педагогов:
1) заранее рассадить коллег за 3 стола;
2) предложить разделиться по желанию;
3) предложить вытянуть карточки с номерами столов. Когда педагоги объединились в 3 группы, то каждой группе выдается лист с Кейсом по номеру группы/стола (1,2 или 3). Если предполагается участие в лектории более 40 педагогов, можно продолжить совместное обсуждение всех кейсов, как это было на предыдущем слайде. Инструкция для групповой работы Каждая группа получила кейс. Используя алгоритм разговора с родителями, составьте план разговора. Вы можете вписывать решение под каждым пунктом алгоритма. Через 5 минут мы совместно обсудим решение по каждому кейсу. Решите, кто будет представителем от вашей группы. Раздаем Приложение 1 «Как построить разговор с родителем».
11 Переходим к обсуждению кейсов Кейс № 1 (Зачитываем с экрана первый кейс, обсуждаем с группой предложенный ими алгоритм) На экране вы видите возможный вариант решения кейса (находится в нижней части слайда).
Вывод. Когда ребенку трудно расстаться родителем, педагог может дать рекомендации, как это сделать. Например, не растягивать момент расставания с малышом, а придумать ритуал прощания, носами, как эскимосы, или рукопожатием. Или положить в кармашек маленькую игрушку или платочек, которые будут напоминать о доме. На последнем слайде презентации будет QR- код, по которому можно скачать памятки. Важно сделать акцент на наличии QR-кода с памятками для педагогов
12 А как вы думаете, сколько длится процесс адаптации? Поделитесь своим мнением, перейдите по QR-коду и ответьте на вопрос. https://forms.office.com/e/qY0cQpbfAU (ссыла на опрос) Педагоги отвечают на 1 вопрос о длительности адаптационного периода. Тем воспитателям, у кого сложности с переходом по QR коду, можно направить ссылку на этот же опрос
13 А мы переходим к следующему кейсу. Кейс № 2 (Зачитываем с экрана кейс, обсуждаем с группой предложенный ими алгоритм) На экране вы видите возможный вариант решения кейса (Решение находится в нижней части слайда. Обсуждаем его).
Вывод. В данной ситуации важно поддержать маму, подчеркнуть, что период адаптации требует терпения.
14 Кейс № 3 (Зачитываем с экрана кейс, обсуждаем с группой предложенный ими алгоритм) На экране вы видите возможный вариант решения кейса (Решение находится в нижней части слайда. Обсуждаем его).
Вывод. Проявляйте внимание к родителям и демонстрируйте желание помочь им в решении любых вопросов.
15 А как мы можем помочь ребенку адаптироваться? Собираем ответы Мы ОБУЧАЕМ ПРАВИЛАМ! Правила помогают нам чувствовать себя в безопасности. Ребенку легче адаптироваться, когда он понимает, что, когда и как можно делать. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ! Маленький ребенок привык к тому, что родители его всегда понимают, даже без слов. Оказавшись в детском саду, с новым взрослым, он порой не знает, как сообщить о своих потребностях, попросить попить или поменяться понравившейся игрушкой с другим ребенком. Особенно тяжело тем детям, которые еще не могут использовать для этого речь. Мы можем научить таких детей использовать жесты или дать образец простой фразы. Ну и, конечно, любые навыки лучше всего осваиваются в игре. С помощью QR-кода вы можете скачать игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками 3-4 лет.
16 Давайте обсудим ситуации, которые требуют особого внимания воспитателя. Когда ребенок: ⎯ не подходит к игрушкам ⎯ пребывает весь день в подавленном настроении ⎯ постоянно плачет и его невозможно переключить на какое-либо занятие ⎯ отказывается пить, есть Что делать в такой ситуации? Информировать родителя и обсудить с ним сложившуюся ситуацию, уточнить интересы и увлечения ребенка, которые помогут воспитателю вовлечь ребенка в общение. Например, любимые персонажи сказок или мультфильмов, которые можно предложить ребенку раскрасить (предложите свои примеры). При необходимости обратитесь к педагогу-психологу.
17 Как же помочь ребенку справится с негативными эмоциями? 1. Мы говорим медленно и спокойно. Спокойный голос дает понять ребенку, что он в безопасности, все хорошо, ситуация находится под контролем. Это помогает ребенку успокоиться. 2. Когда мы разделяем чувства ребенка, говорим о том, что понимаем его, мы становимся для ребенка близким взрослым, которому можно доверять. 3. Мы можем предложить ребенку попить воды, сделать дыхательные упражнения, чтобы он мог быстрее справиться со своими эмоциями. 4. Интересная игра поможет переключить внимание ребенка и отвлечь его от грустных мыслей и воспоминаний о доме. Делаем акцент, что участие и включенность педагога помогут ребенку справиться с негативными эмоциями.
18 Групповая работа № 2 Давайте продолжим работать в группах. Я предлагаю поговорить о том, как помочь ребенку справляться с трудностями. Уверена, что исходя из собственного опыта, вы сможете найти оптимальное решение для каждого случая. Через 5 минут мы совместно обсудим, что лучше сделать в каждой ситуации. Раздаем Приложение 2 «Как помочь ребенку».
19- 21 Зачитываем с экрана кейс, слушаем представителя от группы, поддерживаем тех, кто хочет поделиться опытом или собственной точкой зрения. В процессе совместного обсуждения выбираем наиболее удачные способы решения кейса.
22 Спасибо, вы настоящие эксперты! Благодаря вашим знаниям, опыту, терпению, желанию помочь дети смогут увидеть в вас друга, а значит, совсем скоро смогут оставаться без мамы и не плакать, играть, общаться с другими детьми, освоят новое для себя пространство.
23 Успех адаптации зависит не только от наших профессиональных умений, но и нашего внутреннего состояния. Работа с малышами требует огромного количества сил и энергии. Что вам помогает поддерживать силы? Как вы это делаете? Поделитесь опытом. Собираем ответы Спасибо! Сколько разных способов мы услышали!
24 Действительно, важно помнить о себе, радоваться простым вещам – чашке ароматного чая, хорошей погоде. Замечать те мелочи, которые дарят нам позитивные эмоции. Если есть хобби, то это отличная возможность регулярно восполнять свой баланс, дарить себе счастливые моменты. Спорт, прогулки, общение, поддержка близких дают нам силы и энергию, это то, как мы можем позаботиться сами о себе. Важно также отмечать все то хорошее, что происходит с нами за день. Обычно мы фокусируем свое внимание на трудностях, каких-то проблемах, упуская или не придавая значения своим успехам. Предлагаю вам начать это делать прямо сейчас. Вспомните 3 причины себя похвалить. Кто хочет поделиться? Собираем ответы Спасибо! Всегда можно найти, за что себя похвалить и причины гордиться собой. Важно поддержать педагогов, обсудить с ними ресурсы поддержки
25 Спасибо вам за участие, опыт, искренность, активность. Был(а) рад(а) встрече с вами. На слайде вы видите контактную информацию. Если возникнут вопросы, вы можете всегда ко мне обратиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_pedagogov.pdf | 216.8 КБ |
prilozhenie_1_kak_postroit_razgovor_s_roditelem_detskiy_sad.pdf | 126.02 КБ |
prilozhenie_2_kak_pomoch_rebenku_detskiy_sad.pdf | 81.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста» Первая младшая группа
Адаптация - это не только процесс привыкания к детскому саду,но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....
Методическая разработка по теме: Консультация для воспитателей "АДАПТАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ"
Методическая разработка по теме:Консультация для воспитателей "АДАПТАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ"...
консультация для воспитателей. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.
Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психоло...
Консультация для воспитателей "Адаптация детей к дошкольному учреждению"
Семья становиться по-настоящему крепкой только, когда в ней есть ребенок (лучше несколько).Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физическог...
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка»
Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями - это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению психологов, раньше 3, 5-4 лет с садиком ...
Консультация для воспитателей "Адаптация ребенка к детскому саду"
Адаптация ребенка к детскому саду...
Консультация для воспитателей "Адаптация детей второй младшей группы к условиям дошкольного учреждения"
Данный материал будет полезен воспитателям в работе при адаптации детей к условиям детского сада....