Мастер-класс «Нейроигры в работе с детьми»
материал

Загуменная Александра Сергеевна

Мастер-класс «Нейроигры в работе с детьми»

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Так, в частности, у детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются особенности психического развития: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность неустойчивость; ограниченный объем, продолжительность запоминания смысловой информации, неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается в отставании в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения. Речь состоит обеденная, маловыразительная, аграмматичная, отмечается ограниченность словарного запаса, допуск ошибок изложения логической последовательности трудности в использовании и подборе антонимов и т. д. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для многих детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга, по А. Р. Лурия).

1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований. На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.

2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства, формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память). На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль.

Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному, зависят от исходного статуса ребенка.

С целью повышения результативности коррекционнно-логпедического воздействия н с детьми с ОВЗ в своей работе я применяю нейроигры. В результате применения этих игр наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (автоматизация, дифференциация звуков, навыки звукового анализа, повышается уровень интеллектуального развития, внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Занятия нейроиграми должны быть систематичными, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Работу начинаю с простых кинезиологических упражнений.

1. Рисование фигур, несложных объектов двумя руками.

2. Закрашивание двумя руками.

3. Письмо, рисование в воздухе.

4. Письмо, рисование на спине и ладошках.

5. Игры на фонематическое восприятие «Зайчики»- если есть заданный звук дотронуться до левого уха и улыбнуться, если нет- то до правого и показать грустное лицо.

6. «Звуковая дорожка «Друзья». Дети осваивают движения левая рука на правое плечо, а правая на бок, затем меняют наоборот. Логопед называет цепочку слогов СА-СА-ША 1движение, 1,2

7. «Робот». Ребенку предлагается сделать столько движений сколько слогов в слове, слов в предложении.

8. «Кодировка». Ребенку предлагается назвать цифру, определить направление руки (обозначенное буквой внизу) и произвести соответствующий взмах рукой. То же с буквами. У игры система усложнений –измененная последовательность.

9. «Кодировка» с автоматизацией и дифференциацией звуков.

10. Нейроковрик. Ребенок должен повторить расположение рук, ног. Педагог располагается рядом в начале, усложнение напротив.

11. «Цветовые дорожки». Ребенок должен определить руку, какие пальцы используются, расположение пальцев руки на дорожках. Счет, пространственная ориентировка своя и относительная.

12. «Разноцветные пальчики». Ребенок называет картинку, отрабатывая звукопроизношение и определяет цвет соответствующей картинки пальчика к которому задан цвет, накладывает на фишку соответствующий пальчик.

13. Балансир

14. Чтение с подниманием пальчиков.

15. Перекладывание предметов с изменением направления.

16. Игры с мячами (отстукивание с переменой рук)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ.                 Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...

Мастер-класс: «Метод кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

В специальной литературе отмечается, что у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики.  В связи с этим авторы подчёркивают необходимость специальной работы ...

Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.3. игра-инсценир...

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...