Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время отмечается рост численности обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Задача педагогов подобрать эффективные методы и приемы работы, котрые помогут повысить педагогическую компетьенность родителей, обеспечать профессиональный рост педагогов и позволят получить положительную динамику развитя обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_obshchaya.zip | 152.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ.
Упражнения и игры на дыхание (дыхательные упражнения)
Лексическая тема | Название упражнения/игры. Цель/краткое описание | |
«Детский сад» | «Маятник» Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза | «Красивая игрушка» Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ах!». Повторить 3 –4 раза |
«Игрушки пляшут» Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ох!». Повторить 3 –4 раз. | «Воздушный шарик» Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах. | |
«Мыльный пузырь» Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки). | «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз | |
«Игрушки» | «Трубач» Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом –«труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося «Ду-ду-ду» | «Летят мячи» Ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. Вдох; на выдохе бросить мяч от груди вперёд (имитировать), произносить длительное «Ух!» Повторить 3 –4 раза |
«Вертушка» Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза | «Послушный мяч» Ноги вместе, в руках мяч. На вдохе подбрасывать мяч вверх (имитировать), на выдохе поймать мяч и произнести «Оп!» Повторить 3 –4 раза | |
«Мышка и мишка» Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза. | «Насос». 1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. 2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). 3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз. Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз | |
«Овощи» | Овощи-толстушки и овощи-худышки 1. На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки). 2. На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза. | Арбуз. Ноги вместе, руки ниже рёбер. 1. Сделать вдох и надуть живот, как арбуз. 2. На выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза. |
Капуста растёт. Сидя на корточках. 1. Медленно подниматься (вдох). 2. На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза. | Упражнение «Подуй на листок». Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки. | |
«Фрукты» | «Сбор урожая» Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину). | Щёчки-яблочки 1. Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки. 2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза. Спрячем абрикос за щёчку 1. Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку 2. 2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза. |
Игра «Сбор урожая» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «ФА-ФО, ФЫ-ФУ.» Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.) | Игра: «Приятный запах» Описание игры: У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например, ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д. | |
«Осень» | «Вдыхаем аромат леса» Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом. | «Идём по лужам» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!» Повторить 3 – 4 раза |
Ветер» (очистительное полное дыхание). Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. 2. Задержать дыхание на 3-4 с. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. | «Ветерок» Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза | |
«Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. | ||
«Деревья на нашем участке» | «Дерево на ветру» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. | Игра «Осенний лес» Цель: развитие физиологического дыхания. Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом. Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо) Осенние листочки на веточках висят. Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и» |
Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?» Цель: развитие физиологического дыхания. Описание игры: У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно. | ||
«Перелётные птицы» | «Перышко» (дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…) | «Гуси летят». Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд. |
«Аист». Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз. | «Птички» Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья». | |
Игра «Птицы поют» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью» Осоед: « Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крек-крек-крек» Чайка: «Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица,чиж. | Игра «Птицы улетают» Описание игры: подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона. - детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов: Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг. | |
«Одежда. Обувь» | «Сдуваем пылинки» Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза. | «Забыли рукавицы» Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х]. |
«Застёгиваем молнию на куртке» Правой рукой застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза | Игра «Шитьё одежды» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Шьём одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.» Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), Произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй | |
«Дом. Мебель» | «Большой и маленький дома». И. п. – основная стойка; вдох – встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох – присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза – ходьба по залу. Повторить 4–6 раз. У медведя дом большой, А у зайки маленький. Мишка наш пошёл домой, | Игра «Строим дом» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук» Да и крошка заинька. |
Игра «Шум на кухне» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины «Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: « Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже» | ||
«Посуда» | «Горячий чай» Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать. | «Каша кипит» Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п] |
«Пьём сок через трубочку» Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть | «Кипит чайник» Слегка выпятить живот – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» | |
Игра «Чаепитие» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» | Игра «Блюдца» Описание игры: сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести: «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …» | |
«Продукты» | «Тесто» Подняться на носки, приподнять плечи – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» Повторить 3 – 4 раза. | «Жарим пирожки» Сжать правую руку в кулак – вдох; переворачивать кулак вверх – вниз и произносить «Скр – скр – скр!» Повторить 3 – 4 раза. |
«Варим суп» «Мешать бульон» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза. | «Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза | |
«Зимушка - зима» | «Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно. | «Погреем пальчики». Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х]. «Вьюга». Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому. |
«Снегопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. | Игра «Зимняя вьюга» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы «М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с». | |
Игра: «Соревнование лыжников». Цель: развитие физиологического дыхания. Описание игры: фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу) | ||
«Зимующие птицы» | «Ворона 1» Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки черезстороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!». Повторить 3-4 раза. | «Ворона 2» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р] |
«Кукушка» Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. Повторить 3-4 раза. | «Дятел» 1 –вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны. 2. – на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!». Повторить 3-4 раза. | |
«Новый год. Зимние забавы» | «Игра в снежки». Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки. Ребёнок кладёт «снежок» на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на вату, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались. | «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз. Чья снежинка улетит дальше? Сдуть бумажную снежинку с ладошки. |
«В лесу» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз | ||
«Транспорт» | «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе. | «Самолёт» Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались |
«Паровозик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливатьсяи говорить «ту-тууу».Продолжительность – до 30 секунд. | «Часики» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз | |
Игра «В мастерской» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо.» Гудит автобус. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би.» | Игра: «Чей пароход лучше гудит?» Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. | |
Игра: «Весёлое путешествие» Цель: развитие речевого дыхания. Описание игры: Паровоз привез нас в лес. Там полным-полно чудес. | ||
«Домашние животные» | «Мычит корова на лугу» Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у]. | «Жеребенок Фырка фыркает» Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы. |
«Кошка и котёнок» Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»;вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза | «Хомячок» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. | |
Игра «Отгадай, кто кричит?» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Описание игры: Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: « Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: « Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: « Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле» | ||
«Домашние птицы» | Гуси 1 – большой взмах руками – вдох 2 – на выдохе произносить: «га-га-га». Повторить 3-4 раза. | Гуси шипят 1. Прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом. 2. На выдохе произносить «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза. |
Утки 1. Ноги на ширине плеч, руки отведены назад. Перевалиться с ноги на ногу, вдох носом. 2. На выдохе произносить: «Кря-кря-кря». Повторить 3-4 раза. | «Курочки» Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. | |
«Петушок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». |
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ
упражнения и игры на расслабление (сон, уголок расслабления)
Лексическая тема | Название упражнения/игры. Цель/краткое описание | |
Игры на основе нервно-мышечной релаксации | «Муравей» Цель: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.) | «Мороженое» Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...» |
«Поймай бабочку» Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления. Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. | «Улыбка» Цель: снять напряжение мышц лица. Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка». | |
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.) | «Сорока-ворона» Цепь: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому - Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила! | |
«Самолет летит, самолет отдыхает» Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Процедура проведения. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть. | «Игра с шарфиком» Цель: снять напряжение мышц лица. Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу». | |
«Лягушонок» (Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!) Цель: снятие напряжения мышц лица. Процедура проведения. Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему. Вот понравилось лягушкам (Взрослый и дети осторожно пальцами Тянут губы прямо к ушкам! растягивают улыбку к ушкам Потяну - перестану и нисколько не устану! «Отпускают» улыбку рас-слаб-ле-ны... Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз. | «Шишки» Цепь: снять напряжение. Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...». | |
«Хоботок» (Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!) Цель: снять напряжение. Процедура проведения. Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему. Подражаю я слону: Взрослый и дети тянут губы «хоботком» Губы «хоботком тяну. А теперь их отпускаю (Возвращаются в исходное положение) И на место возвращаю. (Губы не напряжены и пальчиком руки проводят рас-слаб-ле-ны... по расслабленным губам сверху вниз). | «Лимон» Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок. | |
«Потягушечки» Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз. | ||
Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой | «Согреем бабочку» Цель: достичь релаксации через дыхательные техники. Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. | «Воздушный шарик» Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота. Процедура проведения. Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!» |
«Часики» Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Процедура проведения. Ведущий: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так». Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции! | «Каша кипит» Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники. Процедура проведения. Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик - набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша кипит!»
Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции! | |
Игры с прищепками | «Игры с прищепками» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами: Наша мамочка устала, Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу. (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка: Серый волк – зубами щелк. Не боимся тебя, волк! (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) | «Зайчик и собака» Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение. Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихотворение и выполняет действия с прищепкой. Раз, два, три, четыре, пять Пальцы левой руки показывают «зайчика» Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает Правая рука открывает и закрывает И собаку выпускает. прищепку, изображая, как лает собака Собака злая лает, Зайчик убегает. Левая рука убирается за спину |
«Интересный разговор» Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение. Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста: Лягушонок: «Квак-квак!» А утенок: «Кряк-кряк!» Все сказали, все спросили, Хорошо поговорили! | «Лиса» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста. Хитрая плутовка, рыжая головка, Ротик открывает, зайчиков пугает. (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) | |
«Крокодил» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста: В зоопарке воробей пообедал у зверей, А зубастый крокодил чуть его не проглотил. (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) | «Гусь» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста: Га-га-га, - гогочет гусь, - Я семьей своей горжусь. (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) | |
«Птичка» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.
Птичка клювом повела, Рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторону Птичка зернышки нашла, Другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки Птичка песенку запела. Прищепка ритмично открывает и закрывает ротик» – поет. «Ля-ля-ля!» Взрослый и дети напевают | «Глупая ворона» Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи. Процедура проведения. Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим. Глупая ворона Прищепка ритмично открывает Увидела бумагу - и закрывает «ротик». Как ее ухватит. Производится наклон кисти с прищепкой Думала конфета, к столу, захват фантика. Оказалось... фантик. | |
«Грачата» Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение. Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста. Двое маленьких грачат Целый день в гнезде кричат. Открывают рты грачата: Очень есть они хотят. (Дети повторяют текст и движения за ведущим.) | ||
Игры - «усыплялки», колыбельные | «Малышам всем спать пора» Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша. Процедура проведения. Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него: Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, И волосикам спать пора. Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора, Лобику тоже спать пора. Малышам всем спать пора! | «Ложимся спать» (игра с куклой) Цель: помочь ребенку быстрее уснуть, упорядочить ритуал отхождения ко сну, сделать его привычным. Процедура проведения. Педагог собирает всех детей вокруг игрушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Педагог обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».
|
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам сон у малыша будет спокойный и продолжительный. Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать. Важный момент: уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. Это состояние передается детям, и они быстрее засыпают. | «Зайки серые» Цель: подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения. Педагог укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег... Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у... Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у... Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Взрослый подходит к каждому ребенку, шепчет ему эти слова ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. | «Усыплялка для ладошек» Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук. Процедура проведения. Дети лежат в кроватях, взрослый обращает внимание на их ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним. Устали наши ладошки, Показать ладони, несколько раз расслабленно Хотят отдохнуть немножко. встряхнуть ими Они собирали игрушки. Показать, как собирали невидимые игрушки С мамой лепили плюшки. Полепить из невидимого теста С бабулей варили кашку. Перемешать невидимую кашу Рвали в саду ромашки. Сорвать несколько невидимых цветков Кидали хлебные крошки Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими, Воробушкам на дорожке. кидая невидимые крошки Устали наши ладошки, Сложить ладони одну на другую, Пускай отдохнут немножко. расслабить руки. |
«Все спят» Цель: подготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение. Процедура проведения. Ребята лежат в кроватях. Взрослый подходит к окну и начинает приговаривать: Бай-бай, бай-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не шуми. Петушок, не кричи, Моих ребяток не буди! Ребята выспятся, Большие вырастут И в школу пойдут! Взрослый ходит спокойно между кроватей, поправляет одеяла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колыбельную: Все ласточки спят, И лисицы спят. И нашим ребяткам Спать велят. Ласточки спят Все по гнездышкам, Лисички спят Все под кустиками, Мышки спят Все по норочкам, Маленькие детки В кроватках спят. Спи и ты, Ванюша! Спи и ты, Катюша! (Называет ласково тех детей, к которым подходит.) Другой вариант: Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птички спят на веточках, Мишки спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки - на муравушке, Дети все - по люлечкам... Спят-поспят, Всему миру спать велят! | «Прилетели гули» Цель: подготовить ко сну, снять напряжение. Процедура приведения. Педагог начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно переходя на шепот. Ходит между кроватями, нежно нашептывает слова «усыплялки» и поглаживает каждого ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая малышей: Ой, люли-люли-люли, Прилетели к нам гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать: «Чем нам детушек кормить?» Одна гуля говорит: «Будем кашку варить». Другая гуля говорит: «Молочком будем поить». Третья гуля говорит: «В колыбелечке качать, Спать укладывать». Уж вы, детушки, спите, Глазки ангельски зажмите, Спите! Спите! Спите!» | |
«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим. | ||
Дыхание. | Цель: способствовать снятию напряжения. | 1.2. Игра «Перышки». |
1.3. Игра «Ветерок». | ||
Расслабление мышц лица | Цель: способствовать снятию напряжение с мышц лица. | 2.2. Игра «Собачка разозлилась». |
2.3. Игра «Секрет». | 2.4. Игра «Удивление». | |
Расслабление всего тела | Цель: способствовать расслаблению всех частей тела. | 3.2. Игра «Музыкальный час». |
3.3. Игра «Бабочки». | 3.4. «Цветочек, расти». | |
3.5. Игра «Желе». | 3.6. Игра «Быстро - медленно» | |
1. Волшебное перо. Описание: Инструкция детям: Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье.Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким детям). | 2. Падающее перо Описание: Инструкция детям: У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз… два… три… четыре… пять… |
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ
упражнения и игры с ритмом (прыжки, топание, использование муз. инструментов)
Лексическая тема | Название упражнения/игры. Цель/краткое описание | |
«Игрушки в нашей группе» | «Паровозик». Цель: развитие чувства ритма Содержание: Малыши могут выполнять это упражнение при помощи взрослых, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух». | «Магазин». Цель: Развивать чувство ритма. Содержание: Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди. Продавец ребятам рад. В магазине для ребят Есть матрёшки расписные, Есть машинки заводные. Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение |
«Осень золотая» | «Игра с листочками» Цель: развитие чувства ритма Оборудование: Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».) Содержание: И. п. — основная стойка. 1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза. 2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза. 3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза. 4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево. | «Листья» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Листья осенние тихо кружатся (Дети кружатся, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают) И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками) Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся) |
«Овощи и фрукты» | «Капуста» Цель: развитие чувства ритма Содержание: «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет. «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами. «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга. «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки. «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе. | «Овощи» Цель. Развивать двигательную и слуховую координацию. Ход игры. Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту: Плавно идет капуста (шагает с носочка). Важно шагает помидор (шагает на всей стопе). Осторожно идет редиска (ходят на носочках). Легко бежит горошек (легкий бег). Не спеша, вышагивает репка ходьба на пятках). Вприскочку спешит морковка (делает поскоки). Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу). Модницы морковки Взяли по обновке (стоя на месте, делают повороты). |
«Домашние животные» | «Лошадка» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Родители, придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости. | «Лошадка» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Скок, лошадка, скок, скок! По дорожке — цок, цок! Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям. Цок да цок — стучат копытца, Восьмыми хлопать в ладоши. Цок да цок — лошадка мчится. А по ямкам, по овражкам — Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх! Перетопы ногами в ритме четверть-четвертьполовинная. А по кочкам, а по кочкам — Бух, бух, бух, бух! Половинными длительностями ударять кулачками по коленям. |
«Дикие животные» | «Зайка» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения: Крошка-зайка сидит (дети приседают), Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек). Хвостик беленький дрожит, Сам стучит зубами. Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться), Надо бы согреться: Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши), Ножками потопаем (топают на месте). Вот и хорошо! | «ЗАЙЦЫ» Цель: развивать чувство ритма. Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»). Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек. |
«Петушок с семьей» | «Вышла курочка гулять» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Вышла курочка гулять - ходят по кругу по залу Свежей травки пощипать А за ней ребятки - в рассыпную Жёлтые цыплятки «ко-ко-ко», «ко-ко-ко» - мамам курочка грозит пальцем Не ходите далеко Лапками гребите - ножками скребут Зёрнышки ищите Съели толстого жука - стучат пальчик о пальчик Дождевого червяка Выпили водицы - имитируют что пьют воду Полное корытце (муз. останавливается, воспитатель шёпотом говорит детям) На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка Кошка глазки открывает И детишек догоняет - игрушка кошка догоняет ребяток, а ребята убегают на стульчики. | Ритмическое упражнение «На птичьем дворе». Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Содержание. Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению. Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! |
«Зимушка Зима» | «Хлопотушки, топотушки» Цель: развитие чувства ритма Выполнять движения согласно тексту: Раз, два, три, четыре, пять Будем ритм мы повторять! Простучим, прохлопаем, Ножками протопаем. Раз, два, три, раз, два, три, Ты слова не говори, Раз, два, три, раз, два, три, Кто попался – выходи! Бум, бум, та-ра-ра – Начинается игра! | Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег». Цель: развитие чувства ритма Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара). Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на ёлке — снег, снег, И под ёлкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише, не шуметь! |
«Новый год» | Снег кружится (по стихотворению А.Барто) Цель: развитие чувства ритма Содержание: Воспитатель (В.) напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. В. предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок». Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В. произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза. | «Новогодние часы» Цель. Развитие чувства ритма Ход игры. Дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги. Вот часы идут – «Тик-так». Вот часы бегут – «Тик-так». Будем дружно мы играть И часы изображать. Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук, Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов. |
«Зимующие птицы» | Речевая игра «Ворона» Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Материал: Карандаши по количеству детей. Содержание. Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара). — Ты, ворона, где была? Что, ворона, принесла? - Я летала на базар, Принесла вам «кар-кар». | Ритмическая игра «Дятел» Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Содержание. Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок. Долбит дятел в лесу сук, Раздаётся: тук-тук-тук! |
«Посуда» | «Игра с ложками» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Тук -тук, ложки в руки, Тук -тук, туки -туки, Тук -тук, поиграйте, От меня не отставайте. Тук -тук, ну -ка вместе. Тук -тук, эту песню Тук -тук, посмелее, Тук -тук, веселее. | «Тарелка» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Вот тарелка для Валерки — («Рисуют» рукамибольшой круг) Желтые колечки. (Указательными пальцами«рисуют» маленькие круги) Для котлеты, для пюре, (Загибают пальчики) Для блинов и гречки. (Загибают пальчики) |
«Весна пришла» | «Дождик» Цель: развитие чувства ритма Оборудование: бубен Содержание: Как, кап, кап, Буль, буль, буль Капают дождинки. Кап, кап, кап, Буль, буль, буль – Словно серебринки. Имитируем кистями рук падение капель. Дождик бегает по крыше, Бом-бом-бом! По весёлой, звонкой крыше, Бом-бом-бом! Дома, дома посидите, Бом-бом-бом! Никуда не выходите Бом-бом-бом! Почитайте, поиграйте! В дом, в дом, в дом! Я уйду – тогда гуляйте, Бом…бом…бом… Дети поют песенку, хлопают в ладоши на слова «Бом-бом-бом!» Затем звучит мажорный аккорд и марш, дети свободно двигаются по залу. Как только прозвучали лёгкие отрывистые ноты, имитирующие капли дождя, дети «прячутся в свои домики», т.е. садятся на стульчики. | Ритмическая игра «Капельки» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Кап! Кап! Я — капель, У меня в апреле (стучат указательным пальчиком по ладони) На весеннем тепле Капельки поспели. Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям, Детям на игрушки, Кап — кап — кап! Воробью (легко прикасается пальчиками к голове) Прямо на макушку. |
«Насекомые» | «Как танцуют жуки?» Цель: развитие чувства ритма Содержание: Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой). Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой). Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх). Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие). | «Мухи и паук» Цель. Развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку. Ход игры. В соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы (см. ноты ниже). На паркете восемь пар – Мухи танцевали. Но, увидев паука, В обморок упали. |
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ
упражнения и игры на развитие мелкой моторики (рисование др….)
Лексическая тема | Название упражнения/игры. Цель/краткое описание | |
Кто я, какой я? | Семья Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого. Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик-это я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз). | Мой дом Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук В нашем доме все друзья-ритмично постучать кулачками по столу Самый младший-это я (разжимать кулаки, начиная с мизинца) Это-мама Маша, это-папа Саша, Это-братик Юра, это -сестра Даша. |
Моя семья | Наша бабушка Цель: совершенствовать умение подражать взрослому, развивать мелкую моторику Наша бабушка идет (хлопать ладонями поочередно по коленям) И корзиночку несет (пальцы растопырить и соединить их с пальцами другой руки). Села тихо в уголочек (положить руки на колени), Вяжет деточкам чулочек (имитация вязания на спицах), Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук “выпускать коготочки”) и клубочки подобрали. Где же вы, мои клубочки? (развести руки в стороны) Как же мне вязать чулочки? (имитация вязания). | Семья могучая Цель: Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память В одном лесу дремучем (покачать руками над головой) Жила семья могучая (сложить ладони в замок) У них был дом огромный (соединить пальцы домиком) И крыша с трубой темной (поднять средние пальцы-труба) Из трубы в колечки дым (поочередно складывать колечки из пальцев) Плим, плим, плим. (пощелкать пальцами) |
Кто в домике живет Цель: совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в пространстве Скворцы живут в скворечнике (соединяют ладошки над головой домиком) Очки живут в очечнике (соединить средние и большие пальцы в колечки и смотреть через них) Лиса живет в своей норе (соединенными ладошками делать волнообразные движения) Живут деревья на горе (поднять руки вверх с разведенными пальцами) И у меня есть тоже дом (соединить ладошки над головой домиком) Он самый лучший! (показать указательный палец) Мама в нем! (обнять себя за плечи) | С мамой весело играем Цель: закреплять в движении знания о частях тела. С мамой весело играем, ручкой ушки закрываем, хлопаем в ладоши Ушко-раз, ушко- два, куда вы спрятались, друзья? (закрыть ладошкой сначала одно ушко, затем другое) С мамой весело играем, глазки ручкой закрываем, хлопаем в ладоши Раз-глазок, два-глазок, куда ты спрятался дружок? (закрываем ладошкой сначала один глаз, затем второй С мамой весело играем, щечки ручкой закрываем, хлопаем в ладоши Щечка-раз, щечка-два, закачалась голова (приложить ладошку сначала к одной щечке, потом к другой и покачать головой. | |
Дикие и домашние животные | Идет коза рогатая Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Идет коза рогатая, идет коза бодатая за малыми ребятами (сделать из пальцев рога, постараться активно шевелить “рогам! (глазами) Кто кашки не ест, молока не пьет, забодает, забодает, забодает! | Белка Цель: развивать чувство ритма и мелкую мускулатуру пальцев рук Сидит белка на тележке, (хлопать в ладоши) продает она орешки (хлопки кулачками): Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому (загибать пальцы по одному, начиная с большого), кому в платок, кому в зобок, кому – в лапочку (ритмично хлопать в ладоши и ударять кулачками по коленкам) |
Зайка Цель: развивать чувство ритма и мелкую мускулатуру пальцев рук Мчится зайка без оглядки (хлопать в ладоши) Лишь сверкают пятки (ударять кулачками друг о друга) Мчится что есть духу (руки сцепить в замок и пошевелить пальцами) Хвост короче уха (поочередно ладони сгибать в кулачки и показывать) Живо угадай-ка: (ритмичные хлопки в ладоши) “Кто же это?” Зайка (сделать зайку, вытянув указательный и большой пальцы) | Белочки Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Раз, два, три, четыре, пять (выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть (спрятать руку за спину), Одна куда-то подевалась (выставить четыре пальца ) Их уже осталось три (выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость (спрятать руку за спину) Только две у нас осталось (выставить два пальца) Эта новость так грустна (спрятать руку), осталась белочка одна (выставить один палец). Мы пока с тобой считали (хлопать в ладоши) Белки все от нас сбежали (убрать руки за спину) | |
Игрушки | Ежик Цель: развивать чувство ритма и мелкую мускулатуру пальцев рук Мы нашли колючий шарик, нам его не удержать! Шарик крутится в ладошках, шарик хочет убежать (катать между ладонями массажные мячи) Шарик наш живой и теплый, на кого же он похож? (шарик в вытянутой руке) Прыгнул шарик на дорожку (бросить мячик на колени) - Оказалось- это еж! Ежик топал по дорожке (шагающие движения пальцами) и грибочки нес в лукошке (сложить ладони корзиночкой) Чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать (по очереди загибать пальцы на обеих руках) | Зайка Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Жил был зайчик, длинные ушки (пальцы в кулаке, выставить два пальца как ушки) Отморозил зайчик носик на опушке (поглаживать средний палец) Отморозил носик (погладить безымянный палец), Отморозил хвостик (погладить мизинец) и поехал греться К ребятишкам в гости ( растереть ладони) Там тепло и тихо (палец к губам),главно- волка нет (пальцы растопырить и сжимать в кулаки) И дают морковку (указательными пальцами постучат по столу) Зайкам на обед! |
Птицы | Птички Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями). Крыльями махали, сели, посидели (кисти рук соединили в замок). Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок). И дальше полетели. (Повторяют первое движение). | Гуси Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе) Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой, киваем вниз) Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны) А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх) |
Транспорт | Автобус Цель: развивать чувство ритма и мелкую мускулатуру пальцев рук Едет-едет наш автобус, крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки) Едет-едет наш автобус, крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль) Едет-едет наш автобус, дворниками бжик-бжикбжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо) Едет едет наш автобус, Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос) | Велосипед Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук У него два колеса (показываем пальцами два колеса) И седло на раме, (кулачок сверху накрываем ладонью) Две педали есть внизу (хлопаем ладошками по воздуху) Крутят их ногами. (топаем ножками) |
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ
упражнения и игры на развитие мелкой моторики (подвижные игры, танцы)
Лексическая тема | Название упражнения/игры. Цель/краткое описание | |
1. «Зоопарк» Цель: развитие воображения, раскованности в движениях. Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое. | 2. «Попробуй повторить» Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи. Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается: Дарья дарит Дине дыню Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще. В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи. Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон. Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше | |
3. «Узнай по голосу» Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить. | 4. «Догоняй мяч» Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений. Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова. | |
5. «Догони колокольчик» Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!» | 6. «Лучший нос» Цель: развитие обоняния. Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п. Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил. | |
7. «Где стереть?» Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости. Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например, сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание. | 8. «Запрещенный цвет» Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур. Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше | |
9. «Веревочка» Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину. Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например, лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное | 10. «Поймай мяч» Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим | |
11. «Что пропало» Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз. | 12. «Узнай друга» Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве. Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями | |
13. «Замок» Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция. Текст Движения На двери весит замок –ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок Кто открыть его бы мог? – повторение движений Потянули – пальцы в замок, руки в разные стороны Постучали – движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе И – открыли! – пальцы расцепились, ладони в стороны | 14. «Голуби» Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера. Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.). Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше. Вариант: дети соревнуются со взрослыми. Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая. |
Картотека игр для активации мозга ребёнка для детей с ОВЗ
коррекционные минутки (память, внимание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейроигр в работе логопеда
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта....
Мастер-класс «Нейроигры в работе с детьми»
Мастер-класс «Нейроигры в работе с детьми»Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и пс...
Презентация Использование нейроигр в работе с дошкольниками
Презентация основных направлений работы, в которых можно использовать нейроигры....
Использование нейроигр в работе учителя-логопеда.
Использование нейроиг в работе учителя-логопеда....
Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ для формирования произвольного внимания и саморегуляции, как основы учебного поведения.
Самые характерные сложности для детей с ОВЗ являются трудности в усвоении учебного материала, часто обоснованно это незрелостью произвольных процессов, и впоследствии вызывают проблемы учебного поведе...
Мастер класс " Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер-класс для педагогов ДОТема: «Использование не...
Методическая разработка "Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста".
В данной методической разработке представлен опыт работы воспитателя Григорьевой Ольги Сергеевны. Данная методическая разработка «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возрас...